Оригинал взят у
gutta_honey в
Успешные клиенты Не все клиенты во время терапии и консультирования одинаково приобретают то, за чем они пришли к специалисту. Скажем так: есть клиенты успешные, а есть не очень. Речь об успешности, конечно, идет не о жизни, карьере и т.п., а о процессе достжения желаемого в рамках работы со специалистом. Естественно, группа успешных обычно удовлетворена своими результатами, чем другая.
Я уже несклолько раз говорила, что на терапии и консультировании роль специалиста-показать где нужно копать и предложить возможные для этой работы инструменты. Задача клиента начать работу, обсуждая результаты с консультантом. Сказать, как распределяется ответственность консультанта и клиента, наверное невозможно. Иногда успешный и работоспособный клиент достигает успеха у самого безнадежного терапевта, а бывает, что самый безнадежный клиент выходит из жизненных сложностей в руках умелого специалиста. Однако, без того, чтобы клиент хоть что-то делал ничего не получится.
«Успешный клиент» это не биологический вид живых существ, а человек с определенным поведением. Такая «успешность» не врожденное качество. Я хочу описать некоткорые характеристики и поведение таких клиентов. Наблюдения мои, так что ссылок не будет. Возможно эта информация поможет кому-то сделать свою работу с терапевтом более эффективной.
Итак, «успешные клиенты»
Ведут себя активно во время консультирования. Задают вопросы и высказывают свое мнение.
Не боятся оспаривать мнение терапевта, дополнять и переформулировать. Никто не читает чужие мысли, в том числе психологи, психиатры и психотерапевты. Обратная связь очень важна в процессе консультирования, и не на 10-ом занятии, а прямо тогда, когда возникают какие-то несостыковки в понимании проблемы клиента.
Берут ответственность за себя сразу после начала терапии. Т.е. без предварительных разбегов и «контрольных выстрелов» в консультанта ( вот я щас ему скажу, и погляжу, как он среагирует). Ответсвенность включает в себя не только следование рекомендациям, но и прекращение консультаций по инициативе клиента, если он чувствует, что что-то идет не так, и предпринимание определенных самостоятельных шагов по результатам консультирования.
За рамками терапии они активно читают и исследуют тематику последней сессии и работают самостоятельно над своим пониманием проблемы. Обычно они приходят на следующую сессию не только с выполненным домашним заданием, но еще и со своими собственными наработками, которые очень сильно улучшают динамику терапии. Некоторые составляют схемы, таблицы, делают анализ результатов и именений в своей жизни после сессии. Соответственно, у них возникают определенные вопросы, темы и направления проработки, что очень полезно для хорошей динамики консультаций.
Не боятся испытать неприятные ощущения от негативных эмоций в процессе терапии. Да, не все вещи и события в жизни приятно вспоминать, но часто именно они являются камнями предкновения на пути к решению проблемы. Однако, в то же время, не бросаются на «амбразуру». Сами дозируют тот объем, который могут осилить на конкретный период времени.
Настроены на поиск позитива и конструктива в своем новом состоянии. Вообще, а что я приобрел за время консультаций? Неужели совсем ничего? Жизнь меняется вокруг, появляется новая информация, как она меняет мою жизнь к лучшему, как я ее могу использовать в своей жизни? Даже если что-то идет не так, все равно из этого «не так» выжимается максимальная возможная польза.