РетроКиночеллендж-2016 #49-50
45. Современный европейский фильм
Хичкок/Трюффо (Hitchcock/Truffaut)Современный - 2015 года, европейский - французский (хотя немного и американский), фильм режиссера и сценариста Кента Джонса
В 1962 году состоялась встреча, определившая судьбу кинематографа. Молодой критик и режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира Альфреда Хичкока. Трюффо был одержим идеей доказать, что Хичкок, многими считавшийся ремесленником, штампующим фильмы "низкого жанра", на самом деле - один из величайших творцов и новаторов, чье филигранное искусство навсегда изменит культуру. По следам Трюффо в запутанный мир мастера саспенса и гениальных киноприемов пускаются современные режиссеры Уэс Андерсон, Мартин Скорсезе, Дэвид Финчер и другие. Объединенные страстью к работам Хичкока, они пытаются найти ответ на вопрос: в чем секрет его гениальных фильмов, способных ввести в оцепенение любого зрителя?
Очень интересный фильм. Хотя на взгляд Ириски-хичкокоманки многовато бесед с современными режиссерами, которые, конечно же отдают должное мастеру, но было бы интереснее, если бы они поподробнее рассказали о его на них влиянии. К сожалению, нет видеозаписей бесед Трюффо с Хичкоком и маловато аудиозаписей интервью, к счастью есть эпизоды из самых знаменитых фильмов, на примере которых показаны и (с хичкоковскими комментариями) детально разбираются основные приемы создания саспенса. И все эти фильмы Ириска видела! (спасибо челленджу, в этом году посмотрела и первый звуковой "Шантаж" и фильм, в котором герой не тот, за кого его принимают "Не тот человек") и потому могла с видом знатока вникать в детали киномастерства ;о) Совершенной неожиданностью оказалось, что "Головокружение" не имел коммерческого успеха и потребовалось много лет, пока он не занял подобающее место среди киношедевров (первый же запрос в Гугл ;о) показал, что по версии
кинокритиков со всего мира "Головокружение" занимает первое место в Топе-50 лучших фильмов всех времен, обогнав даже "Гражданина Кейна", а по мнению режиссеров, составляющих свой список (Вуди Аллен, Майк Ли, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино) 8-е место в Топе-10 (тут Гражданин Кейн уже на третьем месте, уступив "Токийской повести" Ясудзиро Одзу, и "2001 год: Космическая одиссея" Стэнли Кубрика)
Фильм Джонса вышел к полувековому юбилею книги
Трюффо о Хичкоке.
Обстоятельства рождения этой книги подробно изложены автором во Введении. Она была впервые опубликована в 1966 году "Кинематограф по Хичкоку" и в 1967-м на английском под названием "Хичкок Франсуа Трюффо". Книга явилась результатом 52-часовой беседы Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока в присутствии переводчицы Хелен Скотт, состоявшейся в 1962 году. После смерти Хичкока (24 апреля 1980 года) Трюффо вернулся к этой книге и дописал в ней заключительную 16-ю главу, а также снабдил новую редакцию, получившую название "Хичкок/Трюффо", аннотациями к каждому из фильмов Хичкока...
Книгу, к стыду своему (уж раз сам Хичкок соглашается с Трюффо о чувствах вины и греха в своем кинематографе ;о), я не читала, узнала о ней только из кино, но теперь уж обязательно.
А теперь вернемся к кино - к ужасу своему (раз уж мы говорим о триллерах) в фильме обнаружила кадры из еще одного несмотренного фильма Хичкока - те, где Ингрид Бергман близко-близко от (вы будете смеяться!) Кэри Гранта, там, где между ними телефонная трубка... и конечно, немедленно выпила посмотрела.
А, поскольку Хичкок, и прекрасная Ингрид Бергман, и (да!) Кэри Грант, то забыла как дышать закрыла еще один пункт Ретрокиночелленджа:
21. Фильм, на котором ты забыл как дышать
Дурная слава (Notorious)другой вариант перевода "Печально известные" - шпионский детектив с привкусом нуара, снятый Альфредом Хичкоком в 1949году, сразу по окончании Второй мировой войны. Главные роли в нём исполнили Кэри Грант и Ингрид Бергман. В 2006 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение.
Вскоре после окончания Второй мировой войны американский суд приговаривает Иоганна Губермана к двадцати годам тюрьмы за шпионаж в пользу гитлеровской Германии. "Дурная слава" преследует его дочь Алисию (Ингрид Бергман), которая знакомится на вечеринке с элегантным мужчиной по имени Девлин. Выясняется, что Девлин (Кэри Грант) намеренно познакомился с ней по заданию ФБР. Ему нужно завербовать Алисию и внедрить её в группу богатых немцев, обосновавшихся в Бразилии после поражения Третьего рейха. Они вступают в контакт с нацистским агентом Александром (Рэйнс), за которого Алиция должна выйти замуж. Важно узнать о планах и тайнах немецкой организации, в которой состоит Александр... Но Хичкока интересовала не столько шпионская история и вопросы политики, сколько "черная" любовная история - герой Гранта манипулирует любовью Алиции в своих целях.
Фильм имел огромный успех в прокате и среди критиков. Франсуа Трюффо считал его самым характерным фильмом Хичкока, в котором преломились все лучшие грани его таланта.
Очень интересный фильм, все, как я люблю - детектива-детектива... про любовь интрига, любовь, выбор между чувством и долгом, саспенс, Кэри Грант... Отличная концовка (вот где бывалая Ириска-киноманка забыла как дышать! хотя и подозревала, что все должно хорошо кончиться - но Голливуд Голливудом, а от Хичкока всего можно ожидать...