Оно не всегда проходит. Христианский образ жизни и общинность принадлежат друг другу. Именно поэтому так грустно, когда общинность разрушается духовными злоупотреблениями, потому что это разрушение доверия к другим, это сломанные и разрушенные личностные границы. Духовный абьюз власти может принимать различные образы, и не всегда легко определяем, если зашли на две минуты или на один молитвенный вечер, одно Богослужение, где пустили пыль в глаза, вызвав восторг, что все прекрасно. Поэтому важно при принятии ошибочного направления в сторону абьюза смотреть не в сторону, будто ничего нет, а говорить об этом, чтобы во-первых, те, кто пострадал, знали, что они ценны в глазах Бога, что их не бросили, что они важны для Бога. Нет. Они не вернутся туда, где было совершено насилие над их духом и душой. Но даже понимание того, что Бог на их стороне, дает им возможность повернуться к Нему снова и начать восстановление.
Собственно духовный абьюз везде одинаков, хотя никто не дает ему четкого определения. Поэтому повторюсь снова и снова, что если в церкви, общине, сообществе создается изоляция от внешнего мира, изолируют неугодных людей, отвергают тех, кто не согласен с руководством, есть элитарное мышление, когда одна группа более угодная руководству, чем другая и они явно в привилегированном положении, если ваша ценность определяется вашей ресурсностью для этого сообщества, если на первом месте принадлежность к церкви, общине, сообществу, а не ваша личностная тождественность, если постоянно нарушаются духовные границы и полно разбитых и раненых людей, если послушание и подчинение через смирение и унижение властью других превыше всего, если люди зависят от личности главы, то речь идет о духовном абьюзе.
Самая большая проблема, связанная с общинностью христианского образа жизни, состоит в том, что к сообществу привязывают мыслью “без нас ты потеряешь спасение”. Этот глубоко сидящий страх почти парализует при первой мысли о выходе. Потом идет страх за детей, взращиваемый странными примерами, и страх за то, что ты якобы станешь виновником разрушения Церкви (хотя Церковь невозможно разрушить человеку, история это многократно доказывала. Кто только не пытался, как только не пытались… Церковь устоит всегда.) А вот руководство поместных церквей подчас зацикленных на своей исключительности могут и потерять свою власть, чего они очень боятся. Именно поэтому они так настраивают против тех, кто решился уйти.
Просто на минуту представьте себя молодой девушкой или парнем, оказавшемся внезапно без друзей, без поддержки тех, кого он таковыми считал. Да, со временем он найдет друзей, но каких? Тех, кого тоже отвергали. Тех, кто, может, уже и не встал сам, но они по крайней мере не лезут в душу, где все так болит от того, что тот мир, который казался таким добрым и прекрасным, легким движением людей, любящих свою власть, был разрушен. И никто не спросил тогда: Как ты? Все побоялись даже посмотреть в твою сторону, чтобы …. не запачкаться? не оказаться в таком же положении? ну у каждого были свои причины.
И если позвонят или напишут, то лишь с какой-то целью. “Верни вот это, мы считаем, что ты брал…”, ну так слегка плюнуть вслед… назвав “рабочим моментом”. “Христиане должны быть послушными и подчиненными, а не самостоятельными, ответственными, зрелыми.” - это вслух прямо вряд ли скажут, но на деле именно это создают из людей. И это не соответствует духу Евангелия. Это соответствует обществу с идеологией, окрашенной в “христианские” цвета, которое распространяет весть о себе, своих достижениях и жертве лидера. Нынешний Римский Папа Франциск как-то сказал, что “когда церковь распространяет весть о себе, то она потеряла компасс. Церковь распространяет лишь Благую Весть о Христе! Она несет не себя людям, а Христа!”
Церковь, которая о себе говорит больше, чем о Христе, которая к себе зовет, потому что лучше нет на белом свете, чем они, превращается в институт, корнями которого становится эгоцентричность, выливающаяся в исключительность или теологический нарциссизм. Иисус принадлежит только им, и уже у Него нет шансов выйти из их окружения. Так церковь становится сообществом, вращающимся вокруг себя, и не осознающим, что выставляет себя источником света. Сначала домашние группы или ячейки начинают разбирать повторно воскресную проповедь, без права свернуть в сторону от основной линии “партии”, ну или какую-нибудь главу из нужной книги, которую обязаны прочитать все, помолиться молитвой, которую выслали для всех на сегодняшний день. Потом благодарить на свадьбах обязаны руководителей, выдающих себя за духовных родителей и ставящих себя выше родителей земных. Благодарить их вообще надо постоянно, даже за то, к чему они не имеют ни прямого, ни косвенного отношения.