Как Сталин решился на войну с США в Корее после испытания атомной бомбы

Apr 17, 2012 01:22

8-10 апреля 1950 г. состоялся неофициальный визит в Москву главы правительства КНДР и Трудовой партии Кореи Ким Ир Сема и министра иностранных дел КНДР Пак Хен Ена, их сопровождал посол СССР в Пхеньяне Терентий Штыков. В ходе встреч со Сталиным северокорейские руководители изложили свой план объединения Кореи вооруженным путем. Советский лидер согласился с ним.

К этому времени Советский Союз уже испытал 26 августа 1949 г. собственную атомную бомбу. Большая часть американских войск начиная с лета 1949 г. покинула Южную Корею. Кроме того, уверенность Москве придавали победы Мао Цзэдуна в Китае и Хо Ши Мина во Вьетнаме.

Неустойчивая внутриполитическая обстановка сложилась и в самой Южной Корее. Сталин надеялся на легкую и скорую победу северян в течение 25-27 дней, в чем убеждал его Ким Ир Сен. Однако окончательное решение о начале наступления зависело от китайских коммунистов, от их согласия поддержать военные действия на Корейском полуострове. 14 мая 1950 г. Сталин поставил в известность Мао Цээдуна о готовящейся операции. Китайский вождь хотя и опасался прямого столкновения с Вашингтоном и втягивания КНР, а равно и СССР в третью мировую войну, тем не менее одобрил политику Северной Кореи, рассчитывая в случае успеха Ким Ир Сена нанести удар по позициям США на Дальнем Востоке и возглавить национально-освободительное движение народов колониальных и зависимых стран Юго-Восточной Азии.

В соответствии с принятым решением Москва резко увеличила объем поставок вооружения и военной техники Пхеньяну. Только в 1950 г. Советский Союз передал КНДР ВВТ на сумму 871 млн. руб. - в 5,3 раза больше, чем в 1949 г., и практически столько же, сколько за 1951-1953 гг. Северная Корея получила советские самолеты, танки и САУ, гаубицы, пушки, минометы и противотанковые ружья, пулеметы, винтовки и пистолеты, автомобили, мотоциклы и боеприпасы, инженерное имущество, средства связи. Не позабыли даже о лошадях, повозках и упряжи.

По данным американской разведки, уже с середины марта 1950 г. северокорейские власти под предлогом якобы готовившегося наступления со стороны Южной Кореи проводили эвакуацию мирного населения из зоны шириной до 5 км, примыкающей с севера к 38-й параллели. 8 июня 1950 г. на всех железных дорогах КНДР ввели чрезвычайное положение. Гражданам Северной Кореи, кроме ограниченного круга должностных лиц, запретили ездить поездами. С этого времени на юг страны шли только эшелоны с военнослужащими и боевой техникой. С помощью советских военных специалистов был подготовлен и в Москве утвержден план наступления северокорейских войск на юг полуострова. По воспоминаниям бывшего военного советника при академии КНА полковника в отставке Александра Николаева, советские офицеры приняли непосредственное участие в отработке предстоящих действий в дивизиях корейской Народной армии, в рекогносцировке местности и в скрытом сосредоточении частей КНА в районе 38-й параллели в период с 12 по 23 июня 1950 г.

В результате войска Севера на тот период по линии соприкосновения превосходили южан: по пехоте - в 1,3, артиллерии - в 1,1, танкам и САУ - в 5,9, самолетам - 1,2 раза. Все подготовительные мероприятия были закончены к 24 июня. К 24 часам того же дня северокорейские дивизии вышли на исходное положение. Посол СССР в КНДР Штыков сообщил в Москву: "Агентура противника, вероятно, передислокацию войск обнаружила, но план и сроки начала действий войск удалось сохранить в секрете". Военнослужащим КНА был зачитан заранее заготовленный политический приказ министра национальной обороны КНДР Цой Ен Гена, где указывалось, что южнокорейская армия спровоцировала нападение, нарушив 38-ю параллель, и правительство КНДР приняло решение о переходе корейской Народной армии а контрнаступление. Это известие было воспринято с большим подъемом. На рассвете 25 июня 1950 г. в 4 часа 40 минут с позиций севернее 38-й параллели загрохотали артиллерийские орудия, сметая все на своем пути. Вслед за артподготовкой в атаку на южнокорейские позиции ринулись пехотные дивизии КНДР. Началась трехлетняя локальная война.

http://vladeha.com/joomla/history/19-2010-07-09-18-48-57

Мао, Как Сталин, Атомная бомба, Ким Ир Сен, Антикоммунизм, Китай, Сталин, Корейская война

Previous post Next post
Up