Немного о литературе.
Когда я училась в университете на филологическом, мы перечитали сумасшедшее количество книг. Это было жутко интересно, и единственное, что омрачало ситуацию - невероятные объемы. Мы изучали параллельно русскую и иностранную литературу, постепенно двигаясь по исторической лестнице - от древнегреческих опусов и древнерусских летописей к современных романам и пьесам.
Каждый курс предварялся несколькими лекциями по истории данного периода - историческая и политическая обстановка, развитие искусства в целом, влияние философии и так далее. Мы полностью погружались в атмосферу, и как бы изнутри проживали этапы развития литературы.
Нам было легко понять, почему Руссо на десятки страниц размазывает подробное описание правильного управления хозяйством, почему Сартра перманентно тошнит, почему у символистов бегут прочь "ослы терпенья и слоны раздумья" по ироничному выражению Владимира Соловьева (который поэт). Все это оъяснялось эпохой, целями литературы в то время и т.д.
Все казалось таким очевидным...
Объемы действительно были большими, и прочитать все, что предполагалось программой, не мог никто. Естественно, часть книг мы пробегали по диагонали, часть не успевали прочесть вообще. После окончания университета мне это не давало покоя, хотелось прочитать все, что должен знать филолог (хотя я специализировалась на языке, а не на литературе). Время от времени я почитываю что-нибудь из тех списков.
Не так давно я с ужасом поняла, что не понимаю, что за хрень я читаю.
Я купила по списку роман Лоуренса "Любовник леди Чаттерлей". Начав читать, я поняла, что читала этот роман в университете, но, видимо, второпях, лишь помню, что роман мне понравился. Решила прочитать вдумчиво - и что же? По-моему, это такая бредятина, что ужас. Порно, приправленное соплями.
Потом я взяла Пруста - к стыду, я его не читала в универе. Я еле его домучила - исплевалась вся напрочь!! Бездельник.
Потом еще и еще...
И я поняла, что уже не обладаю теми специфическими знаниями, которые необходимы нам для понимания литературы прошлых лет!
Конечно, во многом значение имеет и индивидуальный вкус - никакое знание литературной истории не поможет мне полюбить Обломова или испытать восторг от Бунинского "Легкого дыхания", но все равно как-то обидно..
Интересно, стала бы я, как прежде, восхищаться Мольером, "Мадам Бовари", "Жерминалем" и "Мелким бесом"?