http://www.musicforums.ru/theory_arc/1188151755.html"какая гамма используется в арабских мелодиях"?
- по ходу фригийский
http://www.maqamworld.com/-Все 35 ладов.
На самом деле макамов намного больше. Только зафиксированных -- от 90 до 110. Кроме упомянутого уже выше
maqamworld.com, без сомнения, наиболее авторитетного и информативного, можно вспомнить еще
oud.eclipse.co.uk/maqamat.html, потом
теоретический раздел на
cacac.org, и, в конце концов, пресловутую
википедию.
Но (!) главная проблема заключается в том, что на равномерно темперированных инструментах, таких как гитара или фортепиано (да и все остальные европейские инструменты, кроме безладовых, типа
скрипки-альта-виолончели-контрабаса и т.д.), воспользоваться всеми прелестями арабских макамов не получится. А все из-за того, что арабы используют больше звуков, чем европейцы. Если в классической европейской музыке самый маленький интервал -- это полутон (по крайней мере, так было до недавнего времени), то арабская классическая музыка (а также иранская, и турецкая) использует интервалы в четверть тона и даже меньше.
Все эти микрохроматические интервалы (недобемоли и передиезы
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon12.gif)
) начали систематизировать лишь в XX веке. И то, стандартизация их весьма несовершенна, так как, например, в восходящих и нисходящих
мелодических последовательностях один и тот же звук может играться чуть выше или чуть ниже. Подобные отклонения появляются так же в зависимости от типа макама и от региональных стилистических особенностей (в Ираке, например, одна микрохроматика, а в Египте уже чуть другая). И все эти
премудрости до недавних пор усваивались исключительно по старинке -- от учителя.
Можно, конечно, освоить арабскую нотацию с "недобемолями" и "передиезами", условно считать их равными четверти тона и пытаться это все извлекать бэндами на гитаре
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon41.gif)
Но лучше (намного лучше) раздобыть какой-нибудь из традиционных восточных инструментов (а с ним -- и учителя), позволяющих играть всю эту красоту. Например,
уд (oud, 'ud). Еще лучше, чтобы это был инструмент с ладами (расположенными в соответствии с традиционной микрохроматикой), такой как иранский
сетар (не путать с индийским ситаром) или турецкая
баглама. Одного взгляда на подобные инструменты достаточно, чтобы понять очевидную разницу между равномерной темперацией и восточными ладами -- ладки на гитаре располагаются равномерно (конечно, с учетом постепенного сужения расстояния между ними к розетке), а на всяких сазах и сетарах они пляшут как хотят
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon25.gif)
, расстояние между ними то шире, то уже и т.д.
- Есть патенты путем украшений создать впечатление нетемперированного звука.
Но воспроизводить мелодику лада мелизмами (!) -- это, конечно, не дело. В арабской музыке есть ведь и
своя мелизматическая традиция, и притом богатая. Да и подобные украшения, на мой взгляд, способны передать лишь отдаленный привкус нужной ступени
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon12.gif)
Что уже говорить о трели, например, в том же макаме Раст от си-недобемоля, плавно переходящей в вибрато
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon39.gif)
Этого просто подобной имитацией ни в жисть не добьешься, а прием весьма, тем не менее, весьма характерный.
Впрочем, предыдущий мой пост был, скорее, для гитариста. У клавишников есть некоторые преимущества. Во-первых, у них там есть уже
специальные синтезаторы, со встроенными арабскими ладами, тембрами и т.д. Во-вторых, немало современных синтезаторов поддерживают программирование темперации. То
есть звукоряд можно изменить, просто загрузив в синтезатор файл темперации. Вообще, насчет темпераций и всяких там ладов, есть очень полезная бесплатная программа
Scala.
На странице загрузки, кроме самого дистрибутива, есть коллекция ладов (Scale Archive). Более трех с половиной тысяч ладов, от пентатоники и дедушки Пифагора до арабских, иранских, турецких, индийских и иже с ними.
И все же, хочу предупредить. Восточная музыка довольно сильно отличается от западной по самой своей сути (по крайней мере, традиционная). Она требует другого подхода, другого мышления; требует рассмотрения мелодии не как совокупности отдельных нот, а как определенного ступания, движения. Развитой гармонии в традиционной арабской музыке нет, и строится она на опевании сменяющихся тонических центров мелодическими фигурами в определенных ладах-макамах. А лад, макам -- это далеко не то же самое, что гамма (!!!). Помимо сведений о звуковысотности ступеней и ее вариативности в разных условиях, он содержит информацию о характерных, традиционных мелодических оборотах, являющихся кирпичиками для более развитых фигур.
Вот вам, уважаемый val и точный ответ на ваш вопрос -- в арабской музыке не могут использоваться гаммы, эта музыка импровизируется по отточенным веками правилам в ладах-макамах. Поэтому фиксированные (на бумаге, в какой-нибудь музыкальной железяке или программе) модели (гаммы, звукоряды) восточных ладов -- это все равно "для бедных". По-хорошему в них нужно "въезжать" в полевых условиях
![](http://www.musicforums.ru/theory_arc/images/smiles/icon7.gif)
, на традиционных инструментах; усваивать это мелодическое мышление от его носителя (ну или хотя бы слушая достоверные записи, и подбирая по слуху на тех же инструментах).