Когда-то в институте, мы с мужем делали презентацию на тему : "Моя мастерская (в стиле любимого на то время архитектора)".
Помнится я выбрала Алвара Аалто, а он - Луиса Канна. Это было начало 90-х и материалов о нём как о человеке было не так уж и много...
А вчера я посмотрела фильм "Мой архитектор" и честно говоря удивилась, что он не попался мне раньше, год выпуска-то 2003!
Мне кажется, что и название фильма «Мой архитектор» было придумано с тайным умыслом. Ибо Кан - и мой архитектор!
Одной из первых тайн этого фильма можно считать самый его успех. Фильм документальный, о человеке, которого уже больше 30 лет нет в живых и о котором осталось не так много сведений.
Но! Фильм же про самого Луиса Кана.
Вторая тайна - обстоятельства его смерти. 17 марта 1974 года, он был найден мертвым в уборной нью-йоркского железнодорожного вокзала Пенсильвания- стэйшн
. Быть может, и без того знаменитое здание вокзала стало от этой трагической смерти еще более знаменитым...
Но смерть Кана была отягощена длинным рядом тайн. Официальная, медицинская, причина, как всегда в таких случаях - «сердечная недостаточность», слова чудовищные по отношению к человеку, который мыслил и творил не руками, а сердцем. Но в паспорте оказались зачеркнутыми строки с адресом.
Почему? От кого скрывался Кан после смерти. Было ли то самоубийство, убийство, или «медицинский случай». В стране, где до сих пор не могут выяснить обстоятельства убийства президента Кеннеди, судьба Кана - не исключение.
После смерти обнаружилось, что у его архитекторной фирмы долгов на миллион долларов. Он брал взаймы, чтобы проектировать. Но проектов почти никто не покупал, и их продолжение обрывалось. Кан оказался финансовым банкротом. В наши дни - дни рыночных истин, любой скажет - «искусство архитектуры, между прочим, - и финансовое искусство». Я бы сказала, что на самом деле просто финансовое искусство как-то незаметно превратилось в современную архитектуру.
Наконец, обнаружилось, что у Кана, кроме законной жены, две незаконных, и у них его дети. Натаниел - сын одной из сотрудниц Кана, тоже архитектора. Натаниелу в год смерти отца было 11 лет. Он несколько раз видел его в детстве и помнил его обожженное лицо и руки, рисовавшие всякие смешные картинки.
Натаниелу сейчас 43, и он снял фильм об отце, чтобы узнать его поближе. Он занял много денег, разворошил архивы, разыскал знакомых и друзей, подруг и солуживцев. И вот итог этих изысканий - двухчасовая лента.
Что в ней тайна, так это то, что она смотрится. Бесконечные не очень внятные расспросы, нераскрытые мотивы поступков, вопросы, вопросы.
Но тайна - сам Кан.Это странно. Обожженное лицо, очки за которым увеличенные темные зрачки, некоторая не идущая к его величию щеголеватость - бабочка, шляпа
...чудо, когда в кадре и на фотографии видишь этого человека.
Натаниел Кан провел множество интервью с теми, кто знал его отца. Кроме жены (которая правда до съемок фильма не дожила, но фрагменты какого-то интервью сохранились и попали в фильм), любовниц и детей, тут весь архитектурный бомонд. Тут и Филипп Джонсон (уже совсем старичок), Роберт Стерн, Фрэнк Гери (как же без него), Моше Сафди и Элмунд Бекон, Ио Минг Пей. Последний говорил сердечнее всех.
Без этих бредовых откровений образ Кана был бы, как образ Христа без "распни его".
Но и Кан не был тихоней. Один из его сотрудников рассказывает, что как о Кан позвонил ему в три часа ночи, чтобы сказать, что сделанный им макет «не макет, а кусок дерьма». Он не обиделся. Есть вещи - повыше амбиций.
Последняя тайна фильма - сами его постройки.
Ведь он эклектик
. Ну что он сделал - круглое окно в кирпиче и бетоне, квадраты и диагонали, разошедшиеся по всему миру?
Фильм показывает, что дело не в этом. Кан достиг того, что было едва ли под силу и Корбюзье и Райту - величие простоты при всей своей чудовищно искусственной сложности.
Большая часть американских проектов Кана осталась на бумаге. Денег не было.
И только одна страна, самая бедная страна в мире - несчастная Бангладеш - нашла деньги и людей, которые построили правительственый центр в Дакке. Кан не дожил до завершения стройки. Теперь это восьмое чудо света. Сами бангладежцы не возьмут в толк, как это еврей из эстонского острова Саарема, приехавший бог знает откуда, совершил то, что теперь сало национальным символом многомиллионной страны. "Он был гуру», - говорят они, - "он был йог, он был святой"...
Click to view
http://www.myarchitectfilm.com/ Луис Кан - глазами его современников:
Я выхожу с завода Форда в Детройте. Как архитектор, я в своего рода трансе. Это единство мечты и логики, потрясающее соединение всеобъемлющей мысли и действия. (Ле Корбюзье)
Он был в Ленинграде 60-х, но бдительное начальство сделало все, чтобы помешать студентам попасть на его лекции. (Раппопорт)
Вера в универсальность миропорядка руководила его поиском подлинной природы человека и материалов. Он был строителем и, даже обсуждая эскиз, всегда подчеркивал значение роста, как у дерева, начинающегося с корней. Именно поиск корней побуждал его к звучащим просто и при том фундаментальным утверждениям, как, к примеру, "кирпич хочет стать аркой..." (ученик Кана - Холмс Леркинс)
Он был идиот, ваш Кан, полный чайник, он ни черта не смыслил в градостроительстве и в людях. Хотел уставить весь город круглыми гаражами - сумасшедший.( мэр Филадельфии)
В заключение несколько высказываний Кана. Они многое проясняют в его творчестве:
«Солнце никогда не задумывалось о своем величии, пока его лучи не соприкоснулись с архитектурой».
«Нельзя считать пространство архитектурным, если в нем нет места натуральному свету».
«Я не люблю законченных и определенных пространств. Другое дело, если их можно менять каждый день».
«Когда вы знаете все о здании, которое вам только предстоит построить, ваши знания обманчивы. Здание рассказывает вам о себе по мере роста и обретения себя».
«Я не верю в понятие необходимости, как в движущую силу. Необходимость - это что-то обыденное и каждодневное. А вот желание - это совсем другое. Желание предвещает необходимость. Нами движет желание».