Точно не ясно сколько КиМ попало к военным, кто то пишет о 72 машинах, кто то по подсчетам считает, что их было 115, на сайте
https://autoar.org/fond-dokumentacii-mzma-azlk/kim-10/ вообще говорится что 133. Но теперь интрига, что вообще уходило в войска.
Например, пользователь с портала
https://www.drive2.ru/ mtmuseum (он как я понял представитель музея транспорта Москвы) говорит, что в отчетных документах завода рапортовалось о последних 59 машинах (сборки августа 1941 года) c кузовом пикап. Модель обозначалась КИМ-КТ. Согласно военной приемке все они отправились на фронт тогда же, в августе. То есть говорят и о упрощённом командирском и пикапе, но разберемся где правда, а правда в логике.
Теперь о том, что же это могло быть. Я вижу два варианта:
· упрощенный штабной автомобиль;
· пикап который и получил обозначение КиМ-ТК.
Рассмотрим каждый из них.
Упрощенный. Не думаю, что автомобили действительно как то упрощали, но под этим определением вполне могли скрываться фаэтоны. Если представить, что количество готовых штампов было равным (250 закрытых двух дверных седанов и столько же фаэтонов), а собирали изначально в основном именно КиМ 10-50, то открытый кузов вполне мог считаться упрощенным. К этой версии вполне может подвести еще одно логическое умозаключение. Считается, что до войны было выпущено в районе 10 КиМ 10-51 с кузовом «фаэтон», это подтверждает так же и такой факт, что существует буквально несколько фотографий этих машин, при том одна снята во время войны в Москве, она в превью.
Но сохранилось в настоящее время (точнее восстановлены из хлама) как минимум две такие машины.Один восстановленный Ким 10-51 находиться в Музей автомобильной техники УГМК кремового цвета. Еще один находиться в распоряжении музея транспорта Москвы и имеет наиболее поздний номер кузова - 326, а значит выпущен в предпоследней партии в июле 1941 года, он в загрунтованном состоянии экспонировался на выставке «Мечта Москвича» в 2021 г. При этом есть слухи, что есть еще и 3 экземпляр, который только предстоит реставрировать.
Странно было бы, что из десяти выпущенных машин сохранилось аж две, при этом они не в цеху стояли как четырехдверный КиМ 10-52, который тоже, кстати сохранился, а эксплуатировались. Напомним, что КиМ 10-50 с кузовом седан, которых выпустили несколько сотен, сохранилось по разным данным 4-5 экземпляров. То есть «пятьдесят первых» было больше и в часть из них как раз и вошли в число тех самых «упрощенных», это подтверждает и тот факт, что московский «фаэтон» был выпущен уже после начала войны и явно был передан вооруженным силам.
Чем он мог отличаться? Навряд ли в условиях военного времени на заводе переделывали бы кузова, которые были уже готовы, это не имеет смысла, если задача была в создании автомобиля для перевозки командного состава. Скорее всего «штабные» КиМы покрасили в защитный цвет, сняли бы часть хромированных элементов, как сделали с Газ-61, например накладки на решетку радиатора, а то, что осталось (ручки открытия капота, багажника, дверей и бампера) покрасили бы в тот же защитный цвет, вот и все упрощение. Эта версия о «военных» КиМах кажется мне наиболее логичной.
Командирский КиМ 10-51 (КиМ-ТК)
Вторая версия о полупикапе. Навряд ли это была машина, которая имела армейские кузова типа ГАЗ-64 или НАТИ-АР. Поскольку имелись кузовные панели было бы странно их не использовать, по крайней мере, переднюю часть, а вот дальше это мог быть грузовой отсек по типу Газ-61-416 который как раз в тоже время строился, размеры машины позволяли сделать «кузовок» размером 1430х1510 мм. Создание такой модификации могло быть продиктовано желанием более рационально разместить экипаж, например это позволило бы перевозить в грузовом отсеке четыре человека на двух двухместных скамейках по бортам или установить пулемет, поскольку даже ДТ с длиной в 1250 мм в обычный фаэтон не вмещался. А то что его хотели установить говорит хотя бы, то что машину называли «тачанка», правда не понятно это домыслы наших современников или так это было обозначено в документах военного времени. Дополнительно отказались бы от дверей потому что без центральной стойки их не было бы на что опирать при закрытии и поменяли бы крылья на более простые, поскольку родные уже не поставишь, скорее всего гнутые по типу того же «четыреста шестнадцатого». Насколько такая машина была востребована не совсем понятно, но прецеденты были, например Polski Fiat 508 III/W Lazik которые наверняка достались бы в качестве трофеев после Польского похода и о нем конструкторы должны были знать. Но такая очень своеобразная конструкция попала бы в объективы кино и фото камер, но негде она не отметилась, по крайней мере, фото никто из тех, кого я знаю и кто занимается историей военной техники времен Великой Отечественной, не видел.
Возможно так выглядел бы пикап КиМ-ТК с пулеметом ДТ
Резюме
Армейские КиМы безусловно были, но под упрощенными КиМ 10 или КиМ-ТК которые передали в армию, скорее всего подразумевались фаэтоны КиМ 10-51. Аббревиатура КиМ-ТК тогда могла подразумевать например «транспорт командирский». То что называли их полупикапами (если называли конечно), тоже вызывает вопросы. Была четкая градация в кузовах уже в СССР, Газ-4 был пикапом, Газ-А фаэтоном, а Газ-6 назывался седаном, полупикапы вот ни как не вписываются в данную классификацию, если только так не называли те же фаэтоны, у которых срезалась вставка между крышкой багажника до места установки заднего дивана (это около 50 см и на ней лежал тент) например, тогда да получался некий полупикап. Это увеличивало длину отсека за местом водителя и переднего пассажира до 1200 мм, но по сути это мало что меняло, в армию уходил тот же Ким 10-51, но без возможности установки тента.