Предпосылки освободительного движения.
Еще в середине XIX в. в Осетии зрели идеи освободительного движения. На первых порах носителями этих идей являлись социальные верхи. Недовольная земельной политикой российского правительства, осетинская аристократия, ранее пытавшаяся заключить политический союз с самодержавием, исподволь переходила в положение главной оппозиционной силы. На начальных этапах оппозиционность знати напоминала обычную феодальную фронду, направленную на решение ее частных интересов. Со временем раскол между российской администрацией и осетинской аристократией принял характер политического противостояния. Антиправительственная идеология, глубоко захватившая феодальную знать, находила поддержку и среди свободных общинников.
В условиях Кавказской войны российское правительство шло на серьезные уступки феодальному сословию Осетии. Наделив аристократию крупной земельной собственностью, оно пыталось смягчить ее оппозиционность. Завершив войну и упрочив позиции на Кавказе, Петербург под предлогом «крестьянской реформы» приступил к депортации осетинской знати.
Депортация осетин в Турцию нанесла серьезный урон общественно-политическому и культурному развитию Осетии. Российскому царизму удалось значительно ослабить зарождавшееся в Осетии освободительное движение. Вместе с тем жестокая правительственная расправа надолго развела официальные власти Петербурга и общественные силы Осетии. После 1867 г. (года проведения крестьянской реформы) борьба с российским самодержавием приобретает в Осетии идеологический характер. Непримиримо относилась к царизму молодая осетинская интеллигенция. Темирболат Мамсуров, Инал Кануков и другие представители интеллигенции, испытавшие на себе жестокости российского самодержавия, в своем литературном творчестве и общественной деятельности твердо стояли на позициях борьбы с имперской администрацией. Часть осетинского офицерства, ранее верно служившая интересам России, также вовлекалась в оппозиционную борьбу. Проявлением антироссийской оппозиционности осетинского офицерства явилось участие многих его представителей в военных действиях на стороне Турции в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. На волне этих же политических настроений известный осетинский генерал Мусса Кундухов возглавил более чем 20-тысячный корпус турецкой армии и воевал с Россией, которой когда-то присягал в верности.
В 70-х гг. XIX в. важной социальной предпосылкой национально-освободительного движения в Осетии становилось набиравшее темпы буржуазное развитие. Молодая осетинская буржуазия, состоявшая главным образом из выходцев старой аристократии и офицерства, конкурировала с российскими и иностранными предпринимателями. Острая конкурентная борьба, принимавшая политические формы, шла в главной отрасли экономики Осетии - цветной металлургии. Осетинская буржуазия претендовала на монопольное распоряжение сырьевыми ресурсами Осетии и добивалась большего простора в рыночной экономике. Свои слабые экономические позиции она пыталась восполнить политической активностью. Особую оппозиционность вслед за старой аристократией молодая осетинская буржуазия проявляла в отношении российского самодержавия. Царизм рассматривался ею как главный «виновник» промышленной и финансовой «тесноты» в Осетии. Приверженный антиправительственной идеологии, небольшой отряд осетинских буржуа приобретал в общественном движении Осетии прогрессивные политические черты.
Мощной политической силой национально-освободительного движения являлся формировавшийся в Осетии рабочий класс. Подвергаясь колониальным формам эксплуатации, осетинские рабочие выступали против гнета российских и иностранных предпринимателей. Однако установление колониального режима и свое тяжелое положение рабочий класс связывал прежде всего с политикой, проводимой царизмом на Кавказе. Видя в самодержавии своего главного врага, осетинские рабочие включались в общий поток освободительного движения. Особенностью рабочего движения в Осетии стала его неразрывная связь с национально-освободительной борьбой народа.
Немалую роль в национально-освободительном движении играла ... осетинская деревня.
Обнищание осетинской деревни, ежегодно выплачивавшей непомерную арендную плату, вызывало в крестьянстве глубокий социальный протест. Тяжелое положение крестьянства объяснялось как лихоимством сельской буржуазии, так и бездушным отношением к нему российских властей. Острая критика сложившегося положения осетинской деревни, высказываемая со стороны интеллигенции, помогала крестьянству влиться в общее русло освободительного движения.
Идеологами национально-освободительного движения являлись представители передовой осетинской интеллигенции, находившейся в оппозиции к самодержавию. Интеллигенция представляла собой особую социальную прослойку и играла выдающуюся роль в консолидации осетинского общества. Подавляющее большинство ее представителей сформировалось в крупных учебных заведениях России и на себе испытало мощное влияние национально-освободительных идей российского демократического движения. Кроме того, интеллигенция следовала оппозиционным традициям осетинской аристократии, оставившей заметный след в политической культуре Осетии.
Начальный этап в национально-освободительном движении.
70-80 гг. XIX в. знаменуют собой начало освободительного движения в Осетии. В эти годы общественная мысль и демократическое движение в Осетии развивались под влиянием российского революционного народничества. Студенты российских учебных заведений Индрис Шанаев, Ибрагим Шанаев, Магомет Абациев, Михаил Баев, Алихан Ардасенов, Гургок Газданов и др., являясь членами народнических кружков, принимали активное участие в народническом движении России. В 70-е гг. XIX в. Алихан Ардасенов, Ибрагим Шанаев и Дрис Сохиев были среди забастовщиков Петербурга, выступивших с экономическими и политическими требованиями. Уже тогда из российской столицы и других городов волна народнического движения достигла Владикавказа. Здесь осетинские народники создали свой первый кружок. В него вошли А.Ардасенов (руководитель кружка), Ибрагим и Джантемир Шанаевы, Гургок Газданов, Дзиболка Голиев, П.Годжиев, Х.Тускаев и др. Владикавказские народники были тесно связаны с российским и кавказским народничеством. Однако особенность осетинского народничества заключалась в том, что оно органически вписалось в общий поток национально-освободительного движения в Осетии. Молодых осетинских народников в первую очередь волновали судьбы собственного народа, терпевшего тяжелый гнет со стороны официального режима и нарождавшейся сельской буржуазии. Их литературно-публицистическое творчество вносило свежую политическую струю в общественную мысль Осетии.
Народники активно участвовали в обсуждении острых социальных проблем осетинской действительности. Являясь частью национально-освободительного движения, осетинское народничество избежало ряда серьезных теоретических ошибок, присущих российскому движению народников. Так, в отличие от российских народников, отрицавших для России капиталистический путь развития, Алихан Ардасенов в своем главном произведении «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» писал о капитализме как о реально сложившейся общественной формации. Им были установлены закономерности смены феодально-родовых отношений капиталистическими в условиях многоукладной экономики Северного Кавказа. Имея четкие представления о социальной и экономической природе капитализма, А.Ардасенов ясно осознавал общественные тяготы, которые нес с собой новый общественно-экономический строй. Из этой теоретической посылки вытекало его политическое кредо - борьба за демократизацию общественной жизни в России и Осетии. Главным препятствием на пути к демократии А.Ардасенов считал российское самодержавие. Политическое сопротивление его режиму в Осетии он рассматривал как главную задачу национально-освободительного движения.
На первом этапе освободительной борьбы молодая осетинская интеллигенция проявляла высокую творческую активность. Она органически была связана с судьбами народа. Идеи просветительства сочетались в ней с передовым взглядом на роль народных масс в революционном преобразовании общества. Интеллигенция играла выдающуюся роль в формировании национального самосознания народа. Ее обращение к традиционной культуре, забота о сохранении родного языка, повышенный интерес к проблемам истории и богатому устному народному творчеству объяснялись стремлением к консолидации осетинского общества, желанием объединить общественные силы для борьбы с самодержавным режимом. На эти цели, в частности, были направлены усилия Джантемира и Гацыра Шанаевых. Взявшись за публикацию нартовского эпоса и памятников осетинского фольклора, они через эпос и фольклор знакомили читателя с традиционной демократией осетин, ставившей превыше всего свободу и человеческое достоинство. Яркие сцены нартовского эпоса, повествующие о мужестве и героических подвигах, не могли не вдохновлять народ в борьбе за свободу и независимость.
Коста Хетагуров - лидер национально-освободительного движения.
Второй этап национально-освободительного движения Осетии охватывает 80 гг. XIX - начало XX вв. На этом этапе общественно-политическое движение Осетии выдвинуло лидера, возглавившего общественные силы. Им стал Коста Хетагуров, наиболее яркий представитель осетинской демократической интеллигенции последней четверти XIX в.
В советское время Коста Хетагурова было принято называть революционным демократом. Революционный демократизм его сравнивали с общественно-политическим движением России 40-60 гг. XIX в., в котором выступили В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др. Бесспорно, Коста Хетагуров во многом следовал традициям российских революционеров-демократов, оказавших значительное влияние на его общественно-политические взгляды. Но также очевидно и то, что между российскими разночинцами 40-60 гг. XIX в. и Коста Хета-гуровым лежит целая эпоха. Как социальное движение революционная демократия России основывалась на борьбе с системой крепостничества. Оно, это движение, сошло с исторической сцены вместе с отменой в России крепостного права и проведением буржуазных реформ.
Иногда Коста Хетагурова называют также народником. Он был современником народников, хорошо знал о борьбе российского народничества с царизмом. В творчестве поэта можно заметить немало народнических идей. Однако российское народничество и народничество Коста Хетагурова - это далеко не одно и то же. Народничество в России развивалось как демократическая идеология, направленная против царизма и сельской буржуазии. Для Коста Хетагурова народничество - составная часть идеологии национально-освободительного движения. Оно основано на осетинской социальной действительности и направлено против самодержавия и колониального режима в Осетии. Революционный демократизм Коста Хетагурова органически связан с общественными процессами конца XIX и начала XX в. Он состоит из идеологии, призывающей народ к социальной свободе и политической независимости. Главную свою задачу поэт видит в том, чтобы донести до народа идеи национального освобождения от самодержавного режима.
«Завидую тем, - писал Коста Хетагуров, - кто народ мятежною речью зажжет». В том и заключается миссия вождя освободительного движения, чтобы в «сердце народа» «светлые всходы взрастить».
Самодержавие и его режим он называет «пришельцем-алдаром», борьба с которым - долг каждого в Осетии:
Осетия! Можешь ли ты покориться
Пришельцу-алдару, что мучит народ?
Быть может, надеждой на правду влекомый,
Доверил ты волю пришельцу тому?
Умри ж от раскаянья, друг незнакомый,
Коль ты хоть на миг подчинился ему!
Литературное творчество Коста Хетагурова предстает перед нами как завершенная система идеологических установок, придавших освободительному движению в Осетии национальный характер. Поэт - главный участник борьбы за свободу и независимость Осетии. В стихотворении «Я смерти не боюсь» Коста Хетагуров писал:
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.
Поэт глубоко чувствует время, верно оценивает общественно-политическое положение, в котором в 80-90 гг. XIX в. оказалась Осетия. У него ясные представления о колониальной экономике и колониальном режиме, о вторжении российских буржуазных отношений и подрыве традиционной культуры народа. Коста Хетагуров замечает, как российские администраторы, не считаясь с народом, расчленили Осетию, поделив ее на «округа» и «отделы». Он хорошо осознает, что его отечество превращено в предпринимательское поле, где не стало не только названия страны «Осетия», но и слова «осетин». В стихотворении «Додой» - одном из наиболее распеваемых в народе - Коста Хетагуров воспроизводит картины жестокой тирании, установившейся в Осетии:
Цепью железной нам тело сковали,
Мертвым покоя в земле не дают,
Край наш поруган, и горы отняли,
Всех нас позорят и розгами бьют.
Враг наш ликующий в бездну нас гонит,
Славы желая, бесславно мы мрем.
Родина-мать и рыдает и стонет...
Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем.
Вождем народа, «своим словом» объединявшим и вооружавшим его на борьбу во имя свободы и независимости, был сам Коста Хетагуров. Необычность осетинского поэта, как общественного и культурного явления, состояла в том, что он, вдохновляя народ на национальное сопротивление, предлагая ему идеологию борьбы, становился признанным лидером освободительного движения. Эту роль и значение Коста Хетагурова в общественно-политической жизни Осетии хорошо понимали российские администраторы. Изо дня в день они видели, как к поэту приходила популярность, как, «собирая своим словом» различные социальные слои осетинского общества, он становится во главе народа. Чтобы обезглавить освободительное движение в Осетии, приостановить в ней распространение революционных идей, российские колониальные власти решили выслать Коста Хетагурова за пределы Родины. Летом 1891 г. Коста Хетагуров был выслан в Карачай. Позже, в 1893 г., он переехал в Ставрополь.
В ссылке поэт продолжил не только литературную, но и общественно-политическую деятельность. В Ставрополе им были написаны наиболее яркие публицистические статьи. Сотрудничая в газете «Северный Кавказ», он значительно расширил масштабы своего общественного влияния. Коста Хетагуров продолжает борьбу за свободу и независимость Осетии. Одновременно он горячо защищает другие малые народы Северного Кавказа, оказавшиеся в тисках российской колониальной администрации.
В 1895 г. Коста Хетагурову удалось добиться в российском Сенате решения об отмене его ссылки. Это позволило поэту и вождю освободительного движения расширить круг печатных органов, в которых публиковались его статьи и поэтические произведения. В газетах «Сын Отечества», «Санкт-Петербургские ведомости» и др. он остро ставт вопросы, касавшиеся бесправного положения горских народов, злоупотреблений и коррупции российской администрации и других социальных неурядиц на Северном Кавказе. На его статьи стали обращать внимание не только местные власти, но и столичные.
В 1895 г. в Ставрополе Коста Хетагуров издал на русском языке свой первый сборник «Стихотворения». В нем главной темой для ссыльного поэта остается идея о свободе:
В тюрьме ясней мне чудится свобода,
Звучнее песнь с бряцанием цепей:
В изгнаньи я дороже для народа,
Милее смерть в безмолвии степей.
Раньше, чем «Стихотворения», Коста Хетагуров написал на осетинском языке свой классический сборник стихов «Ирон фандыр» («Осетинская лира»). Он долгое время распространялся в Осетии в рукописных списках - его издание запрещалось политической цензурой. Не было осетина, не знакомого с рукописными стихами поэта, призывавшего народ к борьбе за независимость и свободу.
В 1898 г. Коста Хетагуров подготовил «Ирон фандыр» к изданию. В том же году, согласно постановлению Совета главнокомандующего на Кавказе, он вновь был сослан. На этот раз в Таврическую губернию (город Херсон). Право вернуться на родину поэт получил лишь в 1902 г., к этому времени он был уже неизлечимо болен.
Последняя четверть XIX в., к которой относится литературная и общественно-политическая деятельность Коста Хетагурова, вошла в историю Осетии как эпоха великого поэта. Она выдвинула на авансцену политической жизни Осетии незаурядного идеолога и общественного деятеля, ставшего вождем национально-освободительного движения осетинского народа. Особенностью национальной идеологии Коста Хетагурова, которой проникнуты его творчество и общественная деятельность, является высокая политическая культура. Призывая свой народ к национальной независимости и свободе, он вместе с тем подчеркнуто избегает противопоставления Осетии и России. Ему чужды национализм и политический сепаратизм. Высокая политическая культура как данность, свойственная общественному мировоззрению Коста Хетагурова, явилась той основой, благодаря которой идеологии великого поэта было суждено стать частью общенациональной политической культуры Осетии.
источник