Китагава Утамаро
Соревнование в аранжировке цветов между Такасимой О-Хисой и Нанбаей О-Китой
1793-1794
Обан, нисики-э
25,2х37,6 см
Академия искусств Гонолулу
Умение аранжировать цветы входило в список обязательных навыков японской женщины. На гравюре Китагава Утамаро мы видим состязание между двумя из "Трех красавиц правления Кансэй" девушками из чайных домов, Такасима О-Хиса и Нанбая О-Кита.
Китагава Утамаро
Три знаменитые красавицы
1792-1793
Обан, нисики-э
39х25,8 см
Музей Хираки укие-э, Токио
На гравюре изображены три красавицы Эдо - Нанбая О-Кита, Такасима О-Хиса, Томимото Тоёхина. О-Кита работала официанткой в чайном доме, который располагался перед воротами Дзуйсинмон в Асакуса, О-Хиса была дочерью владельца чайного дома в районе Рёгоку Ягэнбори, Тоёхина была гейшей в Ёсивара.
Тории Киёнага
Гость в чайной лавке
1778
Тюбан, нисики-э
26х19
Мидзу-тяйя, или чайные домики, небольшие лавки, в которых все желающие могли отдохнуть и освежиться чашкой чая. Красавицы официантки соревновались между собой в привлечении клиентов, многие из которых ходили туда вовсе не пить чай, а общаться с девушками. Узнать девушек из чайных домов на гравюрах часто можно по детали костюма - темно-зеленому фартуку, который шили из шелка или крепа.
Китагава Утамаро
Такасима О-Хиса
1793
Обан, нисики-э
37,7х24,4 см
Национальный музей азиатского искусства, Париж
Такасима О-Хиса происходила из богатой семьи, ее отец помимо чайного домика владел еще несколькими заведениями около моста Рёгоку. Ее часто сравнивали с другой красавицей, О-Китой, правда, говорили, что у последней более приятных характер. В книге "Мидзутяя хякунин иссё", где сравнивались сто девушек из чайных домов, вышедшей в 1793 году, О-Кита была на шестнадцатом, а О-Хиса на семнадцатом месте.
Китагава Утамаро
Такасима О-Хиса
1793
Хасира-э, нисики-э
70,7х12 см
Музей Хираки укие-э, Токио
На этой гравюре Такасима О-Хиса изображена как раз в традиционном фартуке, в правой руке она держит веер, украшенный семейным гербом в виде трех соединенных дубовых листьев.
Китагава Утамаро
Нанбая О-Кита
1792-1793
Хособан, нисики-э (двухсторонний, лицевая часть)
33,2х15,2 см
Частное собрание
А вот и О-Кита. Вообще существует большое количество изображений обеих красавиц работы Утамаро, но это отдельная тема.
Китагава Утамаро
Нанбая О-Кита
1790-е
14,75х9,5 см
Частное собрание
P.S. Может вы заметили, что в подписях к иллюстрациям в тех строчках, где говорится о технике, приведены специфические японские термины. Вот расшифровка:
Обан - большой формат листа. Размер около 39,5х26,8 см.
Хособан - узкий лист вертикального размера. размер приблизительно 30-35,5х15,5 см
Хасира-э - картинка для столбы. Гравюра узкого вертикального формата, напечатанная на особо прочной бумаге. Наклеивалась на
столбы в интерьере дома. Приблизительные размеры обычно 70х20 см.
Тюбан - средний формат листа. Размеры около 29,3х19 см
Нисики-э - цветная ксилография. Печаталась с нескольких досок.