Пара слов о врагах России

May 03, 2022 19:00

Несколько лет назад режиссер Владимир Меньшов отказался вручать приз фильму "Сволочи", рассказывавшему о подготовке в СССР во время войны детей-диверсантов, которых советская власть гарантированно посылала на убой. Меньшов в жесткой форме сказал, что это вранье, такого не было, поэтому он не станет участвовать в чествовании антисоветской агитки. Авторы фильма позже возразили ему, указав на то, что фильм - художественное произведение и имеет право на некоторые авторские допущения и фантазии. Антисоветские фантазии, разумеется, ага. Никто пока не снял фильм об освобождении всех жертв сталинских репрессий по амнистии, фантазии не хватает.

Искажение исторической правды - в определенную сторону - давно стало мейнстримом. Иногда это не принимает такие вопиющие формы, как "Сволочи". Так, например, Тарантиновские "Бесславные ублюдки" заканчиваются тем, что французско-еврейское сопротивление организует успешное покушение на Гитлера, убивает его и тем прекращает Вторую мировую. Фильм на самом деле забавный, и такие игры с исторической правдой для Тарантино типичны (взять хоть его последнюю работу "Однажды в... Голливуде"), но хорошо бы их проводить среди адекватно информированной о реальных событиях аудитории. Уверен, что многие теперь думают, что никакого взятия Берлина, росписи Рейхстага советскими войсками и водружения знамени Победы на его крыше не было. А если даже и было, то это напрямую не связано с победой, потому знать все это не обязательно.

И все же "Сволочи" являются не первопроходцами, а преемниками ветви отечественного (о, ужас!) кинематографа, в котором правда и ложь легко меняются местами, а домыслы и вымыслы легко выдаются за истину. Классическим примером такого кино является фильм Петра Тодоровского 1995 года "Такая чудная игра".

Коротко - сюжет. Москва. Начало 50-х. Четверо живущих в одной комнате общежития студентов-шалопаев веселятся, дурачатся, разыгрывают друг друга и окружающих, а в перерывах судя по всему чему-то там учатся. Отсекая все второстепенные сюжетные линии, продолжим. Розыгрыши становятся все изощреннее. Однажды, имитируя голос радиодиктора, подключившись к стоящему в этой же комнате приемнику, к радости собравшихся тут же других студентов обоего пола, студент Рыбкин объявляет о понижении цен на продукты и алкоголь, а также об установлении гражданских свобод, типа свободы вероисповедания и т.д. Через некоторое время этих четырех студентов арестовывают и расстреливают. Да-да, расстреливают. Вот прям так.

Страшно не только то, что это вранье (о чем ниже). Страшно, что фильм действительно снят неплохо. Отличный кастинг, хорошая игра актеров. Музыку к фильму написал сам Тодоровский, и тут я тоже вынужден его похвалить: будет время - послушайте, это намного лучше большинства кинотреков, написанных с 90-х годов по сегодняшний день. Такое вот получилось качественное оружие массового поражения.

И все же ненависть Тодоровского к сталинщине не позволила ему остаться в рамках разумного. Ну распирало человека рассказать, каким людоедским был сталинский режим! И сцены расстрела поэтому он смакует, и получается шняга и клюква. Расстреливают несчастных студентов без суда и следствия. Оно и понятно: внятно сформулировать обвинение за пародирование хоть бы и Левитана из шкафа и сообщение о том, что цены опускаются (вы, кстати, не поверите, но при Сталине цены реально несколько раз опускались, хи-хи) на серьезных щах едва ли удалось бы. Тем более, что один хотя бы вещал, а его товарищи просто находились в комнате, где было полно и других студентов, так и не расстрелянных в итоге из-за попущения властей. Поэтому автор как бы опустил этот кусок.

Дальше. Каждого из студентов расстреляли картинно, с красивым падением. И всех в разных коридорах и подвалах. Можно подумать, что под первым этажом ОГПУ располагался такой игровой квест с разными локациями, куда запускали подлежащих расстрелу и потом отлавливали и отстреливали, как на таком неторопливом сафари. Последнего вообще, извините, смешно расстреляли: он стоял в подвале под какой-то трубой, и первый выстрел пришелся именно в эту трубу (они еще и стрелять толком не умеют). Ну вы знаете: тогда для расстрелов часто выбирали красивые места с какими-нибудь инженерными коммуникациями, не у голой же стены лишать человека жизни! В результате в трубе образовалась дырочка и из нее стала бить водичка - канализацию пробили или еще что. Остальными выстрелами добили несчастного. И наверное тут же вызвали сантехника, ведь подвал стало затапливать. Тодоровский об этом не рассказывает, но думаю, что сантехника потом тоже расстреляли. На всякий случай.

Ну бред, ребята... И главное, становится понятно, что и весь фильм снимался только ради этих кадров, потому что они вот реально у Тодоровского от души, от сердца. Прямо нетленный архипелаггулаг с его цифрами и идеологическими выкладками.

Фильм уже ушедших доинтернетных годов, поэтому рецензий на него немного. На Кинопоиске - пять штук. Одна от человека, понимающего, что это лажа и позор. И четыре - "прекрасный фильм", "буду пересматривать", "как жалко студентов" и, конечно, "ужасное время, ужасная страна". 4:1 в пользу Тодоровского. Что ж, и публика тоже подготовленная, не желающая ни думать, ни знать что-либо за пределами антисталинской пропаганды (которой и наше официальное государство, увы, не чуждо).

А теперь - самое главное. Это то, почему я так много внимания уделил именно этой "киноленте", то, что в обязательном порядке рассказывают про фильм, хотя в самом нем упоминания об этом я не нашел, и то, что появляется то в одной, то в другой рецензии: фильм снят на основе реальных событий. То есть кто там если собрался зубоскалить, имейте в виду, что вы глумитесь над памятью жертв репрессий. Вместе с тем "основа" фильма спрятана неглубоко. Главного героя зовут Рыбкин, а история, ставшая основой фильма, - история актера Николая Рыбникова, того самого, который "Девчата", "Высота" и проч. Это и Википедия далеко не прячет. Давайте же узнаем, что там случилось с актером Рыбниковым и как ему удалось избежать гильотины и дожить до конца XX века.

А история была с ним такая. В 1951 году будучи студентом ВГИКа, Рыбников обнаружил у себя талант пародиста. Однажды, имитируя голос Левитана, он похожим образом оповестил студентов о снижении цен на продукты. Когда же розыгрыш раскрылся и затейника-Рыбникова вычислили, встал вопрос о его судьбе. Но речь шла не о расстреле, и даже не об аресте. Решался вопрос об исключении его из Комсомола и отчислении из ВУЗа. В итоге Рыбникова пожурили и ниоткуда не исключили и не отчислили (отчислили и восстановили, если быть точным). Конец истории. То есть все. Дальше нет сюжета. Ни арестов, ни допросов, ни подвалов, ни расстрелов, ни даже помилования или посмертной реабилитации. Просто ничего не произошло - и все. И именно эта история была взята Тодоровским за основу для своего фильма, получившего, кстати, несколько наград.

Как же надо бояться Сталина, умершего несколько десятилетий до того, как снят фильм, чтобы вот так выкручивать руки правде, которая на тот момент не могла себя защитить. Чтобы сеять вранье среди напуганных официальной и неофициальной пропагандой граждан, потерявшихся в тот момент в водовороте истории.

Стоит, впрочем, помнить, что любой пасквиль, объявленный пасквилем (а рано или поздно такое происходит со всеми пасквилями) имеет эффект ровно обратный тому, на который рассчитывает автор пасквиля. Как говорится, такая чудная игра!

всерьез, верю/неверю, никто не хочет работать, вдруг кому надо, масскульт, кино-вино-и-домино

Previous post Next post
Up