Эмергенты и зипхеды.

Jan 03, 2012 03:25

http://i-ddragon.livejournal.com/128960.html
У Винджа в «Глубина в небе» между прочим был предложен план реализации вот этого - так называемый вирус фокуса. Суть вируса в том, что он превращает заражённого человека спецэффического зомби - зипхеда - не повреждая его интеллектуальные и эстетические способности заставляет постоянно думать только об одной области деятельности - о работе короче. Суть работы зипхедов в следующей цитате (см. здесь):

-В одном вы все же правы, господин артиллерист Тринли. Если этих людей заставить заниматься арифметикой или сортировкой строк, это было бы глупой шуткой. Самый мелкий процессор в колечке на пальце такие вещи делает в миллиард раз быстрее человека. Но ты слышал, как разговаривают зипхеды?
[...]
 Это внутренний жаргон; они его очень быстро вырабатывают, если мы ставим их работать командой. Но смысл в том, что они не выполняют машинных функций низкого уровня. Они используют компьютерные ресурсы. Понимаешь, для нас, эмергентов, зипхеды - это следующий слой над программным уровнем. Они могут применять человеческий интеллект с терпением и настойчивостью машины. И вот еще почему важны не-Фокусированные специалисты - особенно техники вроде меня. Фокус бесполезен, если нет нормальных людей, которые направят его и найдут необходимое равновесие между железками, программами и Фокусом. Если эта комбинация правильно составлена, получается такое, что вашей Кенг Хо и не снилось.
[...]
- Давай посмотрим. - Он жестом предложил Фаму надеть скорлупки. - Вот, видишь? Мы их разделили на три группы. Верхняя треть - механическая обработка, зипхеды, которых легко перенацелить; Отлично подходят для рутинных работ, например, прямых запросов. В середине - группа программирования. Тебе, как программисту-артиллеристу, это будет интересно. - Он вытащил на экраны блок-схемы. Это был прибабахнутый бред, огромные блоки без какой бы то ни было эволюционной когерентности. - Тут переписан твой собственный код наведения оружия.
- Чушь. Такого нагромождения мне в жизни не осилить.
- Тебе - нет. А вот программист-менеджер - кто-нибудь вроде Риты Ляо - может, если у нее есть команда программистов-зипхедов. Она поставила им задачу реорганизовать и оптимизировать код. Они сделали то, что обычный человек может сделать лишь в бесконечной сосредоточенности. В сочетании с хорошими средствами разработки зипы создали код вдвое короче твоего исходного и в пять раз быстрее работающий на том же железе. И еще сотни глюков вычистили.

Короче, нижний уровень - машины. Затем - зипхеды - одушевлённые зомби. Затем - программисты-менеджеры - специалисты по зипхедам, тактики применения технологии. А на верху - стратеги. Которые внезапно назывались эмергентами.

Считая, что превращение в человека в зипхеда заключается в контроле над его вниманием - вполне возможно, что технология зипхедов станет доступна уже в XXI веке. Контроль над вниманием уже сейчас может быть достигнут кустарной промывкой мозгов - но таковая как правило повреждает интеллектуальные способности. Прошедшие через неё годятся разве что в роль глупой биомассы. Дело за тонкими, высокотехнологичными методами контроля - и реальные зипхеды станут возможны.

Технология зипхедов наверняка станет очень востребованной, если попытки создать ИИ человеческого уровня на железе потерпят неудачу. В этом случае может быть разумным заранее выращивать существ, которые больше будут приспособлены на роль зипхедов. Они должны иметь развитый конкретный интеллект. Или развитое эстетическое чувство. И не иметь интеллекта стратегического, а также не иметь существенной силы воли. То есть они должны понимать как конкретно что сделать, но мышление «зачем это делать» будет для зипхедов лишним. Впрочем, специализированных ИИ тоже можно будет считать разновидностью зипхедов.

В произведении «Глубина в небе» эмергенты и зипхеды проиграли людям с человеческим устройством общества. Однако, в реальности эмергенты и зипхеды победят, поскольку представляют собой более эффективное и потому более сильное общество - так же как индустриальное общество всегда побеждает аграрное. Или племя владеющее плавкой металла побеждает всегда племя, металлом не владеющее.

Отсюда легко понять бессмысленность моральных аргументов против использования зипхедов - мол, этика современного общества не допускает подобное использование людей. Дело в том, что когда приводят аргумент мол «использование зипхедов неэтично», то просто напросто путают разные вещи.

Нынешняя гуманистическая этика победила вовсе не потому, что она истинна. Она победила просто потому, что следовавшее ей общество в какой-то момент просто оказалось сильнее, и не больше. Никаких других критериев кроме силы, позволяющих выявить «правильную» этику, вывести невозможно. Посему, устройство общества, делающее его сильнее, чем при «либерализме-гуманизме» - должно быть безоговорочно признано «более этичным», даже если оно полностью противоречит нынешней «либеральной» этике.

Короче, не этика решает, является ли некое состояние общества этичным. Наоборот, текущее состояние общества определяет то, какими будут этические представления входящих в общество юнитов. Например, крепостничество аморально с точки зрения первобытных племён, а современное общество аморально с точки зрения рабовладельческого и т. д. Почему люди ушли от первобытного уклада, и от крепостнического? Да потому что они неэффективны - первобытное и феодальное общество слабее капиталистического - и никакие соображения тогдашних моралистов об абсолютной правильности именно первобытных или крепостнических порядков не помешали наступить капитализму. А не был бы капитализм сильнее - оказались бы сильнее первобытные племена или народы, сохранившие феодальный уклад - так от тех порядков бы не ушли, как бы тогдашние моралисты их бы не ругали. Короче, собака морализма лает - караван прогресса её нахуй посылает шагает.

И, кстати, на практике современная этика далеко не соответствует пропагандируем либерально-гуманистическим идеалам - так же как христианская цивилизация на практике не была цивилизацией пацифистов, подставляющих правую щеку вместо левой. Пацифизмом страдают только некоторые фимозные хрюсы и долбославы - к историческому язычеству и средневековью имеющие весьма отдалённое отношение. А гуманизмом страдает только всякая бесполезная интеллигенция, капиталисту же - да и рабочему - нужна прибыль любой ценой. Так что «либерально»-гуманистическая (впрочем, если возвращаться к первоначальному значению слова «гуманизм», то «гуманистическая» тоже надо брать в кавычки) этика - это этика не капиталистов, а эльфов-интеллигентов - и дикарей, живших в благополучных условиях, и она уже проиграла уже средневековой, не говоря уже о капиталистической. А в обозначение того интеллигентского ширпотрёпа слова «либерализм» и «гуманизм» стоило бы брать в кавычки.

Можно подвести итог - аргументы «использование зипхедов противоречит фундаментальным правам и свободам человека, потому мы будем строить общество равных и свободных людей» и «использование металла противоречит нашим дикарским суевериям и потому мы будем пользоваться только палками» одинаково несостоятельны.

Раз уж затронули вопрос этики, то попробую набросать план этики общества эмергентов и зипхедов. Этакой эскиз эмергентской пропаганды, нацеленной на то, чтобы всякое быдло и офисный планктон без сопротивления отдали свои души для доброго дела:

«Говорите, делать из людей зомби - это жестоко? Так любой личностный рост включает в себя не только с приятные моменты, но и неприятные - жестокие. Отказываться от него из-за страха перед неприятными моментами - это самое настоящее лузерство, а лузерство кажется и современное общество не одобряет. Не одобряешь лузерство - одобряй зипхедство. Сейчас много быдла и офисного планктона прожигают жизнь впустую, ничего не достигая. А став зипхедами, они могли бы реализовать свои скрытые интеллектуальные и эстетические возможности. Можно ещё зипхедам подавать умеренные дозы наркотиков - для стимуляции, или за успешную работу - и тогда их жизнь вообще превратиться в счастливый сон, причём проводимый не просто в тупом кайфовании, а в удовлетворяющей деятельности. Так что зипхедство - самореализация и счастье. А всю жизнь работать на менеджеров и эмергентов? Так и сейчас многие люди работают на кого-то. А что лучше - работать на человеческого босса за жалкие гроши, или работать на сверхлюдей за самореализацию и многолетнее блаженство. К тому же нынешние боссы - как и эмергентские - тоже подавляют твою личную свободу (которой впрочем и без них чуть более чем нет совсем) - только делают это грубыми, калечащими душу способами. Эмергенты будут думать за тебя? Как будто ты когда-то за себя думал - зато теперь по крайней мере не будут обманывать всякими сказками про «демократию».

Да и вообще - всё это касается тех зипхедов, кто изначально были людьми. Для ещё человека-зипхеда есть небольшой шанс, что отказавшись от зипхедства, он сможет однажды обрести свободу. Но для нечеловеческих мутантов, изначально выращиваемых для зипхедства, такая жизнь будет вполне естественной и желанной. А если не хотите оказаться менее успешны, чем выращенные для зипхедства животные, так вступайте скорее в зипхедов, пока набор открыт!»
Previous post Next post
Up