Sep 04, 2010 23:49
В догонку к моему предыдущему посту: лучше, чем сам Лимонов о себе в недавнем интервью малоизвестной газете, за него не скажет никто ...
«Астраханский мир», №18 (488): писатель и политик, лидер запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов отвечает на вопросы Александра Токарева о своем выдвижении в качестве кандидата на пост президента в 2012 году.
А.Т. Эдуард Вениаминович, в 90-е годы Вы не раз пробовали баллотироваться в депутаты Госдумы. И каждый раз были переиграны более влиятельными конкурентами. В последние годы Вы не проявляли никаких амбиций, связанных с выдвижением в органы государственной власти, довольствуясь ролью идеолога и духовного лидера. И вот теперь заявили о намерении баллотироваться на пост президента в 2012 году. Что изменилось? Чем вызвано Ваше решение?
Э.Л. Я вдруг убедился, что проблема оппозиции в отсутствии у нее единого сильного лидера. После трех лет сотрудничества с Каспаровым (а до этого и с Касьяновым) я убедился что нерешительность, непонимание сути политики, и просто отсутствие таланта удручают меня. Я и мои сторонники готовы были признать общим вождем оппозиции вначале Касьянова, затем Каспарова. Но работая с ними, убедились в их недееспособности. Лидеры помельче вообще карикатурные демагоги. Поэтому если никто не взваливает на себя эту ношу, ее взвалю я. Мой политический опыт-16 лет. Опыт удачный, недаром организацию, которую я возглавлял, запретили. Единовластие в России недопустимо. То, что чекисты прибрали Россию к рукам,- недопустимо. То, что власть и олигархия слились воедино,- недопустимо. От критики режима давно нужно перейти к конфронтации с режимом. Я вынуждено становлюсь во главе протестного движения.
А.Т. Вы не раз, начиная с 1998 года пытались зарегистрировать ныне запрещенную НБП. И, несмотря на всю проделанную работу, попытки эти не увенчались успехом, так как легализация подобной организации не в интересах власти. Вам не кажется, что власть сделает все, чтобы кандидата Лимонова не было в списках избирательных бюллетеней?
Э.Л. Да, я разделяю Ваше мнение. Но в случае, если ЦИК не зарегистрирует меня как кандидата, я не подчинюсь решению ЦИКа. Детали того, что мы будем делать, я не буду вам сейчас разглашать, но поверьте, мое намерение твердое - я стану кандидатом даже под пулями. Впереди три года. Я намерен использовать эти годы, чтобы убедить оппозицию в том, что я наилучший кандидат из возможных. И убедить власть, что выгоднее зарегистрировать меня кандидатом и допустить до участия в выборах. Уже сегодня разве не очевидно, что я, известный писатель, политик имею право быть кандидатом уже сегодня? Если такой как я не имею права, то чего стоит их ЦИК. Тогда это шайка мошенников, а не ЦИК. Тогда будем говорить по-иному.
А.Т. Вы много раз призывали бойкотировать выборы или голосовать протестно, перечеркивая крест на крест фамилии кандидатов или названия партий. В 2008 году, после отказа Михаилу Касьянову в регистрации в качестве кандидата в президенты, Вы заявили: «Осталась только революция», после декабрьского марша несогласных Вы призвали проводить дни несогласных и не уведомлять об этом власти. Теперь Вы собираетесь вновь идти по легальной дороге?
Э.Л. Формальная логика к политике не применима. Я призывал бойкотировать выборы, а вот сейчас хочу воспользоваться президентскими выборами. Вот так. Это не значит, что я раньше был прав, а сейчас не прав. Это не значит, что я сформировал какие-то принципы, а теперь им не следую. Я буду участвовать в выборах, потому что верю в то, что вокруг моего участия в президентских выборах 2012 года возникнет конфликт, а он-то и нужен.
А.Т. Вы понимаете, что даже в случае Вашей регистрации в качестве кандидата на пост президента, Вам придется сражаться против политических тяжеловесов как от партии власти, так и от оппозиции. Как Вы оцениваете свои шансы в этой грядущей борьбе? Что придает Вам уверенность в победе?
Э.Л. Какие тяжеловесы? Нет ни одной политической фигуры, которая была бы убедительна для 2012 года. Доверие народное не дается лидерам навсегда. Доверие народное даже новые, Каспаров, например, отчасти уже потеряли. Каспаров отказался от проведения собрания инициативной группы по выдвижению его кандидатом в президенты еще 13 декабря 2007, перестал ходить на марши несогласных, свел деятельность Национальной Ассамблеи к бумагомаранию и т.д. Я уверен что после неудач на предыдущих президентских выборах ни Касьянов ни Каспаров в выборах 2012 года участвовать не будут, и что, более того, они не имеют на это морального права. Тяжеловесы от партии власти? Их репутацию неумолимо точит кризис. И надеюсь, источит.
А.Т. Нынешние политические лидеры и организации выдвигают одни и те же лозунги, как правило, левые, и работают, таким образом, на одном поле. Что принципиально нового Вы готовы предложить обществу в своей предвыборной программе, чтобы среди всех кандидатов избиратель выбрал бы именно Вас?
Э.Л. Нового я хочу предложить себя: человека решительного, умного, сильного, готового взять на себя ответственность за страну и готового рисковать своей головой в борьбе. Общество не так уж интересуют программы, вы правильно заметили, что они более или менее одинаковы, как интересует фигура масштаба Леха Валенсы, которая могла бы объединить оппозицию, прекратить распри и повести людей к победе, как минимум к конфликту. Вокруг нас в странах бывшего СНГ идет бурная политическая борьба, сменяется власть, меняются правительства. А в России трусливое безволие подчинило себе и оппозицию и общество.
А.Т. Лимонов в массовом сознании - человек эпатажа, все поступки которого носят такой провокационный, крикливый характер, будь то тюрьма, женитьба или вот теперь - выборы. Не опасаетесь ли Вы, что ваша скандальная репутация, в том числе и Ваши книги, которые далеко не все могут правильно понять, повредит Вашим планам, намеченным на 2012 год?
Э.Л. Лимонов в массовом сознании - это нацболы, протестующие и сидящие в тюрьмах за свои убеждения. Человеком эпатажа я являюсь, может быть, для политической тусовки и околополитических кругов. Количество этих людей невелико. Скандальность моей репутации преувеличена. Биографии моей может позавидовать любой политик. Участие в нескольких войнах (причем в Книнской Краине я воевал добровольцем в 1993 году) несколько лет тюрьмы за попытку отторжения Восточно-Казахстанской области от Казахстана, создание НБП, более 170 нацболов за решеткой за последние 9 лет, запрещение партии. Что вы еще хотите? У кого есть такая биография? Какие убогие "политические тяжеловесы" смогут стать, не бледнея, со мной рядом? Мои книги? Они яркие и не обязательно, как вы видимо считаете, повредят мне на выборах. Если вы метите в книгу "Это я - Эдичка", то даже если ее прочли 500 тысяч человек, то это меньше чем полпроцента от общего количества российских избирателей, которых у нас каждый год не менее 104 миллионов человек регистрируется. Полпроцента - это ничтожно мало. Даже, если все эти 500 тысяч проголосуют против меня, во что я не верю.
А.Т. Вам не кажется, что Ваши потенциальные сторонники давно уже не ходят на выборы, а наш традиционный избиратель - пенсионеры и люди средних лет, как бы оппозиционно они ни были они настроены, сделают выбор в пользу вполне понятной и адекватной КПРФ, а не экзотического Лимонова? На чью поддержку Вы рассчитываете?
Э.Л. Мне кажется, что мне нужно придти вторым в первом туре президентских выборов и чтоб первый кандидат не набрал 50% голосов. Тогда во втором туре вся страна придет на выборы и проголосует за меня, хотя бы для того только, чтобы посмотреть, что же будет. Если вы считаете, что КПРФ понятна и адекватна, то вы - мой противник. Коммунистический избиратель давно разуверился в руководителях КПРФ, ведущих коллаборационистскую политику. Самое умное, что может сделать КПРФ - не выдвигать своего кандидата в 2012 году и призвать свой электорат голосовать за меня, за новый курс для страны, который я предлагаю. Ленин и его партия в 1917 году были в тогдашней России куда экзотичнее, чем кандидат Эдуард Лимонов. Подумайте!
А.Т. Каково, по вашему мнению, сегодняшнее состояние оппозиции в целом? В каком состоянии сегодня находятся «Другая Россия» и Национальная Ассамблея? Какие ныне существующие политические организации могут стать Вашими союзниками? Или Лимонов пойдет в бой один и без оружия?
Э.Л. В 2006 году была предпринята умнейшая попытка создания широкой коалиции оппозиции "Другая Россия". К сожалению, не по вине моей и моих союзников уже через год летом 2007 года рассорились Каспаров и Касьянов, а к 2008 году Каспаров фактически обратил все свои интересы и энергию к созданию узкой оппозиции либералов - в "Солидарность". Поэтому у него пропал интерес к "Другой России" и "Национальной Ассамблее". Обе коалиции существуют, но держатся, как говорят, «на честном слове». Я обращаюсь поверх голов лидеров политических тусовок непосредственно к рядовым активистам оппозиции: к коммунистам, равно как и к либералам, и к националистам, и к патриотам, и к демократам. Я считаю, что сегодня актуален лозунг Мао времен культурной революции, когда он хотел разрушить партийную бюрократию: "Огонь по штабам!"
А.Т. Есть расхожее мнение, что Лимонов - человек для России чужой, что он прожил 20 лет своей жизни за границей и не знает реалий российской действительности, а значит - неспособен к управлению государством. Так ли это? Как Вы оцениваете свои способности управленца? Есть ли у Вас команда, способная в случае прихода к власти провести эффективные реформы в интересах общества?
Э.Л. У вас не те знакомые видимо, что за расхожее мнение? Я знаю реалии российской действительности: сидел в тюрьме, в самой что ни на есть российской действительности. После забытой мною наполовину заграницы я уж скоро будет двадцать лет как живу в родном дерьме. Заграничный опыт - очень хорошо для руководителя государства, Владимир Ильич Ленин потому и победил, что 17 лет прожил за границей, потому знал, как может быть и как надо. Команда у меня есть. У меня есть люди, с которыми я работаю уже 16 лет.
А.Т. Что может помешать осуществлению Ваших планов?
Э.Л. Даже если меня убьют, конфликта не миновать. Ничто не сможет помешать осуществлению судьбы России. А ее судьба быть свободной.
разбор полётов