Оригинал взят у
iriina_bonus в
Письмо с войны 2014. От моей подруги из Луганска. Которая еще жива. Это впечатления моей подруги, по понятным причинам я не могу назвать ее имя.
Она глубоко православный человек.
Большую часть своей жизни прожила за границей.
Фото ее, но вставляла их я и я не знаю к каким местам они предназначались.
Эти восемь частей из дневника моей подруги, который она выслала как письмо.
Сохрани ее Господь. Она уехала помогать в больнице. На свои деньги, на свой страх и риск.
ЛУГАНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Июль 2014.
1.
Ожидала увидеть серый промышленный город, но Луганск оказался симпатичным, очень зеленым и каким-то привольным южным городом, с сыплющимися под ноги абрикосами и множеством цветов. Их высаживали, несмотря на уже начавшиеся тогда бомбардировки. Вообще, при том, что город - на военном положении (в частности, действует комендантский час), он выглядит вполне ухоженным - улицы моют поливалками, мусор вывозят, потихоньку восстанавливают висящие вдоль одной из центральных улиц трамвайные провода, перебитые и перепутанные взрывами. Но сами эти улицы, еще по-советски просторные, почти совершенно безлюдны даже днем, и от этого как-то неуютно. Учреждения, частные фирмы и почти все магазины закрыты. На дорогах редко-редко проедет легковая машина или маршрутка. Можно увидеть и грузовик, везущий гаубицу, или даже танк. В асфальте немало воронок от снарядов, и, если поднять глаза, заметишь и бреши в стенах, или выщербленный кирпич и выбитые взрывной волной стекла. На одном из пешеходных переходов кроме этого видны разложенные по асфальту уже подсохшие восемь букетов и веков, по числу погибших.
Туда, где еще недавно находился онкоцентр и окормлявшая его женская монашеская община, меня не пропустил патруль. Но узнала, что, слава Богу, сестры успели спуститься в подвал в самом начале бомбежки, и взрыв только повредил здание снаружи. Могло быть и хуже, ведь там было полно лежачих раковых больных. Теперь все эвакуированы.
------------------------------------------------------------------
2.
В этом городе я не знаю ни одного человека. Денег на гостиницу нет. Расспрашиваю дорогу у местных - которые, кстати, очень приветливы - к кафедральному собору (почему именно к нему? я не люблю соборы!), и уже через два часа у меня в кармане ключ от находящейся в двух шагах однокомнатной квартиры. Обстановка спартанская, или, правильнее сказать, советская (что то же самое), но есть кое-какая посуда, и перекантоваться, по летнему времени, можно. Жив Господь!
Вечернее богослужение начинается необычно рано, в два часа дня, чтобы люди успели добраться до дому, пока еще ходят хоть какие-то маршрутки, т.е. часов до пяти. Эстетически собор, иконы, пение не вдохновляют, но непрерывный гул канонады помогает собирать ум на молитву. Не думала никогда, что мне выпадет молиться под разрывы снарядов, но почему-то не страшно. Только если взрывается очень близко непроизвольно вздрагиваю, как и всегда и от любого резкого звука. Местные и бровью не ведут, привыкли. Вот мама с сынишкой лет восьми, сидя во дворе на скамеечке, деловито обсуждают, из чего палят именно сейчас, и на каком расстоянии, причем мама выказывает немалые познания. В подвалы уже не лезут - не сидеть же там сутками. Да и как по мне - лучше на поверхности сразу, чем долгие муки под обломками.
--------------------------------------------------------------------
3.
В первую ночь было непривычно: я как-то наивно полагала, что в темноте стрелять невозможно. Какое! Пальба стояла - хуже, чем днем, но я так устала с дороги, что только один глаз приоткрою, перевернусь поудобнее на проваленом диване да и сплю себе дальше. Только один раз все же подскочила, уж больно сильное впечатление произвел рев очень низко летящего самолета и вой сирен. У нас, насмотревшихся в детстве човетских фильмов о войне, в сознание прочно впечатан штамп: сирены! воздух! фашисты!
Несколько раз за эти дни слышала ГРАД - тоже не для слабонервных. Такое впечатление, что асфальт с большой высоты посыпают пятью тонами щебенки.
Разговоры в очередях, на остановках, в маршрутках только об одном: там попал снаряд, здесь повредило здание, столько-то за день убитых, раненых. Только что вернулась с работы соседка-врач, рассказывает: только встала со своего места в кабинете, отошла в угол, как взрывной волной выбило стекла, вышибло дверь - ей ничего, а стоявших на крльце сотрудников искалечило. Но разговоры эти происходят в каком-то спокойном тоне, без истерик. Еду в маршрутке, и водитель объявляет: "оплата при входе". Пассажиры удивлено переглядываются (здесь принято платить на выходе) и весело комментируют: "боится, что нас разбомбят, и деньги не успеет собрать". Еще: ранним утром почти всегда наступает затишье, а ровно в пол-десятого начинается обстрел. Все дружно смотрят на часы и комментируют: "О, проснулись, чайку попили и начали нас бомбить".
Только закончила это писать, как другая соседка сообщает: сегодня таки попал снаряд в маршрутку, убит как раз водитель, есть раненые. Еще зачем-то разбомбили дом престарелых на окраине города, тоже есть убитые и раненые.
------------------------------------------------------
4.
Луганчане не сомневаются, что от них решили освободить территорию. Смотрят на это в большинстве своем философски - ну не могут же все уехать, ведь с дончанами их - близко к семи миллионам.
Украинцам, живущим в безопасной - пока еще - зоне, удобно думать, что юго-восток бомбит сам себя, тем более, что СМИ всегда готовы подтвердить эту точку зрения "неопровержимыми фактами". Ну сошел народ с ума, разрушает собственные инфраструктуры, обстреливает случайные скопления людей, среди которых могут оказаться родные и близкие - чо ж тут поделаешь, это их выбор. Ведь и унтер-офмцерская вдова сама себя выпорола, это известно со времен Гоголя. Нас это не касается, мы можем спать спокойно.
Ну а мне не спится. Каждому встреченному мной адекватному человеку - священнику, пенсионеру-военному, врачу - задаю сразу один и тот же вопрос: "скажите, Вы видели СВОИМИ ГЛАЗАМИ, чтобы город бомбили именно с самолета?" (Мой расчет прост - у повстанцев нет самолетов, и российской авиации тоже пока в украинском небе не ухитрились заметить). И каждый из них, удивляясь вопросу, отвечает: "конечно, видел(а)!"
---------------------------------------------------------
5.
Милая девушка за свечным ящиком обучает меня премудростям артиллерийской науки: "вот слушайте, орудийный залп... считаем до шести... взрыв! Это наши. А вот залп послабее... считаем до шести... и сильный взрыв! Это по нам." А я тихонько добавляю: "и тоже наши".
Сегодня вдруг вспомнила и целый день пою самую популярную в годы моего детства песню:
Тише, солдат! Слышишь, солдат -
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ...
------------
Того, кто надеется найти во мне единомышленника, я сейчас разочарую. Я против войны и любого наступательного насилия (без охранительной формы насилия, к сожалению, не обойтись).
Мое кредо: человек имеет право исправлять только самого себя. Преображая себя, он ненасильственным образом преображает и соприкасающийся с ним мир. Проще сказать, наводи, мил-друг, порядок на тех участках, за которые ты лично несешь ответственность: это, прежде всего, твое собственное сердце, твои семья, дом, двор, рабочее место. А вот когда на своих участках все безукоризненно устроишь, принимайся за соседние. (Только если ты честен, этого никогда не произойдет, во всяком случае в том, что касается сердца.)
Следуя этой логике, я являюсь убежденным противником Майдана, но и события в Крыму и на юго-востоке тоже не оправдываю. Каждый должен терпеть то, что ему Богом послано. если этого нельзя изменить, не повредив другим, иначе начинается безумная цепная реакция. И тот, кто не стерпел первым, виноват больше. В данном случае это идеал - революционеры майдана.
----------------------------------------------------
6.
Я очень не люблю двойные стандарты, а они сегодня применяются вовсю. Не признаю и демократию по Орвеллу: граждане все равны, но некоторые равнее, чем другие. Кто по-честному, шаг за шагом проанализирует действия сторонников майдана и зеркальные действия сторонников ЛНР/ДНР, тот не найдет и десяти отличий. Но первым - честь и слава, а со вторыми никто и не пытался договориться. Что касается ЛНР, то просто прилетел самолет ВВС Украины и отбомбился в центре Луганска. (Детали, кому интересно, прикрепляю.) В результате - полномасштабная гражданская война, и счет убитым (я намеренно веду речь только о МИРНЫХ жителях) давно перевалил за тысячу, а раненым и оставшимся без крова несть числа.
Ау-у, киевляне! Поставим памятник и нашей Небесной тысяче?
------------
Луганск - южный город, но и сюда придет зима. Уже сейчас в городе перебои с водой и электричеством, нет подвоза продуктов. Соль-сахар-спички, хозяйственное мыло и туалетная бумага давно исчезли из магазинов, да и сами магазины закрываются один за другим. Хлеб еще выпекается, запас круп пока не иссяк, но на сколько его хватит? А главное - может закончится пиво! Мужской пол в магазинах интересуется большей частью именно этим товаром. (Кстати, большое количество праздно больтающихся по городу молодых мужчин опровергает размещенную в интернете информацию о насильственной мобилизации в повстанческую армию.)
--------------------------------------------------------
7.
Больше суток не было электричества, воды и мобильной связи. С кем не бывает!. Но поверьте, одно дело точно знать что рано или поздно они все-таки появятся, и совсем другое - каждый раз думать, что это уже насовсем. Меня особенно огорчало, что не смогу дописать и отправить это письмо, и когда вдруг появился свет, я готова была целовать выключатель.
Воду развозили сегодня по дворам в поливальной машине, все становились в очередь с разными емкостями, набирали, кто сколько сможет. У меня только пятилитровая баклажка, так что дорожу каждой каплей.
-------------
Сегодня после службы и причастия отправилась по одному делу в незнакомый квартал. Грохочет невозможно. Спрашиваю дорогу: "да вон оно, но там стреляют..." Но мне же надо! И я ли буду кланяться снарядам! Свистит прямо над головой, но упрямо прусь вперед. Только собралась перейти улицу, как напртив меня, на той стороне, падает снаряд. Столб дыма, грохот, что-то летит во все стороны, и до меня какие-то то ли камешки, то ли осколки долетают... Сразу протрезвела: да, Господи, все поняла, Господи! Поворачиваю назад - дело-то личное, и вполне материальное. Не отложить его - не храбрость, а глупость.
---------------
Из разговоров луганчан:
"Помнишь, это было еще до войны.."
"Вышла утром на улицу, поливалка едет, цветы везде - как до войны было..."
(Местный батюшка) "Мы здесь на своей земле, и не надо нас бомбить...!"
----------------------
РУССКАЯ ТЕМА
(русофобы могут не читать)
В средней Украине устала выслушивать, какая Россия плохая, потому что воюет на юго-востоке. Приехав сюда, с изумлением обнаружила, что Россия плохая, потому что НЕ воюет на юго-востоке! И что мы за народ такой - веками никому не можем угодить!
-------------------------------------------------------------------
8.
Примерно на третий день моего пребывания в Луганске я вдруг поняла, что НИ РАЗУ не слышала украинской речи. По официальным данным, 70% жителей здесь - русскоязычные. Не знаю, где прячутся остальные 30%, но теперь, на десятый день, у меня полное ощущение, что я в России, а ведь я много времени провожу среди стихийных скоплений людей. В такой ситуации легко понять их недовольство языковой украинизацией, которая осоебнно сильно стала насаждаться во времена правление президента Ющенко.
Нет-нет, дорогие друзья, слышала я все эти возмущенные комментарии по поводу того, что никто не запрещает говорить по-русски. Явно может и не запрещает, но делопроизводство и обучение - державной мовой, будь ласка. А если на момент отделения Украины тебе было сорок, да даже тридцать, то тольком ты уже новый язык не выучишь. Ну ладно я, клята москалиха, каждый раз цепенею, когда обнаруживаю, что инструкция или описание к лекарству написаны только по-украински. Так мне и надо, геть в свою Москалию. Ну а дончан с луганчанами за что так?
Вот вы теперь Эвропа, так я вам расскажу, как это там делается - ну, например, в Швейцарии. Швейцария по численности сопоставима как раз с юго-востоком Украины - 7,6млн. При этом в ней четыре государственных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский, причем на двух последних говорят соответственно 6,5: и 0,5% (!) населения. Вы только вдумайтесь - пол-процента населения, и его никто не считает вторым сортом, но в кантоне, где эти пол-процента проживают, делопроизводство ведется и на ретороманском. А уж инструкйии и прочая бытовая ерунда - везде на четырех языках. Множество швейцарцев, в том числе одна моя подруга, тем и промышляют на жизнь, что всякую писанину с языка на язык переводят.
----------------------
Когда луганчане узнаЮт, что я только что приехала в их город, все как один совершают вращательные движения пальцем у виска. Зачем? - спрашивают. А я и не знаю толком, что ответить. Разве только вот это: милые луганчане. мне казалось, что молиться о вас из уютной безопасности своей еврохатки будет не совсем искренне.