Когда я собираюсь в очередное "большое" путешествие, то продолжаю не верить в такое счастье! Вот и в этот раз - до самого последнего момента у меня было ощущение, что все это происходит не со мной. Невозможная радость - увидеть наяву то, что когда-то казалось сказочным приключением. Галапагоссы - из разряда мест другого мира, которые мы изучали на уроках географии, не помышляя когда-нибудь увидеть собственными глазами.
Галапагосский архипелаг состоит из 13 больших, 6 маленьких и 42 совсем крошечных островов, омываемых волнами Тихого океана. Все острова обязаны своим происхождением извержениям вулканов, которые происходили в "горячей точке" Земли, поэтому все они являются вулканами - остывшими или действующими. Удаленность островов от материка - 1000 км - стала причиной уникальности местной флоры и фауны. Кроме того, эта суша возникла недавно, сравнительно с возрастом Земли, так что это путешеставие дает возможность увидеть, как оно было на нашей планете, 250 миллионов лет назад.
Чарльз Дарвин собирал здесь биологический материал, анализ которого впоследствии был им обобщен и систематизован в исторически значимом труде "Возникновение Видов", посвященном эволюции жизни на Земле.
Главный аэропорт Галапагосского архипелага находится на маленьком плоском острове Балтра, происхождение которого отличается от остальных островов - он не вулкан, а поднятый участок суши. Именно поэтому во время Второй Мировой Войны его облюбовали американцы и использовали для строительства Военно-Воздушной Базы. Пробыли они на этом острове не долго, а когда ушли, эквадорцам в наследство досталась такая классная взлетно-посадочная полоса для взлета новой отрасли экономики - туризма. Причем, развивается туризм очень разумно. Во-первых, большой процент дохода остается в провинции, что положительно влияет на сознание местного населения, которое делает все возможное для того, чтобы сохранить живой мир своих островов в первозданном виде.
Первый акт защиты островов от возможного проникновения чуждых насекомых мы увидели уже в полете: перед тем, как началось снижение самолета, бортпроводницы провели дезинфекцию всего багажа, пройдя по рядам и побрызгав на вещи из баллончика (слава богу, ну не наши головы :). А когда мы вышли из самолета, все пассажиры друг за другом гуськом проследовали по дорожке, устланной ковриками, пропитанными дезинфицирующей жидкостью.
Мы провели на островах две недели: 4 дня на Санта Крузе, 4 дня на Изабелле и когда поняли, что можем не увидеть много важных вещей, так как они находятся вне досягаемости при путешествии по суше, взяли все же круиз на 4 дня. И не пожалели.
Итак начну с начала.
Остров Санта Круз.
Академическая бухта в Пуэрто-Айоре. Большого причала здесь нет, так что большие корабли стоят на рейде, а к ним неустанно туда-сюда бегают водные такси.
Наше первое знакомство с островами состоялось здесь. Не буду излагать в хронологической последовательности, как мы проводили здесь время, а лучше расскажу о том, что меня больше всего поразило.
Первое острое впечатление - галапагосские кактусы опунции, сразившие меня наповал. Это не кактусы в обычном понимании, а настоящие деревья со стволом, с корой крымской сосны и ветками "нормальных" кактусов из ботанического сада.
А сказочный кактусовый лес, растущий прямо на застывшей лаве, выглядит так.
Опыляют эти гигантские кактусы не насекомые, а маленькие черные вьюрки.
На островах 13 видов вьюрков, у каждого - свой стиль жизни. Дарвин попал на острова в 1835 году на корабле «Бигль» в качестве натуралиста - и обнаружил здесь множество эндемиков. Особенно его внимание привлекли вьюрки -маленькие, похожие на наших воробьев, птички. Присмотревшись, он заметил, что они родственники - однако, попав на изолированные друг от друга острова, выглядят и ведут себя по-разному - одни в поисках пищи, как дятлы, долбят дерево, другие тюкают клювиками червячков, третьи питаются кактусовой пыльцой, а есть и такие монстры-вампиры, которые сосут чью-то кровь. Вот тут Дарвину и пришла в голову светлая идея: Мир - не застывший, каким его сотворил Бог, и населяющие его существа приспосабливаются к обстоятельствам - и меняются. Выживают те, кто нашел свою жизненную нишу.
Достопримечательностью острова Санта-Круз являются глубокие щели в земной коре - Las grietаs - сообщающиеся с морем.
Вот там мы в первый день и искупались в солененькой прозрачной водичке. Жаль, что маски не взяли, но все равно удовольствия было выше крыши. Дети прыгали с 10-метровой высоты, в том числе и девчонки, а у меня уже не тот задор, я только наблюдала снизу и радовалась за них, вспоминая свое детство на берегу Японского моря.
На следующий день мы пошли на пляж Тортуга, который находится в часе ходьбы от города. Далековато, это да, но оно того стоит, скажу я вам!
Сам путь к океану - одно удовольствие, даже несмотря на жару. Для нас, во всяком случае. Мощеная дорожка шла сначала по кактусовому лесу, потом среди кустарников, и вот - финишная прямая к Тихому океану!
Кричали женщины "Ура!" и в воздух чепчики бросали! Когда вижу море, меня всегда переполняет восторг. Думаю, не только меня.
После полоскания в океанской воде.
А это то, что делает Галапагосы Галапагосами - морские игуаны, которые обитают исключительно здесь. На островах их бесчисленное множество, они есть везде. Но больше всего, конечно, любят вот такие черные лавовые скалы, на которых они могут лежать часами. Игуаны, как и все ящерицы, холоднокровные животные, а их пищу составляют исключительно красные и зеленые водоросли, за которыми приходится нырять в воду. Так что после обеда надо срочно восстановить температуру тела, ну и переварить водоросли.
Вот такой он вблизи, один из дракончиков. Существо дикое, но симпатичное. Линяет...
Уж Игорь за ними наохотился вдоволь!
Рыбный рынок в городе Пуэрто-Айора. Любителей дармовщины хватает не только среди людей. Животные тоже непрочь покушать нашару. Каждый день, когда лодки подходят к причалу с уловом, и рыбаки приступают к разделке рыбы для продажи, начинается веселье. Пеликаны и морские львы очень живо реагируют на каждое движение рыбаков за прилавком, налету хватая лакомые куски.
У этого своя тактика. Смиренно стоит на задних лапах, глазки прикрыл, и периодически их открывает, чтобы не пропустить, созрел ли добрый продавец рыбы. Потешный!
Пятьдесят лет назад в Пуэрто-Айоре был создан Исследовательский центр Чарльза Дарвина, главной целью которого является изучение и сохранение природы островов и разведение гигантских черепах, с последующим выпуском их в дикую природу. В этом центре в течение тридцати лет жил Одинокий Джордж - последний представитель подвида Абигдонских слоновых черепах. Ровно год назад Джордж ушел в мир иной, так и не оставив потомства. Так на наших глазах животный мир планеты стал еще беднее.
Кроме прогулок по побережью, мы сделали один выход вглубь острова, вернее, не выход, а выезд на велосипедах. Хотели посмотреть, что представляет из себя ближайший лавовый тоннель и попробовать найти в лесу дикую гигантскую черепаху, чтобы поздороваться и дружески похлопать ее по панцирю.
Лавовый тоннель - уникальное образование, возникающее в результате движения лавы по поверхности земли. Верхняя часть лавы остывает, образуя сверху корку, которая впоследствии превращается в камень. Под каменной коркой продолжает течь жидкая горячая лава. Когда извержение лавы прекращается, остается тоннель, который можно было бы спокойно использовать для строительства метрополитена, который здесь, слава богу, никому не нужен.
Черепаху мы все же нашли, даже не одну, а целых две, в разных частях леса! Правда, здороваться она с нами не очень хотела - с шипением спрятала голову под панцирь, и не высовывалась, пока мы не убрались восвояси.
Продолжение в следующем номере!