Самое страшное в абьюзе то, что молчаливое большинство стоит на стороне абьюзера, в том числе и потому, что с ним или с ней никто не хочет связываться. Еще страшнее, когда абьюзеры восседают на тронах в церквях, убивая часто и так израненные души людей. Одно дело, когда тебя обижают где-то в магазинах, и другое, когда над тобой издевается человек, которому ты доверяешь и на которого смотришь снизу вверх, хотя бы потому что он стоит впереди, ну и физически повыше... Как помогают абьюзеру в церкви? Я приведу пару вариантов, у некоторых есть и другие. Тебя сразу начинают убеждать, что нет совершенной церкви.
В прошлом году мы случайно попали на Богослужение в католической церкви Мюнстера. Обычно, церкви закрыты на время литургии или висит объявление об этом, а здесь можно было войти-выйти... Была короткая легкая и в то же время глубокая проповедь о Христе. Можно сказать, Евангелие за пятнадцать минут. Без лишних слов, емко. И в конце перед причастием, вышла женщина и предложила всем вместе помолиться ходатайственной молитвой за людей, пострадавших от неправедных священников католической церкви. Она молилась вслух, прося Бога направить к этим людям тех, кого они услышат, чтобы они не ушли от Него, но шли к Нему и Он мог исцелять их раны. Нет. Она не убеждала в совершенстве католиков. Не ругала тех священников. Не оправдывала их. Она молилась о тех, кто нуждался в Нем и Его любви.
Но такое бывает редко, как правило, вместо сочувствия и сопереживания, церковь объединяется вокруг абьюзеров и переходит к самозащите. И во всем резко становится тот, кто посмел открыть рот и сказать, что абьюзер издевается над людьми. Ну что вы! Это у говорящего был просто "плохой опыт, в церкви полно несовершенных людей, которые лишь люди и совершают ошибки...." Еще омерзительнее бывает, когда абьюзера внешние обстоятельства заставляют извиниться и тот извиняется по принципу - "ну если хотите и если я виноват, я готов принести извинения, но.... вы сами, короче, виноваты" и дальше новая волна насилия и издевательств. А внешним можно сказать, что извинился. И такое "извинение" только отвлекает от настоящей проблемы. Есть пострадавшие - нельзя от этого отмахиваться и отворачиваться. Не имеет никакого значения сколько хорошего сделано церковью и какое служение оказало положительное влияние. Хорошие дела не отменяют плохие. Никто не говорит, что все только плохо.
Еще одно прекрасное требование абьюзеров к тем, над кем они издевались или издеваются - вы должны примириться или помириться. Во-первых, никогда пострадавшему человеку нельзя снова селиться в одном доме с абьюзером. Никогда. Потому что пока абьюзер не изменился, пока в его поведении нет явных плодов изменения, всякое примирение бесполезно. Нет, пострадавший или жертва может простить абьюзера. Но не жить с ним снова. Вы же не будете брать домой собаку, которая вас кусает... Но во многих христианских кругах принято создать внешнюю картину примирения. При этом абьюзеру важно, чтобы это было сделано жертвой, потому что это ему в копилку еще один "еврик", что он прав, и что можно дальше запугивать, уничтожать и бить людей. Безнаказанность повышает самоправедность. При этом вся ответственность за конфликт, за боль, за проблему, за раны воскладывается на...жертву. С духовными агрессорами обсуждать проблему даже в присутствии свидетелей бесполезно. Жертва не сможет выдержать такого давления, это все равно, что заставить человека со сломанной ногой еще раз показать как он ее сломал и при этом снять с него гипс, хотя нога не срослась.
Еще один нездоровый вариант решения, который любят навязывать абьюзеры окружению, чтобы те разделили именно с ними мнение "жертва-то сама виновата" - это нельзя сплетничать, а если речь о рководстве, то еще и сразу напоминается "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1Тим5:19). Но если руководство плохо обращается с кем-то, то говорить об этом - не сплетня, а в отношении абьюзера, который умеет выкручиваться из любых обвинений, перекладывая ответственность на жертву (см. предыдущий абзац) любая попытка "при свидетелях" что-то выяснить заканчивается провалом, потому что абьюзер всегда подыскивает только своих свидетелей, запугивая всех остальных, чтобы не приняли ни в коей мере позицию пострадавшего, не поддержали его ничем, не помогли и т.д. Запуганные свидетели тотчас принимают позицию "это не мое дело", "главное, меня не трогают", "моя хата с краю", "меньше знаешь, крепче спишь"... Насилие может быть в личных отношениях, но влияние идет на всю семью - хоть обычную, хоть церковную.
Духовное насилие - это не сплетни, не оговор пресвитера. Духовное насилие страшнее физического. Вспомните, что сатана сказал Адаму, что тот умрет смертью, а тот не умер сразу смертью физической, но оказался отрезанным от Бога и включилось время, начавшее отсчет к смерти. Раненный духом страдает не меньше раненного телом, иногда больше, потому что тело теряет духовную силу и начинает болеть. И абьюзеры пользуются тем, что начинают по-своему это преподносить: "Видите, он обиделся, а теперь заболел и умер. Нет, я вас не пугаю, но и с вами так будет." А сам он пока будет дальше ранить людей. Еще один аргумент, который людят выдвигать абьюзеры - что подумают неверующие. Если вас больше волнует репутации церкви, чем на факте насилия, то ваши приоритеты перепутаны. Если вы контролируете в мыслях ваши рассказы о церкви, преподнося людям какую-то яркую ненастоящую картинку церкви, какой-то неведомый идеал, которого нет, то вы подменяете реальную церковь на вымысел, говоря неправду. Если внешний вид для вас важнее истины, то где Истина? Чтобы подчинить себе других людей абьюзер начинет придавать свою интонацию каким-то словам пострадавших, говоря, что те или тот - такой озлобленный, обиженный, и может даже цитировать его слова, но добавив "пару деталей" и немного актерского мастерства в озвучивание и вуаля ... Пострадавшему начинают говорить - перестань быть озлобленным. Но люди, над которыми духовно надругались в церкви, имеют право быть эмоциональными, этим они защищают рану. Как я уже раньше писала, гнев , обида - это все го лишь реакция на боль, несправедливость, это здоровый ответ эмоций, с ним надо просто правильно справиться, в гневе не согрешать, обиде не дать пустить горький корень. При этом абьюзер имеет право быть обиженным, рассерженным, разгневанным на такую "неправильную" реакцию тех, над кем он издевался. И сочувствие большинства на его стороне... Так удобно, если жертва реагирует на то, что ее ранили в церкви - это ее проблема, она или он должны молчать, а вот агрессора надо броситься защищать всем миром. Еще один любимый аргумент церковных абьюзеров - "разделение церкви". Люди, которые сказали о насилии, дескать разделяют церковь. Т.е. насильник, практикующий насилие, церкви, я так понимаю, приносит "пользу", а разоблачающие насилие и насильника - ее разделяют? Мне было конкретно сказано никому не говорить, что меня сняли с лидеров за то, что я не подписала бумагу, что другие мои братья и сестры во Христе, на которых обиделось руководство - это беззаконники, что с ними запрещается общение, чтобы это не разделило церковь. Я должна была всем сказать, что я устала духовно на курсах повышения квалификации и мне дают возможность отдохнуть. Или должна была просто молчать. А потом начали создавать вокруг меня какой-то странный шлейф рассказов, что я обиделась на то, что меня сняли с лидерства. Хотя я еще на первом из четырех "разговоров" сказала, что если мое лидерство от Бога, то это Он решает когда, что и как, а если от людей, то и слава Богу, что не буду занимать чужого места. И вообще предположить, что я могу обидеться за снятие меня с лидеров может только человек, который меня не знает. Но думайте, что хотите. Ваш право. И слава Богу, что у нас есть право выбора и право решать. Но на первое мгновенье во мне возникло такое любимое абьюзерами чувство вины - ой, если скажу, это же Церкви будет плохо, но Иисусу плохо от того, что в Его Невесте - Церкви обижают людей, а не от того, что кто-то начал говорить правду, перестав покрывать ложь и беззаконие. Да, увы, разоблачение духовного насилия может разделить поместную церковь или общину, но это не последствие рассказа жертвы о проблемах, это последствие самого насилия, практикуемого в церкви.
Ну как примерно, рассказ жене об измене мужа может привести к разводу, но причина не в рассказе об измене и даже не в измене, измена - это уже последствие более глубоких проблем. Есть самое важное, важнее, чем знание о насилии, знание того, что говорят абьюзеры, чтобы себя защитить - это человек, который пострадал.
Личность, которую так любит Бог, что готов был встать на Его защиту и вместо него пострадать. Мне приходилось многократно выслушивать в церкви самых разных людей о том, как они пострадали от руководства. Я их просто выслушивала и на коленях несла их боль к Богу, потому что не знала ничего иного. Я понимала, что говорить насильникам о том, что они ранят людей бесполезно, потому что сама многократно натыкалась на их безразличие к личности человека, который им нужен просто как ресурс. И тогда я не знала, что делать. Я только плакала и молилась за тех, кому больно. И просила Бога их сохранить в Себе.