ИСТОРИЯ II. КРЕПОСТЬ ВЛАДИКАВКАЗ

Oct 28, 2012 20:52

В XVIII в. в двух верстах от Ангушта (по Клапроту), было основано также Заурово, занимавшее земли значительно юж¬нее от будущей Владикавказской крепости. Его население являлось™ смешанным - осетино-ингушским. По сведениям Гюльденштеда, Штедера и Клапрота, осетинская часть насе¬ления составляла большинство. Севернее Заурово находился русский воинский пост, отмеченный на карте XVIII в. как «Капкай» - от тюркского языка «Капукай» - крепость-скала на шелковом пути. Историки называют его осетинским аулом, известным как Дзауджикау.
«Владикавказский пост,- отмечается, например, в «Кавказ¬ском календаре за 1852 г.,- по имени расположенного близ него осетинского аула Капкай, назывался еще «Капкайским» (Кавказский календарь за 1852 г., с.310-315.) В ноябре 1859 г. фельдмаршал А.И.Барятинский в специальном докладе по поводу преобразования Владикавказской крепости в город ука¬зывал, что Владикавказский пост еще в 1784 г. назывался и Капкайским постом от имени расположенного близ него осе¬тинского аула «Капкай» (См. ЦГВИА, ф.ЗЗ, оп. 30/286, св. 868, д.22, л.2).

Осетинским аулом Капкай назван и у Мирза-Адиль Гирея, автора ряда оригинальных работ по истории кавказских наро¬дов. «Крепость Владикавказ,- писал он в 1861 г., - заложена в 1784 году при реке Терек у самого почти подножия Кавказ¬ских гор, в превосходнейшей низменной долине на месте быв-
шего осетинского аула Капкай» (См.журнал - Иллюстрации: «Всемирное обозрение». М., 1861, № 177).

[Далее]
Существуют мнения, согласно которым Владикавказская крепость, основанная в 1784 г., привязывается то к одному, то к другому из ранее здесь существовавших поселений. Ошибоч¬ность подобных представлений бесспорна, поскольку ни Зау¬рово, ни «Капкай» - Дзауджикау не послужили основанием для создания русской крепости. Идея о таком городе, как Владикавказ, возникла в процессе развития русско-осетинских отношений и в связи с планами русского правительства об организации горнорудных разработок в Осетии. Не случайно, что первоначально строительство русского города предполага¬лось недалеко от Куртатинского ущелья, богатого залежами цветных металлов.

Строительство города намечалось севернее современного Дзуарикау- там, где в XVIII в.находилось «подворье» Осетин¬ской духовной комиссии. Успешно окончившаяся в 1774 г. русско-турецкая война и новый политический курс России на Кавказе изменил, однако, планы, связанные с местоположени¬ем будущего русского города. В 1775 году астраханский губер¬натор П.Н.Кречетников ставил перед Екатериной II вопрос о том, чтобы русскую крепость основать на левом берегу Терека у урочища «Эльхотово». Это предложение губернатора факти¬чески было принято. В 80-х гг. XVIII в. в указанном урочище русская крепость, теперь уже привязанная к Военно-Грузин¬ской дороге, была основана под названием Потемкинская. С ее основанием сюда переселилось значительное число осетин, выходцев главным образом из Дигорского и Алагирского уще¬лий. Вскоре, однако, выяснилось, что Потемкинская не отве- • чает заметному росту экономических и политических связей между Россией и Грузией и налаживанию сообщений по Дарь-яльскому ущелью. Грузинский царь Ираклий П просил русское правительство о переносе крепости ближе к Дарьялу. С этим к правительству обратились также осетины (см. Марко-в а О. П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в. М., 1966, с. 173), для которых Потемкинская, куда они переселялись, казалось в тех условиях местом слишком отдаленным. Учитывая эти обращения, русское правительство, заключив с Грузией Георгиевский дружественный договор, основало в начале Дарьяльского пути новую крепость Влади¬кавказ. Дарьяльская дорога с древнейших времен связывала Аланию с Закавказьем. Более полутора столетий эта дорога именуется Военно-Грузинской, но прежде она называлась Дарьяльским проходом или Осетинской дорогой. Древнее и средневековое название «Дарьял» («Дари-алан») происходит из иранского языка и означает «Аланские ворота».
«...При входе гор предписал я основать крепость на назна¬ченном по обозрению моему месте под именем Владикавказ», -писал в рапорте о закладке крепости генерал-поручик П.С.По¬темкин генерал-фельдмаршалу князю Г.А.Потемкину 25 апре¬ля 1784 года (См. ЦГВИА СССР, ф.52, оп. 1/194, д.331, ч.4, л.21). Однако через четыре года ее валы были срыты. Вновь на прежнем месте Владикавказ был восстановлен лишь в 1793 году.
В исторической литературе, в различных публикациях, на¬блюдаются разногласия о месте основания крепости Владикав¬каз. Ряд авторов утверждает, что крепость была основана у осетино-ингушского поселения Заурово. Ошибочность подоб¬ных представлений несомненна, так как Заурово находилось в значительном отдалении от крепости. В рапорте подполковника Матцена от 9 марта 1785 года, например, указывается на «оторванность» Заурово от крепости. Более точно географиче¬ское расположение Заурово по отношению к Владикавказской крепости описал Г.К.Клапрот в работе «Путешествие по Кав¬казу и Грузии, предпринятое в 1807-1908гг. ».
«24 декабря мы,- писал он,- отправились по правому берегу Терека и оставили Вдадикавказ. Через четыре версты (подчеркнуто нами) у нас налево показалось ингушское селение Сауква, которое русские называют теперь Саурово. Оно рас¬положено на крутом берегу Терека, примерно в 2-х верстах ниже предгорий...
В Саурово живут ингуши вместе с осетинскими беглецами, почти все в деревянных домах; осетины по количеству превы¬шают ингушей, так что это селение можно считать настолько же осетинским, насколько ингушским. (Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967, с.117).
С самого начала у Владикавказской крепости имелся осе¬тинский форштадт, именуемый Владикавказским аулом. По¬явление его было естественным не только потому, что крепость строилась в местности, издавна заселенной осетинами, но и другим обстоятельством - осетины рассматривали основание Владикавказа как результат русско-осетинских переговоров 1774 г. и последующих их обращений к русскому правитель-ству, во время которых они ставили вопрос о строительстве русской крепости, способной обеспечивать им на равнине внешнюю безопасность. С первых же дней существования Вла¬дикавказской крепости Владикавказский аул взял на себя обя¬занности, связанные с обороной крепости от постоянных набе¬гов горцев; ему была поручена охрана южной крепостной стены. Значительная часть жителей аула служила в иррегу-
лярных частях, участвовавших в экспедициях против непокор¬ных горцев. Владикавказский аул был окружен рвом и высоким деревянным частоколом с узкими воротами. (См. подробнее: Б з а р о в Р. С. Владикавказский аул. Литературная Осетия, 1984 г., № 63. Орджоникидзе, 1984 г.).
Previous post Next post
Up