Эти женщины стали музами великих людей. Они сводили гениев с ума, разбивали их жизни и навсегда оставались в их сердцах…
«Черный ангел»
Почти половину века назад, Венецию потряс громкий судебный процесс под названием «Коза русо». Аристократка, потомок древнего рода Мария Тарановская обвинялась в организации и доведении до самоубийства 14 человек…
«Героиня» этого уголовного дела - киевлянка Мария Николаевна Тарновская, неординарная женщина, чья кровь течёт в потомках известного в Российской империи славного рода Тарновских из Качановки. Процесс Тарновской (1910 г.) стал мировой сенсацией, её биография была переведена на все важнейшие европейские языки, её фотографии переполняли иллюстрированные журналы, о ней написаны книги, невероятное множество статей. На театральных сценах ставились пьесы из её жизни.
Мария в 17 лет вышла замуж за одного из самых завидных женихов. Вскоре ей стало скучно, и она совратила его младшего брата, а потом бросила. От горя юноша повесился. Ее любовники бросали жен и детей, отдавали ей все деньги и стрелялись на дуэли с ее мужем. Ей посвящали стихи, писали пьесы, ее портреты печатались на первых полосах газет.
Когда у любовника заканчивались средства , она предлагала застраховать жизнь в ее пользу и застрелиться. Среди ее жертв - граф Павел Голенищев-Кутузов-Толстой, польский шляхтич Стефан Боржевский, немецкий барон Владимир Шталь, дворянин, присяжный поверенный Донат Прилуков, граф Комаровский…
Вот что писали о Марии :
«Несомненный успех Тарновской у мужчин, несомненно, был связан с тогдашним викторианским отношением к сексу. Жены и вообще замужние «дамы общества» - существа воздушные, как бы бесполые. Между браком и эротикой не было никакой связи… Мария Тарнoвская - графиня, дама света, в чьих жилах текла крoвь Марии Стюарт - тип в тогдашней России невиданный: развратная, сама выбирающая мужчину, не склонная к лирике. Oна ошеломляла».
События 1904-1905 годов стоили жизни двум её поклонникам. Одного из них, Боржевского, в припадке ревности ранил из револьвера Васюк, но суд присяжных оправдал Василия Тарновского. Любовник Манюни скончался от последствий ранения, поскольку, не долечившись, уехал в Крым, где отдыхала возлюбленная. Другой - Владимир Шталь - застрелился от несчастной любви.
Манюня стала хлопотать о разводе, поручив ведение дела знакомому адвокату - москвичу Донату Прилукову. Обременённый семьёй человек, имеющий хорошую адвокатскую практику, Прилуков влюбился в Тарновскую, бросил жену и детей, пробовал даже отравиться, но, в конце концов, уехал с Манюней за границу. Около 80 тысяч рублей, доверенных ему клиентами, дали им возможность несколько месяцев пожить на широкую ногу, но они быстро иссякли. И тогда Прилуков вместе с Тарновской разработал, казалось, идеальный план преступления…
Манюня считала графа Павла Комаровского достаточно богатым человеком и заинтересовалась им, узнав, что он неожиданно овдовел. По просьбе Манюни влюблённый в неё Комаровский застраховал свою жизнь в её пользу на 500 тысяч франков. В мае 1907 года граф познакомил Марию в Орле со своим молодым другом - секретарём канцелярии губернатора Николаем Наумовым. Неуравновешенный, склонный к алкоголю и всецело подпавший под влияние Тарновской 23-летний Наумов стал орудием в разработанном плане убийства Комаровского. Тот отдыхал в Венеции. Наумов сел в вагон первого класса с небольшим чемоданом в руках, в котором хранился пистолет. Поездка в Италию должна была занять четыре дня. А после убийства Комаровского Наумов должен был уничтожить все документы и немедленно скрыться в Швейцарии. Сама же Тарновская приехала в Италию чуть позже.
Утром 4 сентября 1907 года Николай появляется на пороге графского дома, расположенного на площади campo Santa Maria del Giglio. Прислуге он представляется русским другом хозяина. Когда Павел Камаровский вышел навстречу гостю, Наумов выстрелил в него в упор со словами: «Вы не должны жениться на графине!».
Раненого графа поместили в венецианскую больницу «Ospedale». Косвенной причиной его смерти, наступившей 8 сентября, стал, возможно, итальянский судебный следователь Педрацци, который вёл многочасовые допросы Комаровского. Когда арестованный Наумов узнал от следователей об истинных мотивах убийства, он сознался и назвал имя заказчицы. Тарновская и Прилуков были задержаны в Вене при попытке получить деньги по страховке. Следствие тянулось более двух лет, и громкий судебный процесс состоялся в Венеции лишь весной 1910-го. На скамье подсудимых оказались Наумов, Прилуков, Тарновская и её камеристка Элиза Перье, посвящённая во все замыслы госпожи.
Зал суда напоминал театр в день долгожданной премьеры. В Венецию съехались сотни журналистов. Итальянцы прозвали Марию angelo nero («Чёрный ангeл»). Тарновская защищалась изобретательно, изображая себя игрушкой в хитросплетениях чужих страстей. Рассказывали, что во время судебного процесса в Венеции ежедневно меняли карабинеров, сопровождавших графиню в суд - из боязни, что и на них подействует магия «Чёрного ангела».
Во время судебного процесса в Венеции Мария Николаевна говорила адвокату:
"В суде, когда я спокойна, меня называют циничной; если бы я плакала и теряла самообладание, мои слёзы назвали бы крокодиловыми. Никто не подозревает, что я переживаю. Разве я в самом деле авантюристка, преступница, убийца, какой меня изображают?.. Если я не являюсь конкуренткой на приз за добродетель, то все, по крайней мере, убедятся, что я больная слабая женщина, а не мегера и демоническая натура…"
Суд не поддался на уловки обвиняемых и их адвокатов - от наказания освободили лишь одну Перье. Тарновскую же осудили на восемь лет исправительных работ в Венеции, на соляных промыслах. Кара могла быть и более суровой, но подсудимых признали виновными не в убийстве, а в покушении на убийство, посчитав, что Комаровский умер в результате неудачного лечения. В Киеве о Тарновской ещё долго не забывали. В газете «Южная копейка» даже печатали из номера в номер роман о ней.
После революции её муж Васюк (Василий Тарновский) эмигрировал. Что же касается дальнейшей судьбы Марии Николаевны, то, согласно одной из версий, в неё заочно влюбился некий американский миллионер, и после того как она отбыла наказание, будто бы женился на ней и увез жену в Штаты. По другой - во Франции, в 1921 году, ею увлекся один американский офицер, с которым они вместе отправились в Южную Америку. Якобы там она прожила всю оставшуюся жизнь и умерла в возрасте семидесяти лет, забытая всеми.
"Зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает"
Марлен имела очень много любовников и даже любовниц. Она, то увлекалась Джозефом Кеннеди, то канадской миллиардершей Джо Карстерс.
Ремарк познакомился с Марлен Дитрих в Берлине, в 30-х годах.
Как истинная «роковая женщина» актриса не отталкивала и не приближала писателя…Не клялась в вечной любви, но в тоже время давала надежду.
Их роман вспыхнул и очень скоро погас, не смотря на безумную любовь Ремарка.
Ремарк топил свою боль на дне бокала…Любовь писателя обернулась многолетней депрессией и выместил всю свою боль в произведении «Триуфальная Арка». Герой его романа Равик, был более решительным, и ему удалось все- таки заглушить свою любовь к раковой актрисе, что не удалось сделать самому Ремарку… Устами своего героя Эрих дал такую характеристику Марлен:
"Она принимала только то, что ей подходило, и так, как ей хотелось. Об остальном она не беспокоилась. Но именно это и было в ней самым привлекательным... Зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает".
«Женщина с хлыстом . Брак втроем»
К моменту встречи с Владимиром Маяковским, Лилия Брик была уже замужней дамой. Но это не помешала ей влюбить в себя писателя раз и навсегда…
Однажды Лиля Брик и Маяковский зашли в модное петроградское кафе «Привал Комедиантов». Уходя, Лиля забыла сумочку, и поэт вернулся за ней. За соседним столиком сидела эффектная дама, известная журналистка Лариса Рейснер, которая взглянула на Маяковского с грустью:
«Вы теперь так и будете таскать эту сумочку всю жизнь! Я, Ларисочка, могу эту сумочку в зубах носить, - последовал гордый ответ, - в любви обиды нет!» Согласитесь, впечатляет? Как, впрочем, и все в эпатирующем романе замужней и откровенно не ослепляющей своей природной красотой (свидетельства непредвзятых современников и фотохроника удивительно единодушны в этом вопросе) дамы и гениального поэта.
Их роман продолжался некоторое время «на стороне». Маяковский, не стыдясь супруга Лилии, постоянно навещал ее. Вскоре, он начал упрашивать Бриков принять его «насовсем».
Он объяснял свое желание очень просто: «влюбился безвозвратно в Лилию Юрьевну». Та дала согласие, а Осип Брик был вынужден смириться с прихотью жены… Так начался один из самых громких романов столетия, «брак втроем», слухи о котором быстро распространились в литературных кругах.
Троица проживала вместе в крохотной квартирке. Лилия признавалась в любви то Маяковскому, то своему супругу. Иногда она уверяла, что все еще любит Осипа. И даже ее увлечение Маяковским, было лишь следствием того, что его почитал и уважал Осип Брик.
Будучи в преклонном возрасте, Лилия поведала, какое удовольствие ей доставляло заниматься любовью со своим официальными супругом, а Маяковского в такие минуты запирали в кухне. Он «плакал, царапался, просился» присоединиться к участникам событий.
«Роковая Лу»
Один из самых мудрых мужчин в истории Фридрих Ницше, был безнадежно влюблен в юную девушку Луизу Саломе. Ему тогда было 38, ей 21. Некоторые утверждают, что в образ Заратустры философ вложил черты своей возлюбленной…
Отрежь язык - я поклянусь губами.
Сломай мне руки - сердцем обниму.
Разбей мне сердце - мозг мой будет биться
Навстречу милосердью твоему.
Луиза родилась в Санкт- Петербурге. Уже в 20 лет она была очень образованной девушкой. Ее главной мечтой было создать своеобразною коммуну, в которой бы уживались вместе и мужчины и женщины, занимаясь исключительно духовным развитием. Одновременно с Ницше, молодой особой увлекся философ Пауль Рее.
Он тоже стал ухаживать за Лу. Девушка вышла из ситуации неожиданным способом. Она предложила Ницше и Рее «тройственный союз», основанный исключительно на высоко духовных началах. Проще говоря, никакого секса).
Они вместе путешествовали, обменивались мыслями, дискуссировали, читали, посещали культурные мероприятия . Но в итоге союз распался. Ницше хотел обладать Лу всецело. Она отвергала такого плана отношения. Саломе утверждала, что не сможет принадлежать только одному мужчине. Для нее такие отношения были сродни оковам...
Ницше умер через 18 лет в психиатрической клинике, так и не женившись ни разу. Рее ушел из жизни спустя год. Его тело нашли в горном ущелье. Было ли это самоубийством или простой случайностью, до сих пор не ясно.
Что касается роковой Лу, то она все таки выйдет замуж. Ее избранником стал лингвист. Саломе согласилась на этот брак с одним условием, что у них никогда не будет близости. Супруг сдержал слово, только вот ей это не мешало ей заводить многочисленные романы на стороне…