Оленные камни

Mar 05, 2017 19:26

Каждый (да, я слишком хорошо думаю о людях) знает о половецких и скифских каменных "бабах", что раньше стояли чуть ли не на каждом холме и кургане. Да и сейчас, несмотря на перекочевку на частные дворы и тылы музеев (за Мариупольским, к примеру, штук двадцать валяется совершенно хамским образом), и всякие куда более пакостные события, кое-где торчат. Каменная скульптура степной полосы Евразии вообще широка и обильна как сама степь.



Естественно, искусство вырезания на камнях всяческих сюжетов не родилось само по себе. Древние кроманьяки в промежутках между геноцидом несчастных неандертальцев и развеселым каннибализмом, нарабатывали навык на дереве - материал-то, куда более благосклонный к пользователю. А потом и за камень принялись.
Ну а если серьезно, то скорее всего, первоначально сами памятники делали из дерева, а изображения на них наносили краской, а уже потом они репродуцировались в камне, что переносит начальный этап формирования оленных камней в горно-таёжные районы Центральной Азии



Самый известный оленный камень из урочища Ушкийн-Увэр (МНР), который, как ни странно, типичным не является.
На стандартном, хоть он и подразумевает определенную антропоморфность, человеческих лиц не изображалось.

Самыми массовыми памятниками каменной доскифской скульптуры, считаются оленные камни. Это своеобразные стелы с изображениями различных предметов, животных, и прежде всего оленей, получивших широкое распространение в первой половине I тыс. до н.э. на всем степном поясе Евразии.

В Монголии известно более 600 находок. Имеются не вполне определённые указания на наличие аналогичных изваяний в Северном Тибете (китайцы в вопросе древностей, вообще ребята мутные). Более ста памятников зафиксированы в Туве и в Горно-Алтайской автономной области. Отдельные оленные камни обнаружены в Киргизии, в Восточном и Центральном Казахстане, на Южном Урале в Оренбургской области. Существуют вариации на тему оленных камней на Северном и Центральном Кавказе. Стела из Шипяк-Саномер в Южной Грузии позволяет предполагать их наличие и в Закавказье. Несколько изваяний происходят из Причерноморья - Ольвии, Поднепровья, Николаевской области Украины и Крыма. Наконец, два оленных камня обнаружены в Добрудже и северо-восточной Болгарии.
В настоящее время в Европе и на Кавказе известно около 15 оленных камней, западная граница распространения которых доходит до Эльбы и обозначена находкой стелы в Зеенхаузене .





Изображения выполнены в характерной манере, в которой четко видны зачатки звериного стиля - огромные, зачастую гипертрофированные рога, подогнутые в «летящей позе» ноги

Главное отличие оленных камней от других каменных изваяний степей Евразии - отсутствие на абсолютном большинстве из них конкретных признаков антропоморфности: оленные камни явно представляют человеческую фигуру, но какие-либо признаки изображения лица, рук или ног на них (за редким исключением), как правило, отсутствуют. Форма оленных камней может быть различна: призматическая, цилиндрическая, брусковидная, в виде плоских плит. Наиболее характерна форма плоской плиты со скошенным верхом (саблевидная). Материалом служили различные песчаники, гранит, базальт и другие породы камня. Также колеблются и размеры оленных камней - в среднем от 1,5 до 2,5 м; но встречаются степные монументы высотой более 3 и даже 4 м.
На поверхность в сугубо определённом порядке наносился устойчивый комплекс изображений.
Полная «иконографическая схема» оформления оленных камней (в идеальном варианте, так-то, на большей части, отсутствует то тот, то другой предмет) в восточных районах включает опоясывающие линии наверху (ожерелье) и внизу (пояс); выше ожерелья на боковых сторонах расположены кольца - серьги. Вместо лица, древние скульпторы чаще всего оставляли пустое место, зачастую перечеркнутое 2-3 косыми линиями, по версии ведущего оленнекаменнолога Д.Г. Савинова, символизирующими уход воина, в честь которого поставлен камень, в Края Вечной Охоты. По всей вероятности, они отражали реально проведенные линии на лицах покойников и связаны с культом умерших предков.
Так же, эти линии иногда трактуются как татуировка, закрепление которой считалось более важным, чем черты багатуров. С другой стороны, при тогдашнем уровне мастерства, багатуры все были бы на одно лицо (лично мне, признаться, первая версия с перечеркиванием лиц мертвеца нравится больше).



Оленный камень из наземного сооружения кургана Ов-60-3

На поясе подвешено оружие и снаряжение воина (кинжал, топор или секира, нож, оселок и т.д.). Часто встречаются изображения зеркала и лука с горитом ("колчан" для лука). Выше пояса выбита геометрическая фигура в виде заштрихованного «ёлочкой» пятиугольника. Пространство между поясом и ожерельем заполнено изображениями различных животных: оленей, лошадей, козлов, кабанов, кошачьих хищников. Чаще всего изображались олени, различным образом стилизованные, откуда и происходит само название «оленные камни».
Известно всего два оленных камней на которых встречено изображение полной фигуры человека. Первое - это оленный камень из Ортаа-Тей в Туве, на котором изображен обернувшийся всадник, стреляющий из лука в сторону крупной решётчатой фигуры, около которой изображены также горные козлы и кабаны; второе - один из оленных камней Булганского аймака в Монголии, где среди других изображений нанесена фигура стоящего человека с поднятой рукой



Камень из Орта-Тей

Рисунки наносились на всех сторонах камня; при этом часто использовалась техника выемчатого контура (или контррельефа), когда равномерно углублялась площадь изображения по отношению к плоскости камня, с последующей подшлифовкой, что создавало определённый световой эффект, особенно при боковом освещении. В западных районах распространения, при сохранении общей схемы, оформление оленных камней несколько варьировалось за счёт иных пропорций, реалий и т.д.
Установлено, что оленные камни не связаны с какой-либо одной археологической культурой, но сам факт создания однотипных памятников в различной культурной и этнической среде требует объяснения, которое, скорее всего, следует искать в сфере идеологических представлений. Остаётся вопрос и о соотнесении оленных камней с тем или иным видом сооружений; иногда они установлены у курганов или в отдельных оградках, но чаще всего, вместе с другими сопутствующими сооружениями, образуют сложные комплексы, имевшие, ритуальное значение.
По мнению Ю.С. Худякова, оленные камни представляют собой изображения воинов-колесничих, а само их расположение рядами, в «шахматном порядке», соответствует расположению колесниц в боевом строю.
Учитывая трудоёмкость создания и установки оленных камней, можно предположить, что они изображали только особо почитаемых, героизированных предков с подчёркнутыми признаками мужской силы (вооружённость и фалличность). Точно такими же характерно подчёркнутыми признаками мужского пола обладают ранние скифские и сарматские изваяния.



Находки раннескифской скульптуры из Криворожской и Николаевской областей (6 век до н.э.)

Немало оленных камней уничтожено, разрушено или намеренно перемещено на другое место ещё в древности. Уничтожить изображение духа-предка - значит нанести непоправимый вред ему самому и его потомкам. Оленные камни использовали в качестве простого строительного материала уже в середине 1-го тысячелетия до н. э., в эпоху раннего железа, когда память о тех, кто тесал эти камни, и их собственных духах, давно канула в Лету.

Источники:

А.Д. Грач Древние кочевники в центре Азии. // М.: 1980.
Д.Г. Савинов Оленные камни в культуре кочевников Евразии. // СПб: СПбГУ. 1994.
В.Д. Кубарев Древние изваяния Алтая (Оленные камни). // Новосибирск. 1979.

«Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». А. Соловьев; Новосибирск, 2003 г.
Грязнов М.П. О монументальном искусстве на заре скифо-сибирских культур в степной Азии // АС ГЭ. Вып. 25. Л., 1984.

УПД: Хочу добавить, что вышеизложенное не претендует даже на звание статьи. Так, быстрая компиляция (местами без рерайта) за пару часов, для освещения даже не темы, а существования такого явления

Продолжение про тупорылого зверя будет завтра-полезавтра)

История, Скифы

Previous post Next post
Up