Глиняные игрушки для игры

Feb 16, 2012 13:12

Оригинал взят у alelchuk в Глиняные игрушки для игры

Хорошо ребенку, если родители умеют рисовать и лепить! А если нет? На самом деле, такого не может быть, потому что на уровне ребенка умеет рисовать и лепить каждый взрослый. По крайней мере, может научиться. Главное -- понять, что лепим и рисуем мы не для эстетического результата, а для игры, для переживания чувств и ситуаций. Рисуем и лепим быстро, неаккуратно, но понятно.

Два года назад, примерно в это же время года, я выложил в этом сообществе и своем журнале несколько мастер-классов по лепке бревенчатого дома, его жителей, дерева с обитателями, Винни-Пуха с Пятачком, обитателей леса, панельного дома, замка, миски и кувшина. Теперь пора писать продолжение сериала. На этот раз займемся деревенскими домашними животными. Они не привязаны ни к какой сказке, можно ведь играть просто в деревню. А можно использовать это пространство и персонажей в разных сказках, самый очевидный пример -- "Простоквашино".




Итак, лошадь, корова, свинка, овечка. Основной принцип, как и раньше -- простая обобщенная форма, которая может быть использована в любой игре. Лепим грубо, потому что (1) в игре все равно всё будет поломано, (2) ребенок не должен пугаться, что он так не сможет слепить. При этом у каждого персонажа есть несколько простых характерных черт, которые позволяют его сразу опознать.


Из предыдущих серий вы можете узнать, как я предлагаю создавать образ хозяина (человека мужеска пола) и хозяйку (любого возраста и комплекции).


  


... а также бревенчатое строение (хлев) и собачку Жучку.


 


Теперь займемся лошадью. Как обычно, обозначаем и вытягиваем куски глины в тех местах, где будет голова и четыре ноги. У лошади характерная черта -- длинная выгнутая шея, так что на голову закладываем побольше массы. Потом удлинняем ноги и выравниваем шею-голову. Добавляем хвостик по вкусу.


 


Верхнюю часть шеи заворачиваем вперед -- это голова. Она заметно сужается к носу. Делаем шею немного поэлегантнее -- убираем лишнее снизу и добавляем сверху, и вытягиваем острые уши. Зад должен быть чуть скошен назад, так лошадь меньше похожа на собаку.


  


Что уж точно сделает из любого зверя лошадь -- грива. Отщипываем ее по верху шеи и даем ребенку палочкой нарисовать волоски. Попону-седло можно нарисовать палочкой, а можно прилепить сверху лепешку. И можно уже сажать деда в седло. Не боимся крутить его руки-ноги, чтобы получше уселся и схватился за гриву -- мы для того его и лепили, чтобы мять-крутить.


  


Конечно, это взрослый способ лепки -- вытягивать ноги из целого куска. Он очень быстрый и ноги хорошо держатся, не отваливаются. Большинству детей до 5-6 лет он совершенно недоступен, да и шестилетки далеко не все могут вытянуть из куска глины хоть сколько-нибудь сносную ногу. Поэтому, чтобы ребенок сам смог слепить лошадь, нужно показать ему другой способ -- из отдельных деталей. При этом мы все-таки стараемся сразу задать общий образ, например, тем, что начинаем лепить с ног. Их можно сразу поставить на место, и фактически образ лошади уже создан -- понятно, где она, что делает и какого размера. Теперь любой кусок, который ребенок положит сверху, придется впору.


  


Тут нужно вместе с ребенком положить лошадку на бочок и хорошенько примазать все четыре ноги к туловищу. Тогда по прочности и по общности формы мы достигнем того же эффекта, что при цельнотянутой лепке. Голову ребенок может прилепить тоже на свое усмотрение.


  


Проследите, чтобы на ней появились уши, глаза дети обычно с удовольствием рисуют сами.




Прекрасно, с лошадью справились. Теперь займемся коровой. Это не такой привычный образ, и часто вместо коровы получается рогатый медведь. Начнем, однако, как обычно -- заготавливаем куски для головы и ног. В отличие от лошади, у коровы нет шеи. Конечно, у настоящей коровы шея ничуть не меньше лошадиной, потому что она точно также достает ею до земли, не сгибая ног. Но она никогда не поднимает голову вверх, поэтому обобщенный образ у нас в сознании именно такой -- без шеи. Значит, на голову даем поменьше глины. Ноги тоже у нее невелики, зато пузо нужно заложить достаточного размера.


  


Если соблюсти пропорции ног, живота и головы, то после добавления рогов корова получается как живая. Чтобы еще добавить жизни, можно вспомнить, что у коровы провисшая спина, она как бы висит на костях бедер и лопаток.


  


Если, наоборот, добавить массы в спине и холке, и чуть поднять голову, то получится бык. Ну а корову можно тут же подоить, подставив под вымя миску.


  


Молочком напоим Жучку, а корову уложим отдыхать. Не бойтесь мять ноги и другие части тела. Ведь именно для этого вы их и делали. Если нужно будет опять поставить ее на ноги -- отличный повод еще раз поучиться быстро вытягивать и выравнивать ноги.




Какая же ферма без свиньи. Свинья поменьше коровы, но соотношение масс у нее примерно то же -- короткая голова и ноги, толстое брюхо. Чтобы не возникало вопросов идентификации, сразу делаем ей пятачок.


  


Потом можно повспоминать, какие у свиньи уши (длинные и широкие), и прилепить неизменный хвост крючком (хотя у реальных свиней он вовсе не всегда завернут колечком, просто они им постоянно вертят).




Ну, теперь нам ничего не стоит добавить на ферму овечку (точнее, барашка -- рога). У нее можно вообще почти не давать глины на голову, но ноги должны быть вытянуты ближе к середине туловища -- и передние, и задние. Рисуем на морде глаза и прилепляем сбоку две улитки, которые сразу же становятся рогами.


  


Нарисовать палочкой шерсть можно предоставить ребенку.




Ну вот и все. Теперь можно идти сажать и косить сено, овощи, строить заборчики, кататься на лошади и заниматься другими приятными деревенскими делами.




играем, занятия с детьми, лепка

Previous post Next post
Up