Предбанник преисподней

Dec 18, 2017 16:31

Очень интересная статья о состоянии журналистики в РФ.

Юрий Богомолов:

"Семь лет назад Леонид Парфенов произнес речь, в которой доходчиво объяснил, как страшно далеко уклонилось отечественное ТВ от реальности и с какими рисками сталкиваются те, кто занимаются настоящей журналистикой. Сегодня стало понятно: Парфенов говорил о цветочках. Сегодня впору порассуждать о ягодках.

Игры престолов с медиа

Из нынешнего сонма медиа-активистов я выделил бы двоих - Дмитрия Киселева, задающего информационно-политическую повестку в эфире госканала, и его помощника Владимира Соловьева, разрабатывающего главные ее пункты. Отличаются они от своих коллег не столько высоким должностным положением, окладами или мерой отпущенного им таланта, сколько степенью иезуитства.

Нынче такое время, что приходится принимать за порядочных людей тех негодяев, что подличают без удовольствия, просто по нужде, по службе. Соловьев и Киселев как раз не из их числа. Они-то иезуитствуют с удовольствием и даже сладострастно.

Оглянувшись с высоты нашего времени на 90-е и на нулевые годы, приходится признать, что там и тогда звездные тележурналисты тоже не были ангелами.

Возьмем для симметрии такую парочку, как Доренко и Леонтьев, особенно агрессивную в ту пору. Что можно сказать про них? Бодрые информационные киллеры на службе у того или иного финансово-промышленного престола.

В начале 2010-х годов игры едва народившихся финансово-промышленных престолов кончились. На авансцене остался один игрок - первопрестольный Кремль.

Нарциссизм на государственном уровне

Шел 2007 год. Все ниши телевизионного творчества, которые занимали прежде Леонид Парфенов, Андрей Лошак, Алексей Пивоваров, Виктор Шендерович, Елизавета Листова, Марианна Максимовская, Светлана Сорокина, Николай Сванидзе и другие, заняты сотрудниками, ничем иным не примечательными, кроме как старательностью выражения верноподданнических чувств к государству и торопливым угадыванием его начальственных пожеланий.

Но отстроенная и сбалансированная вертикаль власти, гарантировав себе неприкосновенность и незыблемость, не могла обеспечить устойчивое экономическое развитие и повышение качества жизни государевым подданным. Все, чем государь мог их порадовать и приободрить, - это манифестацией собственного имиджа политического мачо на международной авансцене. То есть своего рода медийным культуризмом, в чем он, собственно, и преуспел с помощью федеральных телеканалов.

Радоваться и любоваться подданным сполна несколько мешала тотальная коррупция на всех этажах властной пирамиды и стремительно деградировавшая политическая конкуренция, а с нею и конкуренция экономическая.

Между тем государственный нарциссизм, который почему-то у нас принято именовать «патриотизмом», довольно быстро приобрел масштаб общенародной забавы и потребовал новых доз восхищения, восторгов и самообольщения.

Какие-то надежды в определенный момент возлагались на спортсменов. Но военный бодибилдинг оказался эффективнее. Скажем, для повышения рейтинга главнокомандующего вооруженными силами страны. Это стало очевидно, когда случился «крымнаш», с которым государственная гордыня обрела уже характер параноидального нарциссизма. Но, чтобы поддержать его градус, потребовалось резко увеличить объем пропаганды; политизированные ток-шоу перешли на круглосуточный режим работы в эфире. Это раз. Два - пришлось несколько переоборудовать и перенацелить саму пропагандистскую машину СМИ; она должна была работать не только на восхваление власти, но подвергнуть массированному остракизму внешних врагов, к коим следовало для начала возбудить чувство ненависти.

Цель в подобных случаях, прежде чем оправдать средства, рождает спрос на них и мобилизует исполнителей.

В новой общественно-политической конфигурации прославленные наемные журналисты-киллеры не так интересны власть имущим. Им нужны журналисты другого профиля - падшие ангелы, продавшиеся души, способные раскочегарить огонь реваншизма.
На медиарынке сразу поднялся спрос на души бывших статусных демократов с либеральной облицовкой: Дмитрия Киселева, Петра Толстого, Андрея Норкина, Владимира Соловьева.

Конечно, «падшие ангелы» не упали с неба. Каким-то манером они образовались и сформировались непосредственно среди нас. Тогда вопрос: с какого перепуга и из какого сора произросла нынешняя бесовщина?

Питерская подворотня как источник вдохновения

Когда костер взаимной ненависти между Россией и Украиной разгорелся, стало достаточно лишь изредка плескать в него бензином и можно от души позлорадствовать. Что мы регулярно и наблюдаем в программе «Время покажет» на Первом канале, где Артем Шейнин наклоняет оппонента до своего детородного органа. Это в порядке шутки. У его соведущего Анатолия Кузичева шутка другая: он предлагает журналистке с Украины оценить сексуальность своей лысины. Но верх остроумия - ведро коричневой субстанции, на котором написано «говно», а на самом деле это шоколад. Все счастливы.

В ток-шоу «Место встречи» на НТВ с лица ведущей Ольги Беловой не сходит глумливая улыбка, когда ей кто-нибудь что-нибудь возражает. А вообще она дама строгая. Предпочитает не спрашивать, а допрашивать, будто на Лубянке: «Нет, вы мне ответьте на вопрос». Вот-вот добавит: "В глаза мне смотреть!" А ее соведущий - тоже достаточно суровый мужчина Андрей Норкин, однажды, матерясь, вытолкал из студии другого взрослого «мальчика для битья». Но это он в порядке исключения. Как правило, он предпочитает ставить недругов на место посредством анекдотов, иногда с антисемитским душком, порой просто похабных, подслушанных, вероятно, в питерской подворотне. Не стану их воспроизводить. Кому любопытно, сможет их легко найти в интернете - там есть для них отстойники.

«Питерская подворотня» с некоторых пор стала источником вдохновения для особо ретивых пропагандистов. А вечерами и по ночам телезрителям предлагается заглянуть в Преисподнюю.

Сначала я подумал, что же теленачальники делают? Такую важную для власти пропагандистскую программу, как «Вечер с Владимиром Соловьевым», загоняют в ночную темень, когда добрые люди в большинстве своем всем зрелищам предпочитают приятные сновидения или просто развлечения.

И только спустя некоторое время до меня дошло, что в этом есть свой резон.

В предбаннике

Преисподняя имеет предбанник, где вестник Дмитрий Киселев по воскресеньям дает сеанс политической магии. В продолжении двух часов он, мерно вышагивая, внушает телезрителям, как надо понимать то, что произошло в мире, главным образом в Америке и в Украине, как нам всем повезло с нашим президентом, и как весь мир нам завидует. Впрочем, следить надо не за словами и умозаключениями сего господина, а за его руками. Они у него все время в движении. Вот он начинает очередной выпуск своей программы:

- Америка рвет договор по самому опасному классу ракет (руки резко идут в стороны, пальцы в растопырку). На что намекает Путин (правая рука сжимается в кулак, большой палец вверх). Это «Вести недели» (руки доброжелательно распахнуты зрителям навстречу). И я, Дмитрий Киселев. (обе руки утыкаются в себя). Потом они разводятся и смыкаются. Еще Киселев, перечисляя обязанности президента, загибает пальцы для вящей убедительности. Все это несколько напоминает Алана Чумака. (У него, что ли, брал уроки суггестии?..) Но есть у Киселева и собственное ноу-хау. Он, в отличие от прочих политических обозревателей и аналитиков, не стоит на месте. И тем более не сидит за столом. Он непринужденно гуляет вокруг своего престола.

Смею предположить, что мы имеем дело с подражанием. Подражанием большим начальникам. Самым большим начальникам. Такому, например, как Сталин, который проводил совещания своих ближайших подчиненных, не присаживаясь за стол. А если поверить авторам сериала «Троцкий», то и В. И. Ленин тоже практиковал подобный способ коммуникации со своими соратниками.

О сходстве несходного

Если Киселев напоминает по своей стилистике Чумака, то Соловьев - Кашпировского. Прежде всего, одеянием. Оба - в черном. Случайно ли это сходство? Они играют роли паранормальных фигурантов. Разумеется, каждый по-своему. Но цель одна: внушить нечто. Дальше опять развилка. Чумак и Кашпировский в своих сеансах дают телезрителям установки на излечение всех недугов сразу и по отдельности. Киселев и Соловьев провоцируют возбуждение ненависти к Западу вообще и к Украине с Америкой плюс пятая колонна в частности.

Тут надо сделать лирическое отступление. Предвестием кончины советской власти с ее соцреализмом и социдеализмом, чтобы не сказать - социдиотизмом, оказался успех не только молодых журналистов «Взгляда», но и новоявленных народных целителей, то есть экстрасенсов. В конце 80-х годов на ЦТ не было передач популярнее, чем с участием Кашпировского, несколько позже - с участием Чумака. Задним числом объяснить это несложно. Население, оставленное заботой советской идеологии, наконец-то, сообразило, что коммунизма не предвидится. И даже призрак его бесследно растворился в недалеком прошлом. Как тут было народной массе не повестись на посулы новых иллюзионистов, на их спасительную опеку.

Экстрасенсы подняли выпавшую из рук партийных пастырей эстафетную палочку и с честью продолжили дело массового гипнотизирования народа посредством телевизора. Вскоре и они куда-то канули, а после непродолжительной паузы явились новые крысоловы с новыми дудочками, посланцы ада, и завели свои пропагандистские рулады про фашистско-бандеровскую Украину, про злокозненную Америку. У них на разогреве к тому времени поработали Петр Толстой с Александром Гордоном, Сергей Кургинян с Александром Прохановым, а также Доренко, Шевченко, Бортко, Шахназаров и прочие. То был большой истеричный оркестр под управлением ненависти.

Черный человек

С началом полномасштабной информационной войны Владимир Соловьев заступил на бессменную вахту в ночном эфире. Шесть дней из семи он на посту с 23 до 2-3 ночи.

Ночь - это еще одно его одеяние, важная составляющая его демонического образа, который он усердно внедряет в сознание массового зрителя. Образ Черного человека.

Тут телезритель мог бы вспомнить пушкинского Моцарта:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек
За мною всюду

Как тень он гонится.
Вот и теперь…

И вот теперь он, если поверить уже другому поэту - Есенину - Черный человек в образе Соловьева на кровать ко мне садится, Черный человек спать не дает мне всю ночь.

Ночь - его головной офис, его штаб, где он в узком кругу пикейных жилетов решает трудные геополитические незадачи. Куда для показательной порки вызывается вражье племя. И ну над ним куражиться да глумиться на потеху ночной публики.
«Сильным не нужны оправдания, а слабым они не помогут», - напутствовал Черный человек юных риторов на детской программе «Синяя чайка».

Но стоило Ксении Собчак в ночном противостоянии один на один с Соловьевым усомниться в его человеческой и профессиональной порядочности, как он вышел из себя, и сразу стало понятно, что его репутация - его самая больная мозоль. И дело, которому он служит, достаточно сомнительно для него самого. Оттого такое раздражение и такая злоба.

В оправданиях не нуждается, но ими запасается: орденом из рук президента и статуэткой «ТЭФИ», дарованной ему чиновным сословием из телеиндустрии. Черт оказался не так страшен, каким он сам себя намалевал. У нас и черт не настоящий. Как и царь. Но многие - 86 процентов - в обоих веруют.

Наши падшие ангелы, желающие податься в бесы, не торгуют душами по причине их отсутствия. Они поступают по-другому. Примерно так, как это делал Зепп Шмиц, герой пьесы Макса Фриша «Бидерман и поджигатели». Он послал к черту все десять заповедей и стал жить в свое удовольствие. И чувствовал себя прекрасно.

РФ, журналистика

Previous post Next post
Up