Оригинал взят у
sosedgeorg в
Байка: как Россия увела 2,4 млрд долларов у Украины.Байка эта старая, но у украинской общественности вызывает негодование до сих пор. Считается, что Россия в 2013 году увела у Украины оборонный контракт стоимость $2,4 млрд. на поставку БТР-ов. Обвиняют граждан России, которые в то время работали в "Укроборонсервисе" и "запороли" контракты. А Россия снизив цену на $400 млн. продала свои БТР-82 Ираку. В попытках разобраться в этой истории, я стал копаться в весьма противоречивом информационном пространстве Украины, и вот что обнаружил.
Речь идет о контракте между «Укрспецэкспортом» и Ираком, который был заключен в 2009 году.
Аналитики называют его платой США за участие украинского военного контингента в стабилизации послевоенного Ирака - именно на американские деньги проводится перевооружение иракской армии.
Кроме 420 БТР-4 Украина обязалась поставить в Ирак 6 легких транспортных самолетов Ан-32, а также предоставить услуги по ремонту авиационной техники.
Цена... И тут произошло первое разночтение. Различные издания на Украине и в России называли различные суммы. Но первоисточник "
Укрспецэкспорт" выдал неожиданный результат - всего $457,5 млн.
Цифра $2,4 млрд взялась из утечки информации, вернее из гарантийного письма правительства Украины Ираку о целевом использовании средств и выполнении в срок всех подписанных контрактов. Но она не отражает истинное положение вещей.
Оказалось, что и контракта три. И два из трех Украина сумела выполнить.
Основными исполнителями контрактов стали компании, входящие в состав госконцерна Укроборонпром - Харьковское конструкторское бюро машиностроения им.Морозова, Харьковское конструкторское бюро двигателестроения, госпредприятие Завод им. Малышева (Харьков), а также входящее в одноименный авиастроительный госконцерн ГП Антонов (Киев).
Никаких нареканий с иракской стороны не возникло по выполненному госпредприятием Минобороны Украины "Севастопольское авиационное предприятие" контракту между специализированной фирмой "Прогресс" с МО Ирака № С-17-02/2009/Pr на ремонт и модернизацию двух вертолетов Ми-8Т на общую сумму 3,6 млн долл.
В ходе выполнения контракта № С-18-02/2009/Pr о поставке шести самолетов Ан-32Б на общую сумму 99 млн долл. у ГП "КиАЗ "Авиант" возникли сложности с комплектацией.
По данным
УНИАН, проблема возникла из-за того, что ДП "Прогресс" (дочернее предприятие "Укрспецэкспорта") подписал договор с серийным заводом "Антонов" о производстве самолетов АН32Б до заключения соответствующего контракта с Ираком.
В контракте иракские партнеры оговорили, что все комплектующие самолетов должны быть не старее 2009 г. выпуска. В договоре с "Антоновым" этот пункт отсутствовал. Контракт с Ираком был заключен в мае 2009 года. Таким образом, в произведенных для Ирака самолетах оказались комплектующие, изготовленные до 2009 года, и иракская инспекция предъявила претензии.
Украинская сторона предложила Ираку заменить все старые детали новыми.
Откровенное фиаско постигло третий, наиболее емкий контракт № С-19-02/2009/Pr, подписанный 25 сентября 2009 г. между дочерним предприятием государственной компании "Укрспецэкспорт" - ГП "Специализированная Внешнеторговая Фирма "Прогресс" и Главным управлением вооружения и обеспечения Министерства обороны Республики Ирак. Он предусматривал проектирование (разработку и доработку документации согласно требованиям Покупателя), изготовление и экспортные поставки Покупателю пятью партиями 420 колесных бронетранспортеров БТР-4 формулы 8x8 с боевыми модулями "Парус", комплектом запчастей, тренажеров и сервисных услуг на общую сумму 457,5 млн долл в период с сентября 2010 г. по март 2012 г. на условиях СІР - порт Умм Каср, Ирак.
По указанным контрактам ГП СВТФ "Прогресс" было получено 261,85 млн долл, для Ирака изготовлено 6 самолетов Ан-32Б и 128 БТР-4.
До начала 2013 года Ирак по этому контракту получил лишь 88 бронетранспортеров (двумя партиями - 26 были отгружены в апреле 2011 года и 62 - в октябре 2012 года).
При этом Ирак в 2011 году применил к Украине финансовые санкции за срыв установленных в двустороннем порядке сроков поставок украинского оружия. Тогда в комментарии к реквизитам соответствующего счета на $18 млн, которые Торговый Банк Ирака должен был перечислить на счет в Укрэксимбанке, иракская сторона отметила, что из полной суммы в $21, которая должна была поступить Украине, $3 млн были изъяты в качестве штрафных санкций.
В 2012 году иракские специалисты
обнаружили дефекты во второй партии из 62 бронетранспортеров БТР-4Е. Прибывшие из Багдада эксперты, которые готовились принять украинскую технику, нашли проблемы в автоматических 30-миллиметровых пушках ЗТМ-1, установленными на БТР.
Иракские военные не скрывали своего мнения об эксплуатации БТР-4 на территории Ирака. Они отмечают:
Очень хорошее и мощное вооружение, но с 30-мм пушкой ЗТМ-1 был ряд проблем. Кроме того, процесс снаряжения боевого модуля боекомплектом для 30-мм пушки достаточно сложный. Рукав подачи ленты требует более качественного изготовления с более гладкой поверхностью. Хорошей оценки заслуживает наличие противотанковых управляемых ракет.
Кроме того, иракские военные в процессе эксплуатации БТР-4 вынуждены были заменить охлаждающую жидкость на ту, которая применяется в Ираке - из-за того, что охлаждающая жидкость поставщика техники не понижала температуру двигателя до необходимых значений. Также для иракских военных так и осталась неизвестной причина течи трубопроводов на многих украинских бронетранспортерах.
Как отмечают иракские специалисты, пробная эксплуатация проводилась на качественных дорогах и при не очень высокой температуре воздуха (летом же жара достигает 55 градусов), поэтому двигатель работал не при максимальной нагрузке. Но даже при таких обстоятельствах техника часто выходила из строя.
В феврале 2013 года представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок по этому контракту.
Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет
По словам депутата, в ходе расследования было установлено, что все поставленные БТР "очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации".
Последняя партия из 42 машин, которую весной 2013 года доставили в порт Умм-Каср, оказалась бракованной. Принимающая сторона, которая
обнаружила трещины в корпусе на машинах и третьей бракованной партии отказалась разгружать БТР-ы.
Гендиректор Укрспецэкспорта Александр Коваленко, заменивший уволенного Дмитрия Перегудова в начале июля 2013, вместе с чиновниками из Минобороны и Генштаба прибыли в Ирак, пытаясь урегулировать конфликт.
Рассматривались варианты отправки на Ближний Восток специалистов завода имени Малышева для устранения брака на месте и предоставление покупателям значительной скидки.
В конце сентября стало известно о том, что Ирак окончательно аннулировал контракт с Украиной.
В январе 2014 года в специализированном морском порту "Октябрьск" (Николаевская область) технику ХКБМ им. Морозова (субподрядчик - завод им. Малышева) разгружали в условиях полной секретности.
Сотрудник ХКБМ на условиях анонимности тогда рассказал:
Уже в партии, которую отправили в конце 2012 года, были обнаружены трещины в броне. Наши специалисты 2 января выехали в Николаев, чтобы разобраться и устранить дефект. Трещины действительно есть, но дальше они не идут: их даже расстреливали, чтобы проверить, как поведут себя. Почти за год нахождения на судне в океане колеса машин спустились, аккумуляторы разряжены. Теперь вроде бы принято решение устранять повреждения на Николаевском ремонтном заводе, чтобы попробовать продать БТРы кому-то другому. Ясно одно: контракта с Ираком у нас больше нет
Удалось ли потом продать "иракские" БТР-4 не известно. Но скандал на этом не завершился.
Расследование
10 октября 2013 сотрудники оперативно-следственной группы СБУ при поддержке спецподразделения "Альфа" провели выемку документов в госкомпаниях "Укрспецэкспорт" и "Укроборонсервис", входящих в ГК "Укроборонпром" по делу о незаконной продаже оружия.
В ходе
досудебного расследования установлено, что из указанных сумм контрактов около 82 млн долл. должностными лицами ГП СВТФ "Прогресс" планировалось потратить для оплаты юридических, консультационных и других услуг.
Но вывели в офшоры лишь около $46 млн.
Вот список компаний получивших деньги незаконным образом:
1. "Al-Jar Trading FZCO" (ОАЭ) - 8,034 млн долл;
2. "Universal Investment Group, Inc." / "Jankovic & Associates. Inc." (США) - 9,325 млн долл;
3. "Company Paragon Impex Ltd." (Великобритания) - 12,214 млн долл;
4. "Runestone Partners LLC" (США) - 0,75 млн долл;
5. "MIrage Sarl" (Ливан, Бейрут) - 9,035 млн долл и 0,186 млн евро;
6. "Lionel Europe Corporation" - 2,24 млн долл;
7. "Dinet Group Ltd" (Белиз) - 6,345 млн долл.
Примечательно, что именно в США в ходе судебного процесса по делу украинско-американских брокеров из консалтинговой компании "Jankovic & Associates" узнали, что комиссионные платежи для украинских, иракских и американских посредников составляют почти 120 млн долл. при общей сумме сделки 560 млн долл.
Адвокат американского истца на суде прямо заявил, что оффшоры использовались для передачи взяток украинским чиновникам и что эта информация "крайне чувствительна" для украинской стороны.
Российские БТР-82 вместо украинских БТР-4
"
Российская газета" в январе 2010 года опубликовала статью, о том, что городе Арзамасе Нижегородской области начались приемо-сдаточные испытания новых колесных бронетранспортеров БТР-82 и БТР-82А, которые затем должны будут поступить на вооружение российской армии. Таким образом, на момент заключения контракта Ирака с Украиной в 2009 году, у России БТР-82 попросту отсутствовал.
БТР-82А лишь в феврале 2013 года официально приняли на вооружение российской армии.
Купил ли Ирак российские БТР-82А? В открытых официальных источниках этих сведений нет.
В октябре 2012 года Министерство обороны Ирака приобрело у России вооружений и военной техники на общую сумму в 4,2 миллиарда долларов. В контракт вошла поставка 36 ударных вертолетов Ми-28НЭ и 42 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1". Позднее Багдад незначительно уменьшил заказ на Ми-28НЭ в пользу приобретения транспортно-боевых вертолетов Ми-35.
В июне 2014 года Ирак в срочном порядке закупил пять штурмовых самолетов Су-25. Помимо этого стороны вели переговоры о поставке десяти истребителей Су-27/30, а также МиГ-29М/М2 и тяжелых бронированных машин.
27 июля 2014 года Ирак подписал соглашение, по которому предусмотрена поставка артиллерийского и минометного вооружения и боеприпасов, а также четырех тяжелых огнеметных систем ТОС-1А "Солнцепек". Россия поставила в Ирак по два-три дивизиона реактивных систем залпового огня "Град" и гаубиц "Мста-Б" калибра 152 миллиметра.
В сентябре 2015 года было заявлено, что Ирак намерен приобрести у России 500 боевых машин пехоты БМП-3.
Что касается Харьковского завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, то в 2013 г. он находился на грани банкротства, однако стратегическая важность предприятия не позволила его остановить. В 2013 г. завод поставил первую партию танков "Оплот" в Таиланд, что позволило заводу выжить.
Почему история с иракским контрактом стала поводом для украинцев ненавидеть Россию и обвинять ее в краже "контракта века" непонятно. Коррупция и технологические недоработки не позволили Украине выполнить свои обязательства. Россия же стала одним из крупнейших поставщиков оружия Ираку далеко не по этой причине.
Миф о том, что "Россия увела 2,4 млрд долларов у Украины" развенчан, и, надеюсь, украинцы по-новому оценят ситуацию с "иракским контрактом".