Карта «Железного неба»: 10 киноцитат, отсылок и «пасхальных яиц»

Jul 16, 2012 05:08

Для того, чтобы фильм было интереснее смотреть, мы собрали (почти) все киноцитаты, эстетические отсылки, мемы и «пасхальные яйца» в «Железном небе» в одном готовом для употребления посте. Правда, в него не влезли интересные факты о технологии «Железного неба» и отуда у неё растут ноги; об этом в следующей серии.



Фильм «Железное небо», как и его режиссёр, предпочитает не относиться к себе слишком серьёзно. Благодаря этому в фильме зловещая эстетика Третьего Рейха встречается с интернет-мемами, нацистские теории заговора - с ретро-футуризмом и классикой кино, а дизельпанк с продукцией Apple.



1. «Великий диктатор»

На Луне «Великого диктатора» в чуток сокращённом виде крутят третьеклассникам, для закрепления идейной платформы. Если верить учительнице, «эта величайшая короткометражка в истории показывает, что мир однажды окажется в нежных и опытных руках фюрера».



Она вот об этом:

image Click to view



Хотя «Великий диктатор» стал самым прибыльным и популярным фильмом Чаплина, его успех очевидным не был. В США тогда предпочитали не ввязываться в «европейские разборки». Фильм с трудом удалось выпустить на экраны даже в 1940-м, а в Великобритании и того позже. Впрочем, уже скоро за англичанина Чаплина с новой силой взялось ФБР. Его обвинили в излишней либеральности, симпатии к коммунистам (Чаплин призывал открыть Второй фронт ещё в 1942-м и снял пародию на капитализм «Новые времена») и вообще в «антиамериканских настроениях». В результате гений уехал из США и больше не вернулся.

image Click to view


а он просто хотел, чтобы люди жили по-человечески

2. «Бункер»

В 2004 году немцы нарушили полувековой запрет на изображение Гитлера в кино в виде главного героя. В фильме «Бункер» актёр Бруно Ганц гениально воспроизвёл образ бесноватого, параноидального фюрера в последние дни войны.

image Click to view


Мы перевели очень подходящий по теме ролик, который при этом не связан с «Железным небом»

Кроме успеха у зрителей, фильм породил интернет-мем. В расплодившихся на YouTube смешных роликах с субтитрами Гитлер ругается на своих подчинённых по всяким житейским поводам: запрет скайпа в России, распад группы «Оазис», проигрыш «Манчестер Юнайтед», финал Mass Effect 3 и прочее.

image Click to view



В «Железном небе» целая сцена - пародия на эту пародию: стервозная пиарщица Вивиан устраивает своим начальникам отделом головомойку за плохую работу, в ноль «снимая» жесты Гитлера - на радость интернетчикам.

3. Рихард Вагнер: человек и пароход

Для фильма словенская группа Laibach не просто записала пару песен, а создала полный саундтрек голливудского образца. Музыка в фильме звучит почти постоянно, будь это симфоническое полотно, хип-хоп, кантри-баллада или ярмарочный вальс. При этом Laibach конечно же использовали темы из Вагнера - любимого композитора Гитлера и мастера эпической оперы. Особенно часто звучит «Смерть Зигфрида» из оперы «Сумерки богов», один из самых мощных похоронных маршей в мире.

image Click to view



Также легко опознать «Хор пилигримов» из «Тангейзера», который становится лейтмотивом идейной Ренате. Цитата и оригинал:

image Click to view

image Click to view



И конечно же, звучит «Полёт валькирий» из оперы «Валькирия», причём дважды. Один раз тема звучит комично, в сцене разноса подчинённых Вивиан (по фамилии Вагнер, кстати). А второй раз - уже издевательски, как цитата из фильма «Апокалипсис сегодня», под лихие кадры американской космической атаки.

Сами Laibach - не нацисты, а скорее смесь Rage Against The Machine с Бони'НЕМ; они любят провоцировать истеблишмент, перепевая коммерческий поп-рок в виде арийских гимнов. Например, хит 80-х Life Is Life:

image Click to view



Впрочем, Вагнер пригодился не только для саундтрека: вспоминая любовь Гитлера к вагнеровской мифологии, авторы назвали классы лунных космолётов «Сумерки Богов», «Золото Рейна», «Валькирия» и «Зигфрид». Всё это названия опер из цикла «Кольцо Нибелунга».

4. «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и любить бомбу»

Фильм Стэнли Кубрика стал классикой политической сатиры и давно растащен на цитаты. Режиссёр сумел наглядно показать всю шизофреническую логику Холодной войны. Здесь высмеивается всё: «стратегия сдерживания» (то есть готовность уничтожить человечество, оправдываясь, что они первые начали), выкраденные союзниками учёные-нацисты, разрабатывающие новое оружие, и параноидальная пропаганда. Пожалуй, ничего смешнее на эту тему не сняли:

image Click to view



«Железное небо» - ответ «Доктору Стрейнджлаву» из 21 века, напоминание о том, что фильм Кубрика всё так же актуален. В-первых, обыграны сцены в зале совещаний («Господа, это Военная комната, здесь драться нельзя!»). Во-вторых - образ самого доктора Стрейнджлава (Питер Селлерс) - зловещего немца в инвалидной коляске, у которого при обращении к начальникам правая рука сама рвётся кинуть зигу.



Кроме того, один из персонажей спасается с падающего на Луну корабля верхом на ракете, как майор Ти Джей «Кинг» Конг на водородной бомбе:



5. «Звёздные войны» и «Челюсти»

image Click to view



Есть в саундтреке и цитаты из американского кино. «Боевая» тема американского космофлота явно отсылает к музыке Джона Уильямса из «Звёздных войн» - причем, конечно, к имперскому маршу, а не к теме повстанцев. А в момент противостояния Ренате и Клауса звучит легендарная тема из «Челюстей»; Гёц Отто действительно вполне подходит на роль «большой белой акулы»:



6. «Стража на Рейне» и «Star-Spangled Banner»



Авторы не скрывают своего отношения и к самим нацистам, и к их идеологии: свой бравый гимн лунные арийцы слушают по часам, при его звуках они обязаны всё бросить и вытянуться в хайле. Сам гимн переделан из немецкого марша «Стража на Рейне» (Die Wacht am Rhein), дико популярного и в Германии ещё с 19 века. Слова попросили переделать пользователей интернета; победителем стал текст «Товарищи, пора домой!» о мечте нацистов снова пройти от Берлина до Эльбы и Дуная.

Не меньше достаётся и американцам: группа Laibach переосмысливает их кровожадный национальный гимн «Усыпанное звёздами знамя» (Star-Spangled Banner) о храбрости в окопах и крови врагов на сапогах. Новый текст такой:

«Страна свободных
Родина храбрых
Горят ли твои звёзды так же ярко,
Развевается ли твой флаг?
Страна свободных,
Родина храбрых,
Что ты: рай на земле
Или могильная тьма?»

image Click to view



«Звёздно-полосатый» гимн нормальные американцы уже давно предлагают заменить на мирную песню о любви к родине «Америка, Америка» (тем более её слова гораздо легче запомнить).

7. «В 5:45 открываем ответный огонь...»

«...С этого часа мы будем платить бомбой за бомбу!» Если во время сеанса вы услышите на этих словах Клауса Адлера смешок, знайте: в зале нашёлся знаток военной истории. Дело в том, что именно с этой фразы началась Вторая мировая.



Гитлер очень хотел напасть на Польшу, но не хватало сущей безделицы - повода для войны. По некоторым свидетельствам, 31 августа 1939 года переодетые поляками эсэсовцы «захватили» немецкую радиостанцию в городе Глейвиц и передали по радио антинацистское послание. Для убедительности они притащили с собой немца, симпатизирующего полякам, ввели ему яд и расстреляли, а потом показали как «убитого террориста». В запасе были и другие «террористы», узники концлагерей под кодовым обозначением «консервы». И этот «Инцидент в Глейвице» был не единственным.

image Click to view



Тем же вечером Гитлер бушевал в Рейхстаге, крича: «Мы ответим им бомбой за бомбу, а те, кто использовал яд, отведают ядовитых газов! В 5:45 отвечаем огнём!». На следующий день, 1 сентября, началась Вторая мировая война.

Отсылка к этой речи в «Железном небе» заставляет вспомнить современные примеры - вроде мифического «оружия массового уничтожения», которое у Саддама так и не нашли, и постоянных попыток подгадить друг другу Южной и Северной Кореи. Кстати, фантазия на тему таких вот подлых диверсий легла в основу отличного советского сериала «Противостояние».

image Click to view



8. Коржиков, Орлов и Бонд-Джеймс-Бонд

Немалая часть обаяния кинонацистов - в их лязгающих именах. Вот, к примеру, полковник Клаус фон Штауффенберг:



А вот лётчик Пит Митчелл:



В «Железном небе» у лунного фюрера Вольфганга Кортцфляйша аллергия на фамилию Гитлер - из-за этого он даже сменяет официальное приветствие на «Хайль Кортцфляйш» в честь себя. Оно и понятно: Kortzfleisch по-немецки «мясной коржик». И наоборот, бравый эсесовец, метящий в фюреры и мечтающий подсидеть начальника, носит фамилию Adler, то есть «орёл». Не зря немецким зрителям фильм так понравился: Орлов Коржикова свергнуть хочет.



Американский астронавт-фотомодель не теряется и в плену у фашистов: на вопрос учительницы Ренате, как его зовут, он сурово роняет в духе Бонда: «Вашингтон. Джеймс Вашингтон». Ренате не сильна в американских именах, и поэтому весь фильм называет его не иначе как «мистер Вашингтон-Джеймс Вашингтон».

9. Доктор Рихтер: безумный учёный



Образ безумного учёного - гения, слетевшего с катушек на почве работы - считается одним из самых старых, банальных и плоских типажей в кино. Его можно узнать по торчащим во все стороны седым патлам, сочетанию наглухо застегнутого белого халата (редко чистого) и резиновых краг; а главное - по безумному хохоту, блеску в глазах и желанию поспорить с Богом. Но знаете ли вы, откуда этот образ вообще взялся? Смотрите:

image Click to view



Безумные учёные стали популярным типажом гораздо раньше, в книжках. Но их внешний вид (экзотичный для того времени - тогда учёные чаще работали в обычных костюмах-тройках) устоялся именно благодаря «Невесте Франкенштейна» и другим похожим фильмам.



Теперь безумный учёный вполне может быть хорошим парнем

Но фашистские безумные учёные - самые лучшие, потому что почти все научные проекты нацистов были немного безумными. Впрочем, их безумие чаще всего было в том, что такого раньше никто не делал. Нацисты первыми создали рабочие авиарадар, прибор ночного видения и реактивный самолёт, первыми доказали вред курения и пользу вегетарианства (по заказу Гитлера, ненавидевшего табак и любившего овощи), и первыми запустили настоящую баллистическую ракету.



Поэтому разработчик «Фау-2» Вернер фон Браун стал отцом американской космонавтики, Гуго Шмайссер - отцом штурмовой винтовки (то есть привычного нам автомата), а любимый проект фюрера «Народный автомобиль» (он же Фольксваген), разработанный командой Фердинанда Порше - хитом продаж в США, вынудив автозаводы по всему миру переключиться на производство дешёвых компактных малолитражек.

10. Столица Мира Германия



Архитектура лунной базы «Чёрное солнце» (Schwarze Sönne) в фильме, мягко говоря, вызывающая, и кажется скорее глупой шуткой. Однако и она кое-что напоминает.



Небольшие ворота посередине - триумфальная арка высотой 100 метров

Перед вами проект столицы мира Германии (Welthauptstadt Germania), в которую следовало переименовать Берлин по плану Гитлера. Кроме переименования, город нужно было полностью перестроить: избавиться от «провинциальной архитектуры» и добавить имперского размаха. Вишенкой на этом бетонном торте стал бы Большой Зал, или Зал Народа - чудовищное купольное здание 315 на 315 метров, высотой в 290 м. Для сравнения, в правом нижнем углу Бранденбургские ворота (26 м.):



У лунной архитектуры вообще много общего с безумной реальностью Третьего Рейха. Вот такие гигантские зенитные башни при штурме Берлина удавалось взять только измором - снаряды и бомбы их не брали. Проекты некоторых башен рисовал сам Гитлер...



Эти до сих пор стоят в Вене

В следующей серии - почему цеппелины на самом деле были отличным транспортом, как может мотоцикл ездить по Луне, были ли у нацистов НЛО, сколько генералов помещается в «Фольксваген» и тянет ли Apple против ламповых компьютеров.
Previous post Next post
Up