чем заняться киноману в июне? разумеется, смотреть кино! и не просто кино, а предложенное другом iw_gdk (из списка фильмов, которые он собрался сам обязательно когда-нить посмотреть) для 29-й Кинорулетки
Случайным выбором Ириске досталось «Королевство» - испанский триллер про нечистого на руку политика.
Королевство / El reino / The Realm - испано-французский политический триллер 2018 года режиссера Родриго Сорогойена. Также известный как «Кандидат», фильм стал лауреатом премии «Гойя-2019» за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Антонио де ла Торре) и лучший оригинальный сценарий. В основу фильма легли многочисленные коррупционные скандалы, разрывавшие Испанию в 2007-2008 годах. Дисфункция государственной системы и кризис мелькали едва ли не в каждом новостном заголовке, и создатели постарались передать настроения тех лет. Но, несмотря на многочисленные параллели с реальными событиями, основная история целиком и полностью выдуманная.
Испанский политик ведет роскошный образ жизни благодаря нелегальному бизнесу. Когда об этом становится известно общественности, он угрожает развалить и потянуть за собой всю партию. Но короли приходят и уходят, а королевство остается. В ролях: Антонио де ла Торре, Моника Лопес, Хозе Мария Поу, Барбара Ленни, Начо Фреснеда, Ана Вахенер, Луис Саера, Франциско Рейс, Мария де Нати, Давид Лоренте
Испания, 2008 год. Мануэль Лопес-Видаль какой-то политик в каком-то прибрежном испанском городке. Наверно, испанцам, знающим местные реалии и ориентирующимся в политической ситуации, в отличие от Ириски, все понятно. Насколько Мануэль важная шишка в партии, а сама партия - что-то системообразующее, типа Единой России, или нечто типа местечкового Яблока... Насколько громкими были коррупционные скандалы 2007-2008 годов и насколько сильно они затронули испанское общество, что снятый через десять лет после событий фильм оказался весьма успешным и получил столько премий... (если верить живущему в Испании Алексу Экслеру, сейчас у власти социалисты, а значит ничего хорошего ждать не приходится)
Итак. Хваткий и ловкий Мануэль Лопес-Видаль (Антонио де ла Торре) делает карьеру партийного чиновника, попутно обогащаясь путем взяток, земельных сделок, отмывания денег (и наверно еще много чего, надеюсь хоть не наркотики и подпольные бордели), что позволяет ему вести красивую жизнь (российского олигарха) с роскошными яхтами, дорогими ресторанами и счетами в иностранных банках. Пока, в один ужасный момент, его прекрасная жизнь не рушится - из-за утечки информации в СМИ попал изобличающий его компромат о присвоении миллионов из государственной казны. Партийные боссы в Мадриде решают, что коррупцию в регионе необходимо искоренить, прежде чем партия будет дискредитирована на национальном уровне, выбирая в качестве козла отпущения беднягу Мануэля. Сначала ему кажется, что буря пройдет и партия, как это всегда происходило раньше, когда один из ее членов попадал в беду, партия ему поможет. Однако, отказавшись тихо исчезнуть за границей, Мануэль арестован и обвинен. Находясь под залогом в ожидании суда, он начинает личную кампанию по разоблачению громких имен, которые все еще находятся на свободе...
Фильм интересный, драматичный и динамичный. Антонио де ла Торре очень эффектный и харизматичный, остальные соратники Мануэля все как один, даже друг Пако, очень противные (думаю, так и задумано). Для создания большей драматичности создатели не чураются дешевых приемов - несколько раз показывают Мануэля плывущего (аки Чапай в Урале) средь волн в океане, заставляя зрителя поволноваться (выплывет или нет). Для создания напряженной атмосферы на протяжении двух часов фильма со скоростью света меняются имена, места, названия и даты, камера, меняя ракурсы и создавая иллюзию движения (и попыток героя спасти свою шкуру) скачет дурной белкой - этот прием был использован авторами для того, чтобы добиться эффекта бесконечного водоворота, затягивающего в проблемы все глубже. Однако, вместо нужного эффекта вызывало только головокружение.
Недосказанная "открытая" концовка [Spoiler (click to open)] Мануэлю удается почти чудом добыть компрометирующие документы (четыре рукописных блокнота, в которых упоминаются все коррупционеры, включая его самого), чудом уйти от преследования, все же добраться до Мадрида и, потрясая блокнотами (прямо Руцкой с чемоданами компромата) выйти в прямой эфир ТВ. Однако ведущая Амайя (Барбара Ленни), вместо того, чтобы исследовать его обвинения и поименно назвать всех участников преступных сделок, бешеной шавкой нападает на него за то, что он корыстный винтик в порочной машине, который теперь пытается спасти свою шкуру, донося информацию о других. Его крестовый поход за правду терпит крах, и на этот раз он теряет дар речи. Эта гневная пламенная речь, которая должна была бы вызвать возмущенное восхищение, кажется каким-то детским садом - ай-ай, и как тебе не стыдно, что ты целых 15 лет грабил испанский народ! а вот не стыдно! и вообще, куда все эти 15 лет смотрели правоохранительные и налоговые органы, независимые СМИ и ограбленный испанский народ вполне закономерна, хотя и подпортила общее впечатление.
Фильм объективно хороший, качественно и добротно снятый, разыгранный хорошими артистами. Но, субъективно, коррупция по-испански - совсем не то, что могло бы тронуть и взволновать бегущую от сложных тем Ириску (в отличие от недавних (и давних) Испанских триллеров апреля 2024). Что посмотрела - довольна, хотя, если бы не рулеточный выбор...