Как компания Форд сотрудничала с нацистами: популярный миф и его разоблачение

Mar 26, 2016 18:56

Оригинал взят у gmorder в Как компания Форд сотрудничала с нацистами: популярный миф и его разоблачение



В последние годы, в рамках набирающего популярность обратного карго-культа, в интернете постоянно повторяются и появляются утверждения о том, что множество известных международных компаний активно сотрудничало с Третьим рейхом.

Не претендуя на широкий анализ проблемы, попробуем разобрать ситуацию с немецкими активами компании "Форд". Ford-Werke, германский филиал Ford Motors Company, действительно успел натворить лихих дел: это предприятие поставляло грузовики для нацистской армии, использовало принудительный труд военнопленных и перемещенных лиц, и даже (не вполне удачно) пыталось заставить трудиться на своих заводах заключенных концентрационного лагеря Бухенвальд. До какой степени, юридически и морально, эти деяния могут быть поставлены в счет сегодняшней компании Ford Motors?

Германская компания Ford-Werke была учреждена в 1925 году, а ее завод в Кельне начал работу в 1931 году, то есть основные инвестиции Форда в Германию были произведены до прихода нацистов к власти. Первоначально компания на 100% принадлежала Ford Motors, но к началу войны доля американцев во владении акциями уменьшилась до 55%. Форд отнюдь не был ни самым крупным американским инвестором в Германию (перед началом войны компания была 16-й по объему инвестиций), а Ford-Werke не был самым крупным немецким производителем (в лучшие годы - четвертым по количеству выпущенных автомобилей). Мало кто сегодня осознает, что лидер германского автомобилестроения, Opel, на тот момент также был американской фирмой и принадлежал General Motors.

Пришедшие к власти нацисты отнюдь не оказались марионетками крупного бизнеса, как на то ранее рассчитывали многие промышленники - доноры НСДАП. Напротив, гитлеровский режим начал активнейшим образом вмешиваться в управление промышленностью. Разнообразные трения с властью случились и у Ford-Werke. Основным источником разногласий послужила принудительная стандартизация деталей и компонентов (как по отраслям, так и по экономике в целом), которая, разумеется, была подготовительной мерой для перехода промышленности к военной мобилизации. Вмешивались власти и в кадровую политику: директор Ford-Werke был, по мнению нацистов, слишком вялым, а его преемник оказался евреем. Ford Motors желал придерживаться своих стандартов и сам выбирать себе менеджеров, правительство напирало - а результаты для компании, как по выпуску автомобилей, так и финансовые, оказались нехороши. До 1938 года предприятие имело близкую к нулю прибыль (менее 1% от выручки) и не платило дивидендов. В 1937-38 годах владельцы пошли на попятную, как-то примирились с нацистами и были включены в перечень компаний, квалифицированных для поставок государству. Но было уже поздно - дивиденд 1938 года был, по общегерманскому законодательству, заблокирован. Германия обманула зарубежных инвесторов, лишив их права выводить прибыли за границу.

США вступили в войну с Германией 7 декабря 1941 года, но это отнюдь не означает, что в предшествующий период отношения между этими странами были безоблачными. С началом Второй мировой войны (сентябрь 1939 года) США воспринимались Германией как чрезвычайно враждебно настроенная держава. Это в полной мере испытала на себе Ford-Werke. Если изложить дело упрощенно, то компании объяснили, что чем больше она будет слушаться правительственных кураторов и чем меньше обращать внимания на американских хозяев, тем меньше с ней случится неприятностей. В 1939-1941 годах связь Ford-Werke с владельцами постепенно теряется, а количество поступающих распоряжений правительства (разумеется, как и для всей остальной германской частной промышленности) - увеличивается. Впрочем, американских членов в Совете директоров компании к тому моменту уже не было. Последний раз американские и британские менеджеры Ford Motors участвовали в совещании с германскими управляющими в апреле 1938 года. На иностранные предприятия взамен избранных акционерами директоров назначались правительственные уполномоченные, что и произошло с Ford-Werke - с апреля 1941 года фирмой управлял Wehrwirtschaftsführer (оборонно-экономический руководитель) Роберт Шмидт.

Наконец, в июне 1941 года германское правительство наложило секвестр на все американские активы в Германии. Это означало, что право владения американских частных лиц и фирм "замораживается". Хотя собственность не была конфискована, американские владельцы потеряли право управлять ею, назначать менеджеров, отдавать распоряжения и требовать предоставления отчета. Дивиденды, если они начислялись, блокировались на особых счетах в государственных банках.

Дальнейшие малосимпатичные деяния Ford-Werke мы описывать не будем, так как они, по указанным выше обстоятельствам, уже не имели ни малейшего отношения к поступкам и намерениям американских акционеров фирмы. Необходимо заметить, что основатель Ford Motors Генри Форд был человеком с весьма странными для американца взглядами - он верил в мировой жидомасонский заговор и демонстрировал искренние симпатии к нацистам. Но в данном конкретном случае пронацистские настроения ничем не помогли предпринимателю - он утерял контроль над компанией и прибыли ровно так же, как если бы он ненавидел Гитлера.

После завершения войны Ford Motors вернула контроль над компанией Ford-Werke (тяжело пострадавшей от бомбардировок), и даже получила замороженные ранее дивиденды, съеденные военной инфляцией до смехотворного размера в 60 тыс. $.

Тот факт, что Ford-Werke всегда оставался в формальном владении Ford Motors, очевидно наводил лиц, привлеченных во время войны к принудительному труду на предприятии, к идее истребовать компенсацию от Ford Motors. На первый взгляд, в этом можно увидеть рациональное зерно. Хотя Ford Motors не несет моральной ответственности за эти деяния, материальная ответственность - совсем другое дело. Представьте, что вы купили предприятие, на котором ранее произошел несчастный случай с работником. Хотя вы лично в этом не виноваты, вполне справедливо, что выплачивать компенсацию придется вам как новому владельцу той же фирмы.

Но в американских судах доказать данную позицию не удалось. Иск Эльзы Ивановой к Ford Motors в 1999 году был отклонен Окружным судом Нью-Джерси в полном объеме. Судебное решение огромно по объему, и изобилует сложнейшими аргументами, так что пересказать его в пределах поста нет возможности. Желающие могут прочитать его вот здесь.

По этой ссылке читатель может найти подробнейшее исследование вопроса на 208 страницах (англ.).

капитализм, Германия, интересное, история

Previous post Next post
Up