Первая мировая и немного археологии

Dec 23, 2020 13:55



При словах “Первая Мировая война”, один из самых распространенных образов, встающих перед глазами - паутина траншей, окопов, блиндажей, ДЗОТов, ДОТов и прочих бронеколпаков.
Солдаты что Центральных держав, что Антанты, провели за занятиями полевой фортификацией множество крайне увлекательных часов. Разумеется, лопаты коснулись и тех слоев, которые оставались неприкосновенными тысячи лет!
Всеобщая мобилизация и духовный порыв, толкнувший в окопы множество образованной молодежи, в некоторых аспектах оказалась и полезной...



Те самые окопы у Бюси-ле-Лон

8 февраля 1915 года, в районе французского городка Бюси-ле-Лон (Bucy-le-Long), на северном берегу реки Эна, капитан Эрнст Пелеман (один из офицеров инженерно-саперного батальона им. генерала Густава фон Рауха №3 (Первого Брандебургского) в стенке одного из окопов, обнаружил бронзовое кольцо и осколки урны. Будучи человеком не сильно грамотным в археологии, но далеко не глупым, капитан, на следующий день показал находки своему подчиненному, Гансу Ниггеману.



Ганс Ниггеман (1893-1981), после награждения Железным Крестом 2-го класса, врученного 13.05.15 (фото из семейного архива Г.Ниггемана)

Бывший студент Берлинского университета, изучавший германистику и народоведение, в тот же день принялся за работу. Понятно, что если Родина приказала махать лопатой, так лучше хоть по профилю учебы, а не окопа в полный рост!). Увлекшись, отставной студент откопал минимум 32 захоронения.
28.03.15 капитан Пелеман (к сожалению, в том же году и погибший), составил "Записку о древностях, найденных к северу от Венизеля). Проплутав по штабам, "Записка" попала на стол Вильгельму фон Боде, генеральному директору Королевских музеев - как понимаю, главному в музейной системе Германии.
Тот, через месяц вручил ее завотделу преистории (история первобытного общества) Карлу Шуххарду. Профессор, вытерев холодный пот - "В Берлине нет французской керамики этого периода! А тут целый погребальный комплекс! На фронт! На фронт! На фронт! Хоть какая-то польза от войны!"
Генералы Генерального штаба, прикинув, что восторженному ученному не место в тех краях (относительный тыл, но а вдруг увлечется? Прокопает еще тоннель не туда, а по нему прокрадутся сенегальские стрелки с вооот такими штычищами!), выезд запретили.
Но приняли решение, что Г.Ниггеман, как первый исследователь и вообще, бравый солдат, привезет находки в Берлин, выступив в роли сопровождающего.





Страницы из отчета капитана Пелемана

14.06.15 Ганс был в Берлине, где передал находки герру Шуххарду, дополнив отчет капитана некоторыми, не вошедшими туда подробностями. "Иду я, герр Карл, ночью, по траншее... А там - мертвые с гривнами стоят!"



Сосуды с ребристым профилем, найденные нашим героем Гансом (вторая половина IV-го века - первая четверть III века до н.э)



Гривны и браслеты, снова таки, найденные бывшим студентом. Года те же.

К сожалению, к масштабным раскопкам в этом году приступить не удалось. "Ослов и ученых - на середину!", так сказать. Помешала, разумеется, окружающая обстановка - порой залетали французские крупнокалиберные "чемоданы", да и вообще было не до этого.
Затем - Веймар, Гитлер и прочее ФРГ...
Руки дошли только в 70-х. Притом, не научного сообщества, а местного учителя. Жильбер Лобуас (Gilbert Lobois), на могильнике, который был частично разрушен в ходе добычи гравия, в 1971-74 провел раскопки, в ходе которых обнаружил 80 погребений. И снова все заглохло. То ли зловредные "Красные Бригады" тому виной, то ли еще какие коварные враги европейской истории... Хотя, возможно, ученые просто сосредотачивались, дабы кааак спуститься с холма!
Спустились аж в 1991 -94. "Объединённая исследовательская группа научного Центра научных исследований (они реально так называются), совместно с Археологическим региональным ведомством Пикардии, Центром исследования преистории Парижского университета и Ассоциацией национальных археологических исследований, взялись за дело всерьез.
Было раскопано 235 могил (из примерно 350 существовавших здесь до ПМВ). Все найденное - в Музее Суассона.



План могильника, на котором отмечены этапы раскопок.
Красный - Ниггемен, темно-серый - немецкие траншеи, светло-серый - следы добычи гравия, лиловый - раскопки 1971-74, зеленый - 1991-94.

Некрополь, найденный на позициях инженерно-саперного батальона, еще в 1915 был отнесен к культуре Марны. Данная культура (не путать с гораздо более старшей культурой Сены-Уазы-Марны), была введена в научный оборот в 1870-х Габриелем де Мортилье, директором Национального археологического музея (Франция), дабы выделить самостоятельную группу на северо-западной периферии ранней латенской культуры, широким народным массам, более известна как кельтская.

____________________________________

Источники:
Хайно Ноймайр. "Могильник под Бюси-ле-Лонг"
https://archeologie.culture.fr/archeologie1418/de/archaeologen-den-schuetzengraeben
http://www.revue-archeologique-picardie.fr/trad/rap-special-26/allemand.html

История

Previous post Next post
Up