О музыке. Задумчивое.

Mar 11, 2013 17:10

Прочитала пост на Летидоре, потом крик души мамы-композитора, добавила к этому свои размышления...
Да, я окончила музыкальную школу, по классу фортепиано. Что я из этого вынесла?
Три-четыре произведения, которые я помню наизусть и воспроизвожу почти без запинок. Знание нотной грамоты, по собственным ощущениям - на уровне букваря. То есть буквы узнаю, а сложить в слова не очень-то получается. Сыграть с листа партию одной руки могу, но посмотреть и понять, как оно будет звучать - нет. И двумя руками сразу не сыграю.
Интервалы на слух различаю (но мнемотехнику для их запоминания помню лучше, чем сами интервалы). Транспонировать из тональности в тональность могу. На бумаге. Даже знаки расставлю правильно. Записать мелодию, услышанную на слух? Не смогу. Только проиграть, и затем записать. Подбираю одним пальцем, но неправильности слышу сразу. Определить длительность нот и пауз на слух не смогу. Только сказать, эта длиннее, эта короче, но не определить, насколько.
Знаю имена композиторов и совсем немного - узнаю их по произведениям. огромный пласт музыкальной культуры открыла для себя уже после 25, причем как классической музыки, так и современных композиторов и исполнителей. Не могу сказать о себе, ни что я разбираюсь в музыке, ни что имею какие-то системные знания.
Люблю петь. Все еще. Хор в музыкальной школе дал мне знание, что у меня альтовый тембр голоса, и что петь я не умею. Ну, собственно, и не научилась за 5 лет музыкалки. При этом меня завораживает пение каноном и многоголосье - но я не научилась держать "не партию мелодии".
Знания о других музыкальных инструментах, представление об опере и балете, даже три аккорда на гитаре, которые я научилась брать - это все не имеет никакого отношения к музыкальной школе.
Муж у меня тоже закончил музыкальную школу, но по классу баяна.
Он как раз умеет читать с листа - и сразу двумя руками. Он легче подбирает мелодии на слух, причем неважно, на каком инструменте - баяне, пианино или на гитаре. Он не узнает произведения классиков, даже те, которые знаю я, и тоже считает. что не умеет петь (и почему-то думает, что я умею).
У нас были разные музыкальные школы, но очень сходная программа.
Я не считаю, что музыка "вообще" бесполезна, как пытался доказать Леха в своей статье. Что умение играть на музыкальном инструменте по своей полезности сопоставимо с веревочными играми и пересыпанием круп. Что любая музыка "с носителя" - это "консервы", и что шум водопада или пение птиц производят тот же эффект, что и запись "Времен года" Чайковского. Что то, какая именно музыка нравится, определяется социальной группой и социальной ситуацией.
Нет. Не всегда. Удивление и воодушевление, которое испытывает ребенок, извлекающий звук из колокольчика (барабана, трещотки, бубна, металлофона, свистка, балалайки), не похоже на то, которое он получает, научившись завязывать шнурки или играть в "колыбель для кошки". Да и возраст знакомства может быть гораздо более ранним. А умение отбить ритм, как и способность пропеть песенку, выдержав мелодию - навыки в целом "из другой оперы", чем мелкая моторика и речь. И другие зоны мозга за них отвечают, гораздо более древние. Методика Карла Орфа с освоением этих навыков успешно помогает. Только вот распространенность этой методики, наличие преподавателей, ее доступность - совсем невелики. Вот Юля fuvche занимается, и к ней я бы детей водила - но далекооооо...
Меня неизменно восхищает тот простой факт, что если я захочу познакомить своих детей со структурой оркестра, строением музыкальных инструментов или творчеством конкретного композитора - я, скорее всего, с легкостью найду нужные видео и аудио в Интернете. А это значит, что музыкальная культура моих детей может быть гораздо богаче и разноплановее, чем моя.
Да, это очень важно, фильтровать поступающую звуковую информацию. С этим, как с курильщиками, уважение к некурящему соседу отсутствует. У нас дома нет телевизора, но когда я оказываюсь там, где он работает как фоновый шум - меня сразу бьет по ушам звукоряд. Он рассчитан на то. чтобы привлекать внимание, и успешнее с этим справляется на непривычных ушах. То есть моих. А эти привязчивые песни-хиты, которые цепляются к тебе, как репейник, стоит только раз услышать? Я до сих пор помню - и про белые розы, и про паспорт, и про дельфина и русалку, и про море пива, а вы?
Поэтому дома мы нечасто слушаем радио, да и просто музыку - иногда, по настроению, включаем. Но при этом дети знают, где нажать волшебную кнопку, чтобы заиграла музыка, и начать танцевать (и да, волшебной кнопкой выступает пианино, а не музыкальные игрушки с механическим звуком, и меня это успокаивает). И сами играем и поем время от времени. Мне кажется, что вот это совместное музицирование - самое лучшее, что можно придумать. Но почему-то редко получается, да и настроение не всегда есть...
Я помню, как мой брат до истерики боялся одной песни с пластинки (а мне она нравилась...): там было громкое, резкое вступление. Зато сыну нравится любая песня, если она о поездах - независимо от того, какая в ней мелодия. Но при этом на определенную музыку дети четко реагируют "выключи" (младший - где-то с полугода) - и мне сложно оценить, почему им не понравилось. Но я знаю, что то, что им не нравится - не нравится на глубинном, физическом уровне - вряд ли будет нравится на социальном, потому что эту мелодию любят в компании. Скорее, поищут себе другую компанию со сходными интересами.
Да, слушание музыки в наушниках притупляет слух - и в целом, и музыкальный. А физическая восприимчивость музыки встречается все реже и реже. Помню, в одной популярно-психологической книге меня поразила история, как в поезде дальнего следования проводники крутили какой-то диск по вагонному радио, закольцованный, и автор книги несколько раз подходила к ним с просьбой выключить, потому что у нее голова болела, а от нее отмахивались. А потом вдруг выключили и проводница к ней прибежала перепуганная с вопросами о самочувствии: оказалось, что в соседнем вагоне с другой такой же чувствительной женщиной приступ случился, скорую вызвали... А большинство пассажиров ехали и не жаловались...
Да, я хотела бы, чтобы мои дети умели играть на музыкальных инструментах. Но я совсем не уверена, что для этого им обязательно необходима музыкальная школа. Впрочем, я не уверена и в том, что частный преподаватель будет заниматься не по стандартной методике - и при этом с хорошим результатом, и не отобьет интерес к музыке. А муж вот считает, что музыкалка - полезное дело. Что ж, поживем - увидим...

музыка, развитие, размышления

Previous post Next post
Up