Дорога к Никко. Неизвестный автор, начало XX века
Начиная с XVII века Япония была закрыта для иностранцев (исключение было сделано лишь для голландских купцов), а японцам под угрозой смертной казни запрещалось
покидать пределы своей страны. Однако в 50-60-х годах XIX века под давлением Америки, Англии, Франции и России, ратовавших за «свободу торговли», Япония была вынуждена отказаться от вековой изоляции. В это время в стране начались реформы, главной целью которых было создать сильную страну и мощную армию. Совершив стремительный прыжок из Средневековья в Новое время, Япония встала на рельсы индустриального развития по западному образцу. Учились японцы очень быстро и прилежно, в том числе и искусству светописи.
История японской фотографии началась в далеком 1646 году, когда голландские путешественники привезли в Нагасаки первую камеру-обскуру. Сами японцы называли ее «донкуру-каамуру», основываясь на голландском произношении, а для ее описания в научных сочинениях использовали словосочетание «фотографическое зеркало».
Что касается пейзажа - основного жанра в японском изобразительном искусстве, то здесь фотографы нередко стремились подражать живописи, намеренно искажая воздушную перспективу. Резкий передний план сменялся растворяющейся легкой дымкой заднего, фигуры оказывались словно выхваченными из окружающего их пространства. Фотографии раскрашивались вручную, и это еще больше усиливало их сходство с живописью и традиционной гравюрой укие-э.
Среди пейзажных фотографий часто встречается вид на дорогу к Никко - городу в центральной Японии, одному из основных паломнических центров. Вдоль дороги, заслоняя собой небо, растут величественные деревья, являя собой символ монументальности самой природы. Главные достопримечательности Никко - синтоистский храм IV века, буддистский храм VIII века и мавзолеи сегунов Токугавы - также стали распространенными сюжетами для фотографов того времени.
К сожалению, во многих случаях установить имя автора не представляется возможным, поскольку ни негативы, ни тем более отпечатки с них, как правило, не подписывались.
Гора Фудзияма. Неизвестный автор, начало XX века.
Цветущая глициния. Неизвестный автор.