Обретение дальневосточных островов

Feb 09, 2016 18:21

Россия начала осваивать Дальний восток, а именно Сахалин и Курильские острова в XVII веке. Географические описания и карты того времени свидетельствуют, что ни в Европе, ни в Азии о районе теперешнего Сахалина и устья реки Амур не было никаких реальных представлений. Суша под названием Тартария заканчивалась «Океанским морем». Даже в соседней Японии об этом острове, как и о других к северу от нее, островах были лишь отрывочные сведения. Тогдашние правители Японии проводили политику строгого изоляционизма. Они не развивали никаких внешних связей и под страхом смерти запрещали японцам посещать другие страны.

«А пала река Амур в Океанское море устием однем, а против того устия Амурского на море далеко остров великий, а живут на нем иноземцы многия - гиляки породою», - так говорится о Сахалине в одном из древних русских документов.



В России первооткрывателями Сахалина были казаки-землепроходцы, приходившие на Амур из Якутска. Плыли они в стругах и на плотах по быстрым и порожистым рекам, шли горными тропами, брели тайгой, вновь плыли по рекам, оставляя на своем пути укрепленные пункты - остроги. Такие путешествия занимали многие месяцы, а иногда и годы.




Так зимой 1644 - 1645 годов в низовьях Амура оказался отряд казаков Василия Даниловича Пояркова. Завязав с местными жителями - нивхами дружеские связи, казаки выяснили, что напротив устья расположен какой-то крупный остров. С В.Д. Поярковым шли 130 казаков, обратно вернулись только 20, пять из которых под руководством Микулы Тимофеева он отправил гонцами в Якутск. В «расспросных речах» гонцы так описывали Сахалин и его жителей якутскому воеводе: «Гиляки сказывали: есть де на усть Амуре реки в губе остров, а на том де острову двадцать четыре улуса, а живет де гиляки ж, а в улусе де юрт есть по сту и по пятидесяти». Сведения экспедиции Василия Пояркова, который объявил гиляков поданными Московского царя и его чертежи Сахалина были использованы в 1667 году при составлении «Чертежа всея Сибири, збиранного в Тобольске».



Василий Данилович Поярков и Иван Юрьевич Москвитин

Есть сведения, что до В.Д. Пояркова в 1640 году вблизи Сахалина побывал отряд казаков Ивана Юрьевича Москвитина, направленный сюда для «прииску новых землиц», а по пути - «проведать» море. Рассказ И.Ю. Москвитина об этом плавании был записан в Якутской приказной избе так: «А морем шли с вожжами подле берег к Гилятцкой Орде к островам. И как немного островов Гилятцкой Орды не дошли за днище и вышли на берег и грешною мерою у них ушел вож. И оне, Ивашко с товарищи, после вожжа до островов дошли. И гилятцкая земля объявилась, и дымы оказались, и оне без вожжей в нее идти не смели потому, что люди многия и их голод изнял и почали есть траву и оне от голоду воротились назад». Поясню, «вож» - это проводник.

С того времени русские землепроходцы стали посещать Сахалин, завязывая меновую торговлю с местными жителями. Казаки получали от них ясак пушниной в пользу Московского государства и одновременно принимали присягу на верность новой власти. В 1649 и 1656 годах казаки, которые осели на Амуре, собрали «в земле гиляков» 4827 шкурок соболей. Так, в середине XVII века русские начали обживать остров Сахалин.
Большой вклад в исследование и освоение дальневосточных земель внес отважный русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. В 1649 году во главе отряда вольных людей вышел он из Якутска и в течение пяти лет путешествовал и изучал Приамурье. Посланные в 1652 году для связи с Е.П. Хабаровым казаки под командой Ивана Нагибы разминулись с ним и повторили маршрут В.Д. Пояркова. Они не только подтвердили сведения Москвитина и Пояркова, но добавили новые данные об острове.

Одновременно с Сахалином осваивались и Курильские острова, заселенные «самовластными», то есть никому не подчиненными айнскими племенами - курилами. На языке курилов «куру» значит «человек». Отсюда и произошло название островов. В 1649 году Федот Алексеевич Попов с отрядом из семнадцати человек впервые прибыл на Курильскую гряду. Вслед за ним, в 1656 году на Курильских островах побывал полярный мореход Михайло Старухин, а в 1696 году и якутский казак Лука Морозко.
Важнейшим этапом в экспансии дальнего востока и в частности Курил был знаменитый поход из Анадырского острога казачьего пятидесятника Владимира Атласова.



Владимир Атласов

В 1697 году он вышел в поход, чтобы взять Камчатку «под высокую цареву руку». За три года его отряд перенес лишения и лютые невзгоды. Из 120 человек в Анадырь вернулось только 20. История почти повторилась, как с отрядом В.Д. Пояркова. Прибыв в 1701 году в столицу, лично доложил Петру I о подчинении России Камчатского полуострова, о поведанных им Курильских островах, через которые путь лежит в «зело чудное Нифонское царство». Он имел в виду Японию. Его донесение побудило царя затребовать из Якутска дополнительные сведения об этом далеком крае. В 1711 году камчатские казаки - участники мятежа, во время которого был убит Атласов, с целью искупить свою вину, отправились под командой Данилы Анциферова и Ивана Козыревского на малых судах и байдарках на остров Шумшу и подчинили его жителей. В 1713 году Козыревский с отрядом казаков привел в русское подданство курильцев острова Парамушир и на обоих островах собрал ясак. Он первым составил чертеж всей гряды Курильских островов и сообщил в столицу.

Как известно, Петр I разработал специальный план изучения и заселения вновь появившихся земель русскими людьми. В соответствии с этим им была направлена морская Курильская экспедиция под командованием Ивана Евреинова и Федора Лужина (1719-1722 гг.). Выполняя секретное задание царя идти «до Камчатки и далее, куды вам указано и описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией», они положили на карту четырнадцать наиболее крупных островов Курильской гряды. Закрепляя права России на Сахалин и Курильские острова, русские землепроходцы устанавливали здесь кресты и столбы с надписями о принадлежности этого края к Российской державе, а жителей облагали ясаком.



Курильские айны выплачивали ясак русским сборщикам, которых было всего несколько человек, без малейшего сопротивления. Во время экспедиции русского мореплавателя Мартина Петровича Шпанберга в 1739 - 1740 годах многие айны были обращены в христианство, а ко времени четвертой ревизии, проведенной в 1781 - 1787 годах, уже все жители Курильских островов считались православными. В 1779 году были отменен сбор ясака. Екатерина II писала: «…приведенных в подданство мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать…».



В конце XVIII века по предложению гражданина города Рыльска Григория Ивановича Шелехова, снискавшего в последствии славу «русского Колумба», была создана крупнейшая торгово-промышленная Российско-американская компания, которая с 1799 по 1867 год управляла русскими владениями в Тихом океане от Аляски до Японии, включая Алеутские, Курильские острова и Сахалин.



Григорий Иванович Шелехов

Компания сыграла большую роль в исследовании и освоении вновь открытых земель, организовала ряд кругосветных экспедиций, в том числе к Сахалину и Курильским островам. В декабре 1786 года Екатерина II издала указ о снаряжении первой русской кругосветной экспедиции «для охранения права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые» и утвердила инструкцию, в которой было приказано «обойти лежащий против устья Амура большой остров Сахалин Анга Гага, описать его берега, заливы и гавани, ровно как устье самого Амура и, поскольку возможно, приставая к острову, наведаться о состоянии его населения, качестве земли, лесов и произведений».

Эта экспедиция состоялась только в 1803 году. Возглавил ее Иван Федорович Крузенштерн. Экспедиция должна была отыскать морской путь в Русскую Америку, совершить рейс к берегам Сахалина, доставить в Японию русского дипломата Н.П. Резанова, который являлся одним из руководителей Российско-американской компании. Как известно, миссия Резанова закончилась безуспешно. Японское правительство отказалось вступать в дипломатические и торговые отношения с Россией. Ответ японцев был таков: «В древние времена корабли всех наций свободно приходили в Японию, и даже сами японцы посещали чужие страны. Но затем один из императоров завещал своим наследникам не выпускать японцев из империи и принимать лишь одних голландцев. С этого времени многие иностранные города и страны не раз пытались завести дружеские отношения с Японией, но эти предложения всегда отвергались в силу издавна установленного запрета»



Н.П. Резанов

Резанов предупредил японцев, чтобы они не заходили на север дальше острова Хоккайдо и покинул Японию. На пути из Нагасаки на Камчатку корабль Крузенштерна подошел к Сахалину и бросил якорь 14 мая 1805 года в заливе Анива. Иван Федорович детально исследовал его, ознакомился с жизнью айнов, раздал им подарки и подтвердил исполненный предшественниками государственный акт о принятии жителей острова в русское подданство. Летом этого же года участники экспедиции описали и положили на карту все восточное и северо-западное побережье Сахалина, а также 14 островов Курильской гряды. Это была первая карта в мире, на которой были обозначены истинные контуры острова Сахалин.



Иван Федорович Крузенштерн

Кстати, названия острова Сахалин, его размеры и очертания на географических картах того времени были различны. Русские называли остров - Гилят; гиляки - Тро Миф; китайцы - Лючуй; японцы - Оку-Иессо; голландцы - Портланд; маньчжуры - Сахалян ула анга хата, что значит «Скалы в устье черной реки»; айны - Чока, Сандан. Только в 1805 году И.Ф. Крузенштерн окончательно закрепил название острова Сахалин.
Источники:
Л.Г. Каманин. «Первые исследователи Дальнего Востока», М., 1951
П.И. Кабанов. «Амурский вопрос», Благовещенск, 1959.
П.Т. Яковлева. «Первый русско-китайский договор 1689 года», М., 1958.
Б.П. Полевой. «Первооткрыватели Сахалина», Южно-Сахалинск, 1959.
Л.С. Берг. «Великие русские путешественники», М.-Л., 1950.
М.А. Сергеев. «Курильские острова». М., 1947.
Автор Мэнгел Олыс

Россия, история

Previous post Next post
Up