Хеловинская кинорулетка

Nov 05, 2024 17:46

чем заняться киноману на Хэллоуин...
а что может быть лучше хорошего ужастика!
всем нам в помощь кинорулетка (когда не надо думать, чему же ужасаться этим вечером, а следовать выбору проверенного товарища) Хеловинская кинорулетка. Цепочка от iw-gdk, в которой Ириске из предложенного другом iskander_zombie списка (за что ему большое спасибо) выбрала два фильма: отечественный 90-х (потому что что может быть ужаснее российского постперестроечного кино) и старый-добрый нуар 50-х (в надежде, что и тогда американцы знали толк в хороших ужасах)



Она не может говорить. Она не может кричать. Она не может умолять о пощаде. Она не будет молчать.
Немой свидетель / Mute Witness
- криминальный триллер британского режиссера Энтони Уоллера, Германия, Великобритания, США, Россия, 1994год.

Американская девушка Билли Хьюз работает помощницей режиссера на съемках американского триллера, который снимается в Москве с участием российских актеров. Однажды поздно вечером она оказывается запертой на старой киностудии и становится свидетелем съемок подпольного порнофильма (снафф), заканчивающегося зверским убийством девушки-актрисы. Но беда в том, что Билли немая - она не может закричать, не может позвать на помощь. Билли пытается "рассказать" о преступлении своим друзьям и милиции, но ее никто не принимает всерьез. Кроме снимавших фильм убийц и стоящих за ними бандитов - преступники во что бы то ни стало хотят избавиться от опасного свидетеля. За Билли начинается настоящая охота и с этого момента ее жизнь превращается в кошмар…
В ролях: Марина Зудина, Олег Янковский, Фэй Рипли, Ивэн Ричардс, Игорь Волков, Сергей Карленков, Алек Гиннесс, Николай Пастухов, Игорь Волков, Денис Карасев, Ольга Толстецкая, Николай Чиндяйкин



Свои слова о российском постперестроечном кино применительно к этому фильму сразу беру назад, хотя ирисковое мнение о российском постперестроечном кино (спустившем в унитаз великий советский кинематограф, вот прямо так, как будто ничего и не было) высказывала настолько часто, что все мои друзья уже в курсе, теперь в курсе и просто заглянувшие на огонек.
"Немой свидетель" - квазиголливудский триллер об американцах в России, снятый на немецкие деньги британским режиссером-дебютантом Энтони Уоллером (до "Американского оборотня в Париже" еще целых пять лет) в Москве, потому что так было дешевле прописанного в первоначальном сценарии Чикаго, и по той же причине с российским (кроме Фэй Рипли, Эвана Ричардса и сэра Алека Гиннесса, который значится в титрах как "Mystery Guest Star") кастом.



Фильм получился, к большому ирисковому удивлению, неожиданно годным - довольно напряженным, немного волнительным, достаточно забавным, совсем не страшным и легким.
Напряженный триллер первой его части, снятый по методичке "как снимать саспенс по Хичкоку", во второй части неожиданно переходит в бандитский боевик, а все вместе разнообразят элементы черной комедии - перенос действия из бандитского Чикаго в не менее опасную (не будем говорить о бандитской - это определение уже прочно застолбил Петербург!) Москву 90-х добавило несколько забавных моментов вызванных несовпадением культур (несообразности вроде ментов в парадной форме, автомобилей - все ездят на каких-то Победах и горбатых Запорах, а мафия на Чайке - скорее не баги, а фичи) и несколько моментов действительно напряженных (когда немая Билли, пользуясь говорящим компьютером, звонит в милицию, но там, конечно, не говорят по-английски. так бездушный компьютер с бесполезным языком и душевная милиционерша без языка и пытаются наладить контакт, пока убийца ломает дверь).



Марина Зудина в роли немой американки убедительная и очень милая (тема сисек раскрыта достаточно и (по скромному ирисковому имхо) приятно глазу (в отличие от бубенчиков Константина Райкина, бегавшего голяком по ЮБК в "Комедии о Лисистрате").


Олег Янковский в неоднозначной роли то ли двойного агента под прикрытием, то ли оборотня в погонах (сладость или гадость?) хм... убедительно отрабатывает свой гонорар (не в упрек - времена были тяжелые). Все остальные наши - на достаточно хорошем профессиональном уровне (школу великого советского кинематографа не пропьешь), пара американцев - умеренно комикуют, одной левой отбиваясь от бандитов и разбавляя напряженные моменты незатейливым юмором.

Автор сценария, продюсер и режиссер Энтони Уоллер случайно встретился с сэром Алеком Гиннессом в Гамбурге в 1985 году и спросил, не хочет ли тот сыграть эпизодическую роль. Гиннесс согласился и даже сказал, что готов не брать за нее гонорар. Но график Гиннесса был составлен на следующие полтора года, поэтому Уоллер с Гиннессом договорились встретиться на следующее утро там же, на подземной парковке. Гиннесс действительно сыграл небольшую сцену и не взял за нее денег. Уоллер включил эту сцену в фильм только 10 лет спустя.


эту девушку скоро убьют


какой же триллер без сцены в ванной (старина Хитч не даст соврать)


или без убийцы с ножом?


или дев в беде?


Не шедевр, но фильм, от которого довольная Ириска получила больше, чем рассчитывала или ожидала!





Ночь охотника / The Night of the Hunter
- триллер, нуарная драма, первая и единственная режиссерская работа Чарльза Лоутона, снятая в 1955 году по мотивам романа Дэвиса Грабба.
В основе романа и фильма реальная история серийного убийцы Гарри Пауэрса, повешенного в 1932 году в Кларксберге (Западная Виргиния) за убийство двух вдов и трех детей.



Мальчику Джону и его сестричке Перл «посчастливилось» увидеть, как их отца увозит полиция, схватив его за ограбление и убийство двух человек. Отца приговаривают к смерти, в наследство детям остаются украденные деньги, которые отец спрятал, взяв с Джона и Перл слово, что они никому не расскажут о тайнике, даже матери. В тюрьме он знакомится с Гарри Пауэллом, проповедником, а на деле - безжалостным убийцей, помешанном на религии, со словами «любовь» и «ненависть» («L.O.V.E.» и «H.A.T.E.»), вытатуированными на пальцах рук. Пауэлл догадывается, что деньги не могли пропасть бесследно, решает добраться до тайника и отправляется покорять сердце вдовы...
То, что будет происходить дальше - многие кинокритики называют одной из самых страшных историй в кинематографе.
В ролях: Роберт Митчем, Шелли Уинтерс, Билли Чейпин, Салли Джейн Брю, Лиллиан Гиш, Джеймс Глисон, Эвелин Варден, Питер Грейвс, Дон Беддоу, Глория Кастильо



Фильм снят в стилистике немецкого экспрессионизма с использованием многих его характерных черт (причудливые тени, стилизованные диалоги, искаженная перспектива, сюрреалистические декорации, нестандартные ракурсы), из-за чего его иногда относят к жанру нуар. Однако специалисты по жанру справедливо отмечают: «При шаблонном подходе к фильму "Ночь охотника", единственной режиссерской работе Чарльза Лоутона, можно с неосторожностью охарактеризовать его как фильм-нуар. Экспрессионистское освещение и преступные деяния - этих элементов недостаточно для нуара. "Ночь охотника" - готическая сказка о борьбе добра со злом. Нет ни двойственности, ни переворачивания традиционных ценностей: добро торжествует над злом, и история заканчивается».


Страшная сказка Чарлза Лоутона
Триллер про детей преступника, казненного за грабеж и убийство, которым в наследство от отца достались 10 тысяч украденных долларов и один враг, знающий об этих деньгах.


«Однажды жили-были двое маленьких детей, очень похожие на Гензеля и Гретель, и когда их папа умер, мама вышла замуж за злого человека (Митчем), который делал вид, что он хороший. На пальцах одной руки у этого человека было вытатуировано слово «любовь», а на пальцах другой - «ненависть».
Так описывает сюжет этого фильма Стивен Кинг, небезосновательно считающий «Ночь охотника» фильмом-вехой - из тех, «что пугают нас, потому что пугают». Эту картину могли бы, доживи они до люмьеровского изобретения, снять братья Гримм - но снял Чарлз Лоутон, шекспировской закалки лицедей, игравший у Хичкока и исполнивший заглавную роль в «Кентервильском привидении». Этот фильм оказался единственным режиссерским опытом Лоутона, что не помешало ему стать классикой. Безумный герой Митчема, в прошлом священник, а ныне отчим-ведьмак, охотится за золотом, спрятанным настоящим отцом малюток, и в своей одержимости превращается в оборотня, а точнее - в злого Волка из настоящей волшебной сказки. Сказки, как и полагается, неадаптированно жуткой и вряд ли предназначенной для детских глаз.



Премьера не имела успеха ни у зрителей, ни у критиков и была признана провалом. Что ж... что было хорошо для романтических немцев между двумя мировыми войнами, оказалось странным и непонятным практичным американцам 50-х - кому интересен фильм, где обаятельный проповедник, в исполнении популярного актера, пытается убить парочку милых детишек для того, чтобы отобрать у них деньги, которые украл их отец.
Тем не менее с годами фильм завоевал признание зрителей и получил культовый статус. «Классическая американская готика», «один из самых важных и захватывающих фильмов своего времени» - все это будет позже [Spoiler (click to open)](В 1992 году фильм был включен в Национальный реестр фильмов, входит в 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI (2001). Антагонист Гарри Пауэлл входит в 100 лучших героев и злодеев по версии AFI (2003).
"Ночь охотника" будет вписана в учебники по истории кино, а его приемы и художественные решения растащены на цитаты и отсылки (кинематографисты всего мира называют эту ленту одним из самых значимых вдохновений).
"Ночь охотника" - фильм, который будет жить с нами отражаясь эхом в многочисленных киноновинках и казалось бы известной классике кино (с)

полное страхов и надежд путешествие маленького Джона и еще более маленькой Перл вниз по реке Огайо,


преследуемых по пятам готовым пойти на все Гарри Пауэллом,


который добился бы своего, если бы не случайная встреча беглецов с гордой, сильной и непоколебимой женщиной Рейчел Купер




Ириска, выросшая на немецком экспрессионизме (сто лет назад мы с мамой смотрели "Кабинет доктора Калигари" в Кинематографе ДК Кирова) все эти прекрасные экспериментальные экспрессионистские кошмары, холодящие кровь визуальные приемы, сложный повествовательный крой оценила, а финалу, в котором добро торжествует над злом, искренне порадовалась (как и тому, как хорошо в 1955 году выглядела Лилиан Гиш).
Шедевр, от которого восхищенная Ириска получила больше, чем ожидала!




кинорулетка

Previous post Next post
Up