Этим постом мы начинаем рассказ об истории создания фильма «Железное небо», потому что она, как выясняется, даже неожиданнее его сюжетной завязки.
Эта история будет интересна кинопрофессионалам и начинающим фильммейкерам, моделлерам и художникам, маркетологам и пиарщикам, дистрибьюторам и прокатчикам, интернет-стартаперам и DIYщикам (если такое слово существует), да и просто людям, интересующимся кино. Почему? Да потому, что ничего подобного раньше не предпринимали.
Если говорить кратко: «Железное небо» - это проект, созданный кинематографистами-самоучками и привлёкший огромный пул опытных профессионалов; краудфандинговый (коллективно финансируемый) фильм, выходящий в прокат в 70 странах; сочетание краудсорсинга (коллективного творчества) и «авторской диктатуры»; проект, раскрученный до уровня мировой известности средствами социальных сетей и партизанского маркетинга; образец production values фильма за $50-100 млн., снятый за $10 млн.; наконец, сатирическая комедия о лунных фашистах.
Помимо рассказа о создании фильма, мы расскажем читателям об опыте дистрибуции «Железного неба» в России и предложим его оценить и обсудить. За это отвечает главный продюсер Utopia Pictures Максим Кузьмин. (За прочее, соответственно - редактор Utopia Аюр Санданов).
Как вы уже поняли, это не совсем обычный промо-блог фильма. А раз так, мы можем начинать.
Star Wreck / Звёздная развалина
«Железное небо» - это результат двадцати лет работы группы финских энтузиастов; работы прежде всего над собой. В первой части статьи - о том, почему любительский проект превратился для группы финнов в киноакадемию; как от школьного компьютерного мультфильма они дошли до полнометражного фильма, выпущенного на DVD Universal и показанного по ТВ. Во
второй - о том, как превратить кинохобби в работу и чем отличается хороший «сделай сам» от плохого.
Проект «Звёздная развалина» начался в 1992 году. А создал его 14-летний финский парень Самули Торссонен - фанат космической фантастики типа «Звёздных войн», «Звёздного пути» и «Вавилона-5» и начинающий компьютерный художник. Вместе с компанией друзей он развлекался созданием грубых мультиков-пародий на пафосные элементы «космических опер». Выглядело это
так себе. Однако уже тогда Самули проявил усидчивость, граничащую с безумием: каждый кадр был отрисован вручную, а графика практически не отличалась от профессиональной анимации в играх начала 90-х.
Тимо Вуоренсола справа
Вместо того, чтобы как нормальные люди бросить это дело и пойти на юрфак, Торссонен с друзьями (среди которых был и режиссёр «Железного неба» Вуоренсола) продолжали год за годом выпускать очередные серии Star Wreck. В результате «Звёздная развалина» превратилась для них в «киноакадемию самоучек».
Ради подросткового юмора, понятного притом только фанатам «Стар трека», им пришлось сначала освоить 3D Studio, а потом и хромакей: в 1997 вместо рисованных уродцев они стали снимать живых актёров (то есть друг друга) в гриме и костюмах, в нарисованных на компьютере интерьерах. От эпизода к эпизоду (а их до полнометражного «In the Pirkinning» успели сделать шесть) Star Wreck становился всё длиннее и масштабнее. В итоге к пятому эпизоду всё это начало выглядеть примерно вот так:
Click to view
Тогда же Самули (на фото в центре) познакомился с Тимо Вуоренсолой, режиссёром «Железного неба» - Тимо подошёл на роль Дварфа (пародия на Ворфа) из-за высокого роста и громкого голоса.
Тимо Вуоренсола слева
Продолжая формально оставаться любителями, Вуоренсола с Торссоненом сумели выдать полноразмерный фильм со слабо переводимым названием «Star Wreck: In The Pirkinning» (главным героем которого стал капитан Пирк, пародия на Кирка из старого «Star Trek»). Благодаря неожиданному для любительщины замаху и качеству, а главным образом - огромному количеству фанатов со всего мира, они выпустили фильм на DVD и продали на телевидение. И получили первые деньги за свой труд.
Click to view
Масштабируемое производство
In The Pirkinning (2006) - показатель необычного подхода
команды из пяти финнов. Вместо того, чтобы продолжать съёмки в формате веб-сериала, они дружно выдохнули и принялись делать полнометражный фильм - располагая при этом одной камерой, парой лампочек, инвалидной коляской и несколькими PC.
В результате на фильме успело поработать около 300 человек, а поддержало его множество организаций и частных лиц (бюджет составил 13 тыс. евро). Зато делали фильм мучительные СЕМЬ ЛЕТ, за которые команда волей-неволей научилась снимать (большинство сцен переснимали по 2-3 раза на разных этапах), а отделение компьютерной графики превратилось в небольшую, но готовую принимать заказы графическую студию Energia Productions.
И тем не менее, In The Pirkinning - образец сверхэкономного DIY-кинематографа. Бесчисленные хромакей-сцены снимались на фоне синего линолеума в квартире продюсера (бок о бок с «рендер-фермой» из старых PC), «реальные» сцены - в дружественных ВУЗах и на улице. Лишь под конец одолженная DV-камера сменилась такой же, но подороже, а сломанная инвалидная коляска и строительные лампы - дешёвой телегой, парой Dedolight'ов и дым-машиной.
Первая «студия» (комната в родительском доме одного из участников) стала первой в истории кино комнатой для хромакея, в которой имелась дровяная печь.
Громкая идея
Кроме подхода, известностью фильм обязан ещё и «цепляющей» идее.
Как в 1980-е Голливуд начал ценить high-concept movies (то есть фильмы с яркой и эффектной идеей, выражаемой в одном предложении), так и здесь: вместо того, чтобы просто пародировать один фильм, финны столкнули несколько культовых фантастических Вселенных. В результате сюжет заиграл неожиданными сатирическими красками: в нём сталкивались имперские амбиции Федерации Свободных миров («Звёздный путь») и аналогичная воинственность землян из «Вавилона 5». В результате капитан Пирк - случайно попавший в 21 век из будущего и пристрастившийся к гамбургерам - превращался в местного, очень глупого мини-Гитлера, который подстрекал русских на революцию, строил собственный звёздный флот и летел завоевывать параллельную Вселенную. В результате, как и в «Железном небе», агрессор терпит поражение. Завершается фильм также мрачноватым ироническим прогнозом по поводу способности человечества выжить - с такими-то лидерами.
Сил и амбиций проекту (как не устают подчеркивать создатели) придавало и то, что несмотря на любительский статус, он оказался первым в Финляндии полноценным фантастическим фильмом со спецэффектами.
Художественную ценность «Звёздной развалины» по достоинству может оценить разве что заядлый фанат «Star Trek». Но нас интересует здесь, как финны пришли от баловства на компьютере в общаге к полнометражному фильму за десять миллионов долларов.
В этом смысле Star Wreck - это «Железное небо» в миниатюре. Через тринадцать лет после выпуска первого, «школьного» Star Wreck (1992), новый In The Pirkinning (2005) купили для показа финское, бельгийское и итальянское ТВ; легально скачали его в сумме не меньше 4 млн. зрителей; начались бесконечные показы на фестивалях и конвенциях. Чуть позже фильм был выпущен на DVD Universal Pictures, с переработанными моделями космических кораблей и кучей дополнительных материалов.
В
следующей части «Дневника "Железного неба"»: дотошность и терпение как главные качества фильммейкера, подробнее о производстве In The Pirkinning и о превращении хобби в full-time работу; а также о том, почему тренировка иногда важнее текущих результатов.