Как бы долго мы ни занимались проблемами пенитенциарной системы, при каждой проверке мы все равно находим что-то, не поддающееся пониманию нормального человека, привыкшего к комфорту и удобству. Вчера мы с общественным контролером и юристом «Уральского демократического фонда» Диной Латыповой проверили ФКУ СИЗО-4 г. Златоуст Челябинской области. Несмотря на то, что проверка была плановая, нас, казалось, не ждали. Сотрудники даже немного расстроились и сначала были не в настроении вести работу в рабочем русле. С порога начальник СИЗО-4 Шабунин пытался запретить нам беседовать с осужденными наедине. Мол, в ФЗ-76 («Об общественном контроле») не сказано, что вы имеете на это право. Однако, приглашенный юрист изолятора оказался весьма грамотным, он-то и объяснил, что в ФЗ-76 есть отсылка к ст.23 УИК РФ, где сказано, что, беседы ведутся вне зоны слышимости, но в зоне видимости. Вопрос был исчерпан, начинающийся конфликт погашен. Спасибо огромное этому честному юристу, который был объективен, а не просто выслуживался перед начальством. Он заставил меня снова поверить в то, что не вся система прогнила, и что не все сотрудники живут ради того, чтобы только поспорить с правозащитниками. Есть и честные.
Что мы обнаружили:
1) В столовой давали мясо! Много мяса! Борщ, рагу овощное, суп из макарон - и все с большими кусками мяса! Помните, как в июле мы уже посещали это учреждение, и нам в глаза
бросилось полное отсутствие мяса? Так вот, на этот раз в глаза нам бросило его присутствие. И, по словам заключенных, с питанием сейчас «все нормально». Наладилось, и это хорошо!
2) Нашего
старого знакомца - гражданина Грузии Левана Шенгелию с непонятным статусом «пленника». Он уже отбыл свой срок наказания в России, однако сразу после освобождения был задержан, ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражу... за то, что якобы в Грузии у него еще есть приговор. Ходатайствовал об избрании меры пресечения уже свободному человеку никто иной, как главный прокурор по надзору за исправительными учреждениями - г-н Яковлев. Об интересах Грузии думал? Сомневаюсь... Сейчас вопросом депортации Шенгелии занимается само генеральное консульство Грузии. Оно очень обеспокоено судьбой своего гражданина. Шлет запросы, но Шенгелию, кажется, прячут от консульства и запросов. До недавнего времени он находился в СИЗО-3 Челябинска, а на днях его спешно перекинули в СИЗО-4 другого города - более чем за 150 километров...Но самое страшное не это, а то, что Леван Шенгелия сейчас болен - у него, по его словам, почти отказала правая нога, "обвисла" в результате пост тромбофлебитического синдрома. Понятное дело, что гражданина с непонятным статусов (не осужден, не под следствием!) никто не будет лечить в тюремной больнице, а, уж тем более, оперировать, но и в обычную больницу его не везут...Чем все это закончится для Шенгелии - не известно. Ясно, что для здоровья - ничем хорошим.
Открытым остается вопрос, почему гражданина другой страны, к которому у российского правосудия нет вопросов, содержат в СИЗО на общих основаниях, а не в спецприемнике для депортации. Непонятно и странно...
3) Еще один знакомец - осужденный Дмитрий Громовой - неустанный борец с челябинскими судами и пенитенциарными учреждениями за свои права (его защитник
ведет блог). Жалоб на условия содержания у него нет, однако есть жалоба на недопуск представителя по доверенности в Европейский суд по правам человека, жалобу в который он сейчас готовит по ранее бывшим в отношении него нарушениям.
- А что я сейчас всех подряд с доверенностями на свидания буду пускать, - заявил нам начальник СИЗО-4 Игорь Шабунин.
- А есть решения суда о недопуске представителей в ЕСПЧ к подзащитным, - объяснили мы ему, однако это было бесполезно. Пришлось объяснить Громовому, как подать в суд и где
взять положительную судебную практику по этому вопросу.
4) Ко всему прочему, мы приняли на личном приеме еще троих заключенных - беседовали с ними обстоятельно и долго. Проблем много, но прежде всего всех их объединяют фабрикации дисциплинарных взысканий. У одного из них мы обнаружили весьма серьезную проблему: справка о его водворении в ШИЗО в одной из колоний была подписана числом, в которое осужденный никак не мог находиться в колонии - другая справка подтверждает, что он в это время был в СИЗО... И это далеко не единичный случай избавления от неугодных администрации колонии осужденных и переводе их на более жесткие условия в другие пенитенциарные учреждения. К сожалению, это практика многих пенитенциарных учреждений страны. И это прискорбно. Это, по сути, репрессии.
5) Нас очень расстроили следственные комнаты. Это маленькие кабинетики с железной клеткой внутри и небольшими, тоже железными столиками и стульчиками. Такие я видела и в СИЗО-1 Саранска в республике Мордовия. Такие были раньше и в СИЗО-3 Челябинска, но после настоятельных рекомендаций правозащитников Татьяны и Николая Щур они были переоборудованы, и стали более удобными для изучения материалов уголовных дел и для написания жалоб. Однако в СИЗО-4 со следственными комнатами все печально. Во время выхода из клетки один осужденный сильно ударился головой - дверь в клетку низкая, чтобы выйти из нее, надо согнуться в три погибели. Столики тоже неудобные; пока я фиксировала нарушения в акт, моя правая рука все время упиралась в стену, что делало процесс написания не просто неудобным, но и изнурительным. Мы понимаем, что денег на переоборудование следственных комнат в СИЗО-4 из областного Управления ФСИН никто не даст, но все же надежда есть.
6) Ну и самое, на наш взгляд, неприятное. За все время проверок я лично ни разу не была в карцерных помещениях СИЗО-4, как-то мне было не до них. Сейчас мы до них дошли. Сказать, что это печальное зрелище - не сказать ничего. Посмотрите на фото. Они более чем красноречивы. Смогли бы вы ходить в такой туалет и чувствовать при этом себя комфортно (он не то, что не изолирован, как положено по ФСИНовским же приказам, он еще и простая дырка в полу...). Смогли бы вы почти при полном отсутствии дневного света остаться здоровым, не потерять зрение и не стать психически неуравновешенным и депрессивным? Смогли бы вы в такой маленькой жуткой камере, одетым в старую, сто раз кем-то до вас ношенную робу, перевоспитаться (ведь в карцер помещают, когда ты нарушаешь правила, чтобы ты исправился и понял...)?! Пусть эти вопросы останутся открытыми. И вы, не спеша, ответьте на них. Это просьба и к сотрудниками пенитенциарной системы, которые так не любят, когда мы приезжаем. Пожалуйста...
P.S. Мы с Диной Латыповой целую ночь думали, писать нам этот отчет или нет. В Челябинской области происходит что-то пока еще нам не понятное: угрозы по нашей работе, в том числе и угрозы обвинить нас в организации бунтов в пенитенциарных учреждениях области, потери из вида людей, дававших показания по делу экс начальника колонии № 6 Копейска Дениса Механова, «дружеские»
предупреждения немного подождать и не попадаться на глаза (
http://zeki.su/publikacii/2014/12/10124417.html). Но, подумав, мы решили не отступать. И написать отчет о поездке в СИЗО-4 г. златоуста. Ведь это наша обязанность и работа. И, как говорит наш знакомый батюшка: «Делаешь - не бойся! Боишься - не делай!»