Броненосные крейсера РИФ: «поколения» и загубленная «эволюция»

Dec 02, 2024 01:29


Конечно, никакого деления на поколения не существует (или просто с ней не сталкивался), но формально их можно поделить на четыре, при том некоторые выбивались из временных рамок.

Подробно тут распишу, как я это представляю, пока без боковичков, а а на превью просто «Рюрик» который я считаю самым красивым из этого подкласса крейсеров. Тем более, что совместную фотографию двух «поколений» я не нашел.

Ну а теперь те самые 4 «поколения» или «подподклассы».

1. Броненосные фрегаты, которые ведут свою родословную от еще деревянных фрегатов таких как «Светлана», « Илья Муромец», «Олег» и т.д. В теории к этому поколению можно отнести, также «Севастополь» и «Петропавловск», но у нас их традиционно относят к батарейным броненосцам, поэтому пусть таковыми и остаются, хотя классифицировались они также как броненосные фрегаты. Остальные представители, это сравнительно мореходные корабли с батарейным или казематным расположением артиллерии главного калибра. По сути это линейные крейсера своего времени, хотя с этим можно поспорить. Представители: «Пожарский», «Минин», «Герцог Эдинбургский», «Генерал-адмирал».

2. Так называемые полуброненосные фрегаты. Их всего три: «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Память Азова». Корабли с более высокой мореходностью и высокой для своего времени скоростью. Больший, но не совсем внятный «закос» на океанские рейды.



3. Полноценные океанские крейсера-рейдеры. Официально их было всего три - «Рюрик», «Россия», «Громобой», отличались с высокой автономностью, для эскадренного боя из-за расположения артиллерии мало годились. Рядом с ними ходят эскадренные броненосцы типа «Пересвет» также высокая скорость, приличная автономность, но все же могли «работать» и в составе броненосной эскадры. Более правильно будет их отнести к следующему поколению или подклассу.

4. Броненосные крейсера, предназначенные в первую очередь для поддержки броненосцев, как дальние эскадренные разведчики. Это самая сложная классификация, поскольку растянута по времени и не совсем понятно что преследовали создатели при создании этих кораблей. Первым можно считать «Адмирала Нахимова», по сути, броненосец второго класса, с относительно высокой автономностью и не плохим вооружением (8(4х2)-203/35). Предназначен для «одиночных дуэлей», то есть или в самостоятельном крейсерстве или при выходе впереди броненосной эскадры уничтожая «соглядатаев» которые могли сообщить о подходе противника (радио тогда не было). На момент испытаний в 1888 выдавал 16,67 уз. что было больше чем практически любой броненосец того времени и примерно равнялось скорости тогдашних броненосных крейсеров.

Развитием «Нахимова» и 3-го поколения можно с определенной натяжкой считать эскадренные броненосцы типа «Пересвет». Относительно высокая скорость (более 18 уз.),, высокая автономность («Ослябя» 6.200 миль на 10 уз.) делало его вполне эдекватным броненосцем. Однако  слабое для броненосцев вооружение ГК в 4х254-мм орудия, вместо типовых в русском флоте 4х305-мм и бронирование главного пояса в 178-229 мм, против 254-368 у «Полтав», а «Петропавловск» вообще был бронирован в  305-406 мм снизводило его опять же или броненосцу второго класса (у нас не было такой классификации) или очень большому и дорогому броненосному крейсеру, с эскадрой он действовать мог, а вот в эскадренном бою  он был несколько лишним. В принципе это и сказалось на практике, «Пересвет» и «Победа» успели укрыться в гавани Порт-Артура», где их и «притопила» японская осадная артиллерия, а «Ослябя» при Цусиме ушла под воду первой. «Пересвет» не стали мучать после того как выкупили у японцев и уже официально кстати считали броненосным крейсером.

Следующим кого можно суда приплюсовать были «Баяны» все 4 штуки. Строились как «эскадренные разведчики», предполагалось, что будут поддерживать броненосцы, кстати первый «Баян» вполне себе выполнял свои функции во время русско-японской. Но как и артурские «Пересветы» погиб в гавани. Что касается их 3 «клонов», то несмотря на те же задачи они уже устарели. Зато появился второй «Рюрик» который можно отнести к этому же поколению или подклассу.  Крупный, с терпимой скоростью, хорошо вооруженный броненосный крейсер, фактически потомок «Пересветов», но с паровыми машинами (в 10-х годах ХХ-го века) и слабой противоминной защитой. Так же должен был действовать совместно с линкорами, но в реальности был скорее «один в поле как бы воин», но даже в составе небольших соединений был эффективен.

Вывод. То что показывает эволюция этого подкласса крейсеров говорит об усталости системы и не способности принимать внятных решений. У Российской империи не было таких денег и производственных мощностей что бы экспериментировать в таких объемах. Вместо того, что продолжать эволюцию океанских рейдеров, которые, скорее всего привели бы к кораблям похожим на «Ассамы» еще в начале 1900-х годов, адмиралтейство натворило ошибок. Продолжали они это и после РЯВ когда заказали «Баяны». Можно сказать, что красивое начало закончилось тем, чем закончилось.

Балтийский флот, крейсер, Корабли

Previous post Next post
Up