Ростов Великий (Ярославская область). Часть 1. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Jan 31, 2011 03:55




Дабы окончательно не погрязнуть в новогоднем безделье и чревоугодии, на семейном совете было принято решение о проведении культурного мероприятия за пределами Москвы. Целью был выбран Ростов Великий Ярославской области входящий в Золотое кольцо России.
_________________________________________________________________________________________
Ростов Великий, один из древнейших городов России, расположен северо-западном берегу озера Неро. Первое упоминание о нем относится к 862 году, в списке розданных Рюриком городов, в «Повести временных лет». Город имеет богатую историю. Сосредоточие большого количества архитектурных памятников на незначительной территории, делает город одним из наиболее привлекательных и познавательных мест, где можно прикоснуться к истории и узнать много нового о событиях средних веков.
Подробнее о истории Ростова Великого…
_________________________________________________________________________________________
Собрав волю в кулак, рано утром 5 января, мы, почти всей семьёй, начали автопробег из обледеневшей Москвы в направлении Ростова Великого, чтобы обозреть тамошние красоты. До цели нам предстояло преодолеть примерно 250 километров. Прогноз обещал нам не слишком холодную погоду, градусов 16 ниже нуля, и переменную облачность, что давало надежду на появление солнца и синего неба. Однако, чем ближе мы подъезжали к цели нашего путешествия, тем меньше оставалось у нас иллюзий относительно появления и солнца, и синего неба. Ростов нас встретил непроглядной серой хмарью, было совершенно не понятно где заканчивается земля и начинается небо, нечищеными от снега улицами и отсутствием возможности нормальной парковки рядом с крупными историческими объектами города. Легковушку ещё можно было как-то приткнуть на обочине в сугробе, а вот водителям туристических автобусов с огромным трудом удавалось найти место для парковки своих "неопланов". Вызывает недоумение подобное отношение местной городской администрации. Ведь, повторюсь, город входит в состав Золотого кольца России и туризм тут должен быть одной из основных статей дохода. Но отсутствие элементарных удобств, как нам показалось, сводит на нет статус города и его привлекательность для туристов. Обидно...

В качестве примера, но можно и не читать.
Ясно дело, что после столь длительного автопробега, у его участников возникли естественные потребности. Воткнув машину на обочине улицы в сугроб рядом со Спасо-Яковлевским монастырём (перед ним есть небольшая площадь, где можно б было припарковаться, но в тот момент там исполняли упражнения по маневрированию на ограниченном пространстве три туристических автобуса в попытках разъехаться и припарковаться) мы начали поиск места, где можно эти наши потребности удовлетворить. И, о чудо, на краю площади есть указатель "WC" (наверное рассчитано на иностранцев). Двигаемся в указанном направлении, там нас встречает ещё одна информационная табличка - "теплый биотуалет 15 рублей". В итоге, находим шедевр деревянного зодчества с дыркой в полу и размера такого, что дверь закрыть за собой не возможно (представляю себе ужас иностранцев). Девочек отправили искать ближайший кафе-кабак и проситься к ним. Но хватит о грустном.

Первой точкой нашего путешествия в Ростове Великом стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
Он основан в 1389 году и стоит на берегу озера Неро. Это монастырь с длинной, сложной и очень богатой событиями историей (не буду вдаваться в глубокий исторический экскурс, кому станут интересны подробности, тот может прочесть их тут, а кто поедет туда, то там можно заказать экскурсию). Монастырь действительно красивый, правда в нем продолжаются реставрационные работы. Погода, изначально, не располагала к фотосъёмке, но я всё-же попробовал снимать.

Одним из первых вашему взору предстает собор Димитрия Ростовского.
Димитриевский храм начал строиться в 1794 году на средства графа Н.П.Шереметева. Для строительства храма Шереметев привлек московского зодчего Елизвоя Назарова и двух крепостных мастеров − Душкина и Миронова. Известно, что Алексей Миронов до этого много строил для покровительствовавшего ему Шереметева, в том числе работал в усадьбах Кусково и Останкино.
Храм Святителя Димитрия Ростовского выстроен в стиле классицизм, но, по-видимому, в процессе строительства проект несколько раз изменялся и правился, поэтому при красоте и четкой проработанности отдельных деталей и частей здания в целом оно выглядит немного странно и не совсем пропорционально. Хотя в этом тоже есть своеобразие и даже прелесть. Венчает храм большой купол с одной главкой. По углам четверика поставлены теряющиеся на фоне купола маленькие главки. Со всех сторон фасады украшают большие многоколонные портики коринфского и ионического ордера, многочисленные барельефы, мелкие портики на окнах. Возможно, скульптуры для храма были заказаны известнейшему московскому скульптору Замараеву, который делал подобные украшения для многих храмов Москвы. По мнению И.Грабаря, колоннада западного портика, фигуры и барельефы могли быть сделаны великим архитектором Кваренги. Стены Димитриевского храма были расписаны в конце XVIII века ростовским изографом из крестьян, мастером Порфирием Рябовым.



Собор Димитрия Ростовского.



Собор Димитрия Ростовского.

Причём, стоит все постройки обходить вокруг, за ними открываются интересные виды.



Собор Димитрия Ростовского, за ним видна церковь Зачатия Анны, а на переднем плане видны надгробия некрополя.



Монастырская стена, северо-восточная башня и некрополь за собором Димитрия Ростовского.



Фрагмент горельефа на соборе Димитрия Ростовского.



Горельеф на одном из фронтонов собора Димитрия Ростовского (забрано сеткой).



Собор Димитрия Ростовского внутри (идёт подготовка к празднованию Рождества).



Собор Димитрия Ростовского внутри, фрагмент потолка, часть которого расписана, а часть украшена лепниной.



Собор Димитрия Ростовского внутри, фрагмент пола, вот такая вот плиточка лежит.

Восточнее монастырских храмов, ровно на оси между ними, стоит высокая трехъярусная колокольня со шпилем, построенная приблизительно в 1776-1786 годах. Украшена она весьма сдержанно, в стиле классицизм, парами колонн, пилястрами и рустом и очень органично вписывается в ансамбль монастыря, выполняя роль его высотной доминанты. Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).



Колокольня и монастырская стена с некрополем за собором Димитрия Ростовского.



Колокольня.

Современные колокольне каменные здания келий и настоятельских покоев (выстроены в период с 1776 по 1795 гг.) - простые, выдержанные в стиле классических жилых домов XVIII века. Фасады этих зданий обработаны по типовому проекту, разработанному московским архитектором Бронниковым для провинциальных городов.



Вид на келейные корпуса.

Стены и изящные башни были построены вместо прежних деревянных в конце XVIII века. С двух сторон в монастырь ведут ворота - от дороги и от озера.
Это надвратная роспись над северными (въездными) воротами монастыря



Надвратная роспись северных ворот.



Южные (Водяные) ворота.



Южные (Водяные) ворота (спустя какое-то время стало пробиваться солнышко).

Самое старое здание монастыря, на мой взляд и самое красивое - собор Зачатия праведной Анны - начал строиться при митрополите Ионе в 1686 году.



Собор Зачатия праведной Анны и церковь святителя Иакова Ростовского, вид с юго-западной башни.

Первоначально он был освящен как Троицкий, а Зачатьевским стал в 1754 году. Это классический для своего века монастырский собор - без подклета (подклет обычно использовался в приходских храмах как склад, в монастыре же в этом нужды не было), с фасадами, расчлененными лопатками на три части; вероятно, первоначально покрытие здания было позакомарным, позднее перестроенным в четырехскатное. Центральная глава стоит на большом световом барабане, четыре боковых, поменьше, − на глухих. Центральный купол - золотой, а малые - синие с золотыми звездами (эта расцветка в христианской символике связывается с Богородицей).



Ссобор Зачатия праведной Анны. Центральный и малые купола.

Сразу после возведения, в 1689-1690 годах, храм был расписан ярославскими мастерами, и до сих пор его фрески представляют собой один из лучших образцов искусства изографов из Ярославля. Так же, как и в храмах Архиерейского дома, вместо деревянного иконостаса сначала была поставлена сплошная каменная стена с росписями под деревянный иконостас. А деревянный иконостас в стиле барокко приставили к ней позже, в 1762-1765 годах. Он был сделан мастерами-резчиками из Осташкова, Сысоем Шоломотовым и Степаном Бочкаревым. Сохранился документ, из которого видно, какую огромную цену уплатили за этот иконостас - тысячу рублей. Но резьба иконостаса поистине того стоит. Позолочен и снабжен иконами он был позднее - к 1780 году. Иконы заказали придворному художнику Венедикту Вендерскому.
В сентябре 1752 года в соборе вдруг покоробился пол. Его вскрыли, чтобы отремонтировать, и обнаружили под ним мощи Св. Арсения, митрополита Ростовского, возле которых вскоре начали происходить чудесные исцеления, и Синод принял решение об общерусском прославлении святителя.

Вплотную к стене Зачатьевского собора в 1752 году пристроили первую Яковлевскую церковь (церковь святителя Иакова Ростовского). Ее несколько раз перестраивали, а в XIX веке разобрали совсем и выстроили заново, вероятно, по проекту архитектора Панькова из Ярославля (отец Панькова был ростовцем). Строительство длилось с 1824 до 1836 года и осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской. Паньков создал проект, во всем отвечающий принципам классицизма. Чтобы не нарушать симметрии ансамбля монастыря, он во многом повторил в северном фасаде новой церкви рисунок соседнего Димитриевского храма. Конечно, Яковлевская церковь меньше Димитриевской по размерам, но во многом их очертания, детали декора, формы повторяют друг друга. Убранство храма строгое, росписи были выполнены живописцем из города Тейково, Тимофеем Медведевым сразу после завершения строительства, не сохранились.



Церковь святителя Иакова Ростовского. Подготовка к встрече Рождества.



Церковь святителя Иакова Ростовского.



Церковь святителя Иакова Ростовского.



Церковь святителя Иакова Ростовского.



Церковь святителя Иакова Ростовского. Есть в ней на полу вот такие литые плиты.

Посетив эти храмы и церкви мы двинулись на юго-западную башню с её смотровой площадкой



Юго-восточная башня.



Дрова уложенные в нишах южной стены рядом с юго-западной башней.



Лестница ведущая с первого этажа на галерею второго этажа западной стены.



Вид на окрестности монастыря через бойницу на галерее западной стены.

Поднявшись на смотровую площадку юго-западной башни можно обозреть окрестности на много километров вокруг, если позволяет погода. Нам такая возможность не представилась. Хотя и стало проглядывать солнце, хмарь всё еще висела над Ростовом Великим. Оптика и та с трудом различала другой берег озера Неро на льду которого расположилось некоторое количество любителей зимней рыбалки. Да ещё на верху задувал холодный, порывистый ветер, да так, что приходилось снимая прятаться за колоны.



Рыбаки на льду озера Неро. Вид с юго-западной башни.



Рыбаки на льду озера Неро. Вид с юго-западной башни.



Рыбаки на льду озера Неро. Вид с юго-западной башни.



Рыбаки на льду озера Неро. Вид с юго-западной башни.



Окрестности монастыря. Берег озера Неро. Вид с юго-западной башни.



Окрестности монастыря. Вид с юго-западной башни.



Вид с юго-западной башни на башню над южными воротами, юго-восточную башню и восточную стену монастыря.



Вид с юго-западной башни на башню над южными воротами, юго-восточную башню, восточную стену монастыря и озеро Неро.

Рядом с Яковлевским монастырем возвышается пятиглавый храм Спаса на песках, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке женой ростовского князя Василько - княгиней Марией - единственной известной в русской истории женщиной-летописцем. Монастырь упразднен в XVIII веке, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским. Но не приносящие дохода храмы постепенно уничтожались. Случайно сохранился лишь главный храм монастыря, сооружения которого одни знатоки относят к XVI веку, другие к XVII. С тех пор он переделывался не один раз. Но и в том виде, в каком он дожил до нас, он представляет архитектурную и художественную ценность и вызывает интерес. Величественное здание поставлено на подклет, наружные стены его разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идет аркатурный пояс такого же рисунка, какой имеется на Успенском соборе и храмах кремля. Наружные стены галереи украшены ширинками с керамическими вставками.



Вид с юго-западной башни на церковь Спаса Преображения.

В дверном косяке на смотровой площадке не смог пройти мимо вот такого фактурного кольца.



Железное кольцо в дверном косяке на смотровой площадке.



Железное кольцо в дверном косяке на смотровой площадке.

Уже спускаясь со смотровой площадки вниз, решил попробовать попасть на второй этаж юго-западной башни, а из неё, если получится, на галерею южной стены. Попытка удалась. Двери ведущие в башню и на галерею оказались не заперты, а лишь прикрыты. Внутри второй этаж юго-западной башни представлял печальное зрелище. Шел, видимо, процесс реставрации.



Свод потолка на втором этаже юго-западной башни.



Второй этаж юго-западной башни.

А вот и та самая галерея южной стены на которую я так хотел попасть. Выйдя на неё сразу вспоминается фильм "Иван Васильевич меняет профессию", но сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались не совсем тут, то был кремль Ростова Великого (нам туда ещё предстоит отправиться).



Белокаменная галерея южной стены.



Белокаменная галерея южной стены.



Вид на озеро Неро через бойницу с галереи южной стены.

На этом наше посещение Спасо-Яковлевского монастыря было закончено и мы отправились в кремль Ростова Великого.
По дороге туда не смогли проехать мимо вот такого домика, уж очень он выглядел колоритно.



Деревянные дом в Ростове Великом.



Травинка у этого дома.

А солнце всё пыталось разогнать хмарь и порадовать людей своим присутствием. При этом было совершенно не понятно, утро это или вечер, полное безвременье.



Я продолжу рассказ про наше путешествие позже, и будет он посвящён кремлю Ростова Великого.

Ростов Великий, путешествия, фото, город

Previous post Next post
Up