Броненосные крейсера РИФ «первого поколения»: тип «Генерал-адмирал»

Dec 06, 2024 01:40


Вторая часть «марлезонского балета». Почему не «Минин»? До потому что хотя он вступил в строй раньше, но был кораблем несколько другого уровня. Небольшое дополнение к предыдущему блогу про «Пажарский», допустил ошибку расположив орудия в этаких карманах по бортам на боковичке за 1877 год, туда их не ставили аж с 1872 года. То есть в октябре 1869 вышел на испытания, моряки при офигели и на этом все. Дело в том, что при любом волнении они просто черпали воду которая перла на батарейную палубу («ковши» там были ого-го), но зато на оконечностях установили дополнительные орудия. Правда и зашивать их не стали, закрыли только амбразуры и с этими псевдо «казематами» он проходил все время.

А теперь сами «виновники» торжества. Информация по истории кораблей снова взята из журнала «Морская компания» №  №6 (82) за 2018 г. «Балтийский флот 1877-1878 гг. (Справочник по корабельному составу)» под редакцией В.В. Ярового, но  с боковичками Made by me и моими дополнениями.

Оба заказаны в 1870 году как броненосные корветы, при том «Герцог Эдинбургский» изначально должен был называться «Александр Невский», фрегатами стали только в 15.03.1875 г.



«Генерал­адмирал» имел  механизмы завода Берда, а «Герцог Эдинбургский» -Балтийского общества с одной телескопической дымовой трубой. Гребной винт подъемный с 2 лопастями. Парусное вооружение фрегата с деревянным рангоутом и площадью парусов 2446 м 2 . На приемных испытаниях «Генерал­адмирал» 26.06.1880 у Кронштадта развил среднюю скорость 13,57 (наибольшая 14,4) уз при мощности 4472 инд. л.с. и водоизмещении 4749 т, а «Герцог Эдинбургский» 12.11.1880 у Ревеля - 15,3 уз при мощности 5223 инд. л.с. и водоизмещении 4918 т. Имели строительную перегрузку 530 и 224 т соответственно, в связи с чем у «Генерал­адмирала» при полной  нагрузке броневой пояс полностью уходил под воду. Отличались посредственными мореходными качествами со значительной бортовой качкой, а при встречном волнении сильно зарывались носом.

«Генерал­адмирал» 21.10.1877 начал первую кампанию в Кронштадте для испытаний, но 28.10.1877 внезапно налетевшим шквалом выброшен на мель на Большом рейде в итоге стал в док.

В итоге «Генерал­адмирал» вошел в строй 07.1880, а «Эдинбургский» 11.1880. Первый уже 26.08.1880 отправился из Кронштадта на Средиземное море, где присоединился к Отряду судов в греческих водах. 10.09.1881 вернулся в Кронштадт. В октябре 1882 - июле 1884 г. капитально отремонтирован в Кронштадте. При этом на открытой батарее установили еще 2 × 203­мм/22 орудия, а также фрегат получил восьмую 37­мм/20 рев. и 2 × 64­мм дес.пушки. 30.09.1884 ушел из Кронштадта за границу и затем входил в состав Отряда судов в Средиземном море. 8.08.1885 вернулся в Кронштадт. В 1886 г. находился в отдельном плавании для прогрессивных испытаний механизмов. В 1887­1888 гг. назначался в состав ПЭ. Примерно в это же время смонтированы 2 × 381­мм бортовых надводных ТА. 30.05.1889 ушел из Кронштадта в практическое плавание в Атлантику. 15.09.1889 вернулся в Кронштадт.

«Эдинбургский» также 16.11.1880 отправился из Ревеля на Средиземное море, где присоединился к Отряду судов в греческих водах. В январе 1882 г. ушел из Палермо на Дальний Восток, где присоединился к Отряду судов Тихого океана. 30.05.1884 вернулся в Кронштадт. С осени 1884 по июль 1886 г. капитально отремонтирован в Кронштадте с заменой настила верхней палубы, демонтажем 4 кормовых ПК и установкой 4 × 203­мм/30, 5 × 152­мм/28, 4 × 107­ мм/20, 8 × 37­мм/20 рев. и 2 × 64­мм дес.орудий. Примерно в это же время смонтированы 1 носовой и 2 бортовых надводных 381­мм ТА.  В дальнейшем назначался в состав ПЭ, редко выходя за пределы Балтики. Оба 1.02.1892 отнесены к крейсерам I ранга.

А теперь для чего все затевалось. Те кто постарше скажет так был же силуэт фрегата с одной трубой (да их позднее стало две). Да был в журнале «Моделист-Конструктор» №2 за 1978. Только выглядел он как внебрачный сын фрегата «Светлана» с монитором, просто художники плохо понимали, как он выглядел.



Тот самый боковик из «Моделист-Конструктор». А вот если взять чертежи и сопоставить с фото, фрегат несколько другой.



Далее о двух трубах. «Генерал­адмирал»  В мае 1891 - августе 1892 г. капитально отремонтирован в Кронштадте с установкой 1 вертикальной 2­цилиндровой ПМ двойного расширения с парохода «Опыт» (4000 инд. л.с.) и 5 цилиндрических ПК с эскадренного броненосца «Петр Великий», а также двух дымовых труб. С новыми механизмами на испытаниях у Кронштадта «Генерал­адмирал» 24.10.1892 показал среднюю скорость 12,31 уз при средней осадке 6,32 м.

«Герцог-Эдинбургкий» в октябре 1894 -августе 1897 г. также капитально отремонтирован в Кронштадте с установкой 1 вертикальной 2­цилиндровой ПМ двойного расширения (4000 инд. л.с.) и 4 двойных цилиндрических ПК с парохода «Опыт», а также двух дымовых труб. В итоге 27.08.1897 - показал среднюю скорость 11,92 уз при мощности 2642 инд. л.с.



Оба крейсера после на 1897 год

Дальнейшая судьба была тоже не очень разнообразной. «Генерал-адмирал» в 1898 г. приспособлен в Кронштадте для учебных целей, после чего имел на вооружении 6 × 152­мм/45, 6 × 47­мм/44, 8 × 37­мм/20 рев. и 2 × 64­мм дес. орудия, а также 2 × 381­мм ТА. На кампанию 1900 г. временно были сняты 5 × 152­ мм/45 орудий и добавлены 2 × 75­мм/50 пушки. В октябре 1909 - августе 1911 г. переделан в Кронштадте в заградитель, получив на вооружение 4 × 75­мм/50 орудия и 4 пул., а также мог принимать 658 мин.

«Герцог-Эдинбургкий»  в 1903-1905 гг. отремонтирован в Кронштадте с заменой настила второго дна, устройством новой вентиляции и оборудованием помещения на 60 гардемарин, а прежняя артиллерия заменена на 6 × 152­мм/45, 6 × 75­мм/50, 8 × 47­мм/44, 2 × 37­мм/23 и 2 × 64­мм дес. орудия. В кампанию 1905 г. плавал в составе УАО. По окончании войны 29.09.1905-14.05.1906 и 12.10.1906-1.05.1907 вновь ходил из Кронштадта в учебное плавание в Атлантику. 11.03.1906 переклассифицирован в учебное судно. 8.12.1907 включен в состав судов особого назначения 2­го резерва Балтийского моря. 12.10.1909 переклассифицирован в заградитель и переименован в «Онега». Минные заградители которыми стали оба бывших крейсера, другая история и ее рассматривать тут нет смысла.

Балтийский флот, крейсер, Корабли

Previous post Next post
Up