Как Добрыня стал маршалом.

Oct 02, 2020 23:05


1883 год. Усолье (современное Усолье - Сибирское) купец Яков Андреевич принимает новый колесный железный буксирный пароход «Добрыня» собранный там же в Усолье из доставленных, где водным, где гужевым транспортом частей.

В 1908 году буксир «Добрыня» был серьёзно модернизирован: ему наварили корпус и поставили вместо шведской Моталы новую паровую машину Сормовского завода, мощностью в 160 л.с. Корабль стал грузопассажирским, мог перевозить 12 пассажиров первого класса, 12 - второго и 20 - третьего. Новый владелец - «Байкальское пароходство» переименовало пароход в «Серафим», и он стал ходить по реке Селенге. Грянула революция, и 28 января 1918 года «Серафим» был национализирован, получив новое пролетарское имя - «Бурлак». Но уже через полгода «Бурлак» был отбит у красных белогвардейцами и возвращен прежнему владельцу, которому прослужил до 1920 года, затем снова отбит и передан Главводу. Последующие годы пароход «тянул лямку» на водных магистралях Бурятии, в основном перевозил грузы и пассажиров по Чикою и Селенге. После кончины маршала Х. Чойбалсана в январе 1952 года «Бурлак» получил свое новое и последнее имя - «Маршал Чойбалсан» списан в 1958. Хотя есть мнение, что он между «Бурлаком» и «Чойбалсаном» называться «Валерий Чкалов».



Пароход «Маршал Чойбалсан» (ех.- «Добрыня») в 1957 г.

Но со временем кораблю перестали оказывать внимание, вопреки сухой архивной строчке «Списан в 1958 году на реке Чикой как «Маршал Чойбалсан» и разобран в 1962 году», пароход с почти столетней историей был просто брошен на произвол судьбы. От него остался только корпус, да и тот в области кормы частично утрачен. Наводнения на Чикое спасли остов корабля от черных металлоискателей, заполнив его почти полностью песком и илом. На корпусе хорошо просматривается вся история жизни корабля. Вот старинная клёпка, вероятно, от «Добрыни», а вот наваренные листы со следами иллюминаторов - следы более поздней реконструкции судна.



P.S. Данное судно я как уже говорил видел лично, говорить о его состоянии как об объекте какого то сохранения глупо. Это тупо кусок металла, который стал островом на реке (очень мелкой), заглянуть во внутрь у меня не вышло потому что все забито песком. Но тем не менее это последний колесный пароход который ходил по Байкалу и который еще пусть скорее мертв, но доступ к телу еще возможен*.
*В посте использовались материаллы и фотграфии журнала "Мир Байкала" 2012 № 36.
Previous post Next post
Up