Сегодня весь протестантский мир празднует День Реформации. Человек, который был инициатором Реформации, родился в Германии в саксонском Айслебене.
Звали его Мартин Лютер.
Мартин Лютер ( родился 10 ноября 1483 г., умер 18 февраля 1546 г.) - великий немецкий реформатор, христианский богослов, переводчик Библии на немецкий язык, основатель немецкого протестантизма. В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.
Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Благодать Бога. Бог предназначает человека определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.
Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем» .
Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан.
«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.
18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенцией в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается в 95 тезисах.
95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) - документ на латинском языке, написанный Лютером и вывешенный
31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония).
От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма .
Основной мотив и идея написания 95 (XCV) тезисов - критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.
Вот некоторые из этих тезисов:
"1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
35. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.
62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.
79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.
83... Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из Чистилища?
84... В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?
86... Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?.."
Разве не остро актуальны эти тезисы и сегодня?..