Mar 19, 2016 14:30
Когда то, лет семь назад , я познакомилась с прекрасным педагогом из Магнитогорского унивирситета Портновой. Мы были у неё в мастерской , где она рассказывала о своих поисках и находках в работе со студентами. Этот вечер что-то перевернул во мне, дал какое-то желание осознанности , понимания всех тонкостей и значения своей работы.
Она очень скромный, деликатный человек , на сто процентов на своём месте, влюблённый в своё дело. Попросту, между делом , рассказала нам про свои принципы преподавания живописи, к каждому пункту подбирая тут же какие нибудь работы студентов . При этом она всё о чем говорила, соблюдала! Всё так так чётко , просто и продумано до того ,что это было красиво. Сожалею, что не записала ничего, хотя бы по памяти. Но всё равно я сразу начала применять почти всё из её копилки. Живопись полюбила ещё больше , хоть с цветом у меня особых природных талантов не наблюдается до сих пор. Осталось от неё такое послевкусие , как будто я была на кухне мага и видела, как он готовит маленькое чудо. И ещё пришло понимание, что когда ты формулируешь, проговариваешь свои принципы - они начинают на тебя работать.Я думаю, что это действительно было немного чудом. С моей то "замечательной" памятью, я столько лет помню!
У меня самой тоже уже был свой по жизни принцип : "Не завидуй, а бери и делай, хоть как нибудь". Не так чётко сформулированный ,но примерно такой пока. Это самое "Хоть как нибудь " - это очень моё было всегда по жизни.
Я стопроцентная левша и ещё с явным правополушарным мышлением. В дошкольном детстве переучивали не так сурово. Рисовала и наслаждалась втихаря своей левой, пока никто не видит. А в школу пошла, попала как в зазеркалье, в мир , где все правильные , успешные - одна я неправильная, чужая. Делать надо было строго всё только правой рукой, быстро, не задумываясь, так как хочет учитель, а не так ,как я думаю! И ещё дома уроки тоже правой делать. А правая рука как чужая! Вот тогда и пришло смирение на свою неуклюжесть, "Хоть как нибудь, но сделаю!". Эта упрямая фразочка не раз меня, как конёк горбунок ,вывозила .И сейчас полно таких детей. У меня одна девочка сейчас ходит во второй класс, всё время где то витает, не с нами. Ничего не слышит и не видит, всё делает и понимает так по своему, что я не знаю ,как ей помочь...Мы бережно с ней обращаемся. Она для меня - маленькая я. Как в зеркало на неё смотрю.
Попробую теперь и я сформулировать , свою стратегию обучение рисунку. Это у нас семинар будет в художке , для него надо, хоть самой себе сначала написать.
1 принцип. Идти от натуры и любви.
Смотреть, что хочет, может и даже умеет делать ученик и , учить исходя из этого . Регулярно спрашивать, наблюдать, слушать. Прививать что-то новое не ломая , сохраняя индивидуальный почерк. Чаще делать то , что любят , что считают значимым. ( портрет , животные, пейзаж...)
чаще хвалить и закреплять их успех, поощрять. Неприятные вещи, которые иногда приходится говорить, начинать и заканчивать с похвалы. Тогда запомнит и исправится.
Чаще делать вместе с детьми , то что сам любишь делать , показывать результаты. Это заражает.
2 принцип. Наглядность.(это от Портновой. Я и до неё наглядность любила а после вообще ввела в принцип)
Почти ничего не рассказываю без визуального ряда. Львиную долю наглядности делаю сама. В мастерской при кабинете есть методический фонд. Специальная система цветовых обозначений и поиска нужных папок помогает в самостоятельном поиске детям. Наглядность несколько видов:
а) На столе стоит коробка с листками "Для вопросов" .На них я показываю ,как можно что-то исправить, решить.
б) "Гармошки" - полоски из 3-4 листов по одной теме;
в) Папки с файлами для самостоятельной работы. Там есть хотя бы 1 лист с поясняющим текстом ( чаще поэтапность) ,и изображения.
г) Папки с образцами лучших работ учащихся по темам.
д) Папки с наборами для копирования , репродукциями живописи и графики, наборы открыток по темам.
е) Теоретические папки ( терия композиции ,живописи , графики, цветоведение и т. д.)
ж) Папки для поступающих в вузы с наборами и образцами заданий и требований.
з) папки работ выпускников из разных институтов по темам.
Одно плохо эта наглядность сжирает массу времени.Но визуальный ряд работает лучше всего.
3 принцип. Прозрачность, реальность учебного процесса.
Право на ошибку имеет каждый и учитель тоже. Вместе с детьми рисую сложные обьекты , не сокрушаясь о ошибках. На доске я плохо рисую к сожалению.Поэтому на бумаге с ними вместе чаще рисую. Сразу показываю , как исправить. У нас это называется "месить".Как Шарик в Простоквашино из теста лепил всё подряд. Метод проб и ошибок.
У нас в школе чёткая система просмотров. Вывешиваем не фильтруя все работы за пол года для реальной картины. Наглядно видно родителям и нам: ошибки детей , недоработки учителя и успехи .Сразу разбираем вместе , что нужно делать дальше.
4 принцип. Самостоятельность.
С первой недели первоклассников учу системе самоконтроля. ( Смотреть работу по разному : в зеркало , на просвет, издалека, перевернутый рисунок и так далее).Спрашивать можно сколько угодно ,удачные вопросы поощряются.Но руками помогаю скупо.
Правило "2 попыток". Прежде, чем получить помощь, ученик должен хоть пару раз попробовать сам исправить работу, и она должна быть сделана наполовину, чтобы было , что исправлять.
Честно проводятся контрольные работы, раз в четверть, в пол года , по живописи и рисунку. Стараюсь не подсказывать даже словами. Они сами строго следят, чтобы не подсказала. Как назло подмывает меня что-то посоветовать, сажусь и молча рисую это же самое. Помогает и им и мне , когда я с ними рисую,у детей получается лучше обычного.
Самые сложные задания делаются парами. Первая работа с помощью, вторая подобная почти самостоятельно, без моих рук на их работе. (Голова, фигура.)
Ученики очень самостоятельны на пленере, с удовольствием рисуют на улице , на мероприятиях. В этом году я провела "День портрета" в школе. Мои спокойно рисовали сами , меня вызвали на интервью, даже ухом не повели. Прошло удачно. Со следующего года это мероприятие станет традиционным школьным конкурсом.
5 принцип. Простота и доступность .
Простота в общении . Демократично. Во время обьяснения могут что-то добавить , спросить (обратная связь). Для всех возрастов своё обьяснение, очень сжатое по времени( на 5-7 минут), своя наглядность.
Для старших классов и поступающих много заданий и папок для самостоятельной работы, разного уровня сложности. Последние пол года работают сами, приходится. Дипломные работы у всех разные, много домашней, самостоятельной работы. Времени на всех не хватает. Они знают ,что чем старше они будут тем больше свободы выбора и самостоятельности. У нас в школе стали последнее время всевозможные конкурсы проводится где все вместе что то рисуют.
6 принцип. Серийность, объединение самых важных и сложных заданий в большие блоки( от 2 до 5 заданий).
Например , блок портрета: копия, работа с натуры в классе, домашний портрет, автопортрет, переработка рисунка в образы на композиции или стилизации.Или что-то сложное при правляется интересным. Кубы строили в 1 классе и потом из них с наслаждением делали из них свои проэкты домов .всё это закрепилось пока правильно окна двери выстраивали. Кто то из пропустивших придёт и давай детским методом домик лепить .Сразу контраст такой в качестве ,они все к нему бросаются помогать "строить надо! "В результате сложные темы становятся доступными и даже любимыми. Если серию работ учащиеся прошли хорошо, то уже остановится не могут, будут рисовать дальше уже по своему.
7. Игровые и скоростные техники .
Учимся всему незаметно, между делом без пафоса, играючи. Особенно в первом классе большинство тем с иговыми моментами , нетрадиционными техниками , приёмами, материалами. Потом это периодически применяется в других классах, особенно в конце четверти, когда устали. Традиционно 2 и 4 четверть зона игровых и скоростных тем, для подготовки к пленэру и самостоятельной работе дома,на каникулах. Даётся задание на лето сделать работы на любимые темы , в самых понравившихся техниках.