Декабрь 2023 или Зима с Джейн Остин

Feb 26, 2024 22:18

холодной зимой 2023 года Ириска решила отметить День рождения Джейн Остин "Доводами рассудка" - перечитыванием романа и пересматриванием четырех его экранизаций



Доводы рассудка / Persuasion (мини-сериал 1971)
- вторая телевизионная постановка романа «Доводы рассудка», режиссер Ховард Бэйкер, сценарист Джулиан Митчелл.
Англия. 1814 год. Восемь лет назад высокомерные родственники заставили юную Энн Эллиот отвергнуть руку и сердце человека, которого она любила - молодого морского офицера без денег и положения в обществе. И вот теперь, когда после долгих скитаний по морями и завершения войны с Наполеоном, у капитана Фредерика Уэнтворта появились и деньги, и большие связи, судьба вновь свела их вместе. Но за это время семья Эллиотов обеднела, а Фредерик стал завидной и выгодной партией. Смогут ли Энн и Фредерик, несмотря на общественные предрассудки и условности этикета, разобраться в своих чувствах и убедить друг друга, что их любовь еще жива?
Самая полная, неторопливая и манерная экранизация одноименного романа Джейн Остин.
В ролях: Энн Фирбанк (Энн Эллиот), Брайан Маршалл (капитан Уэнтуорт), Мэриан Спенсер (леди Рассел), Мораг Гуд (Мэри Мазгроув), Роулэнд Дэвис (Чарльз Мазгроув), Бэзил Дигнэм (Уолтер Эллиот), Валерия Джирон (Элизабет), Георгина Андерсон (миссис Крофт), Ричард Вернон (адмирал Крофт), Мел Мартин (Генриетта Мазгроув), Живила Роше (Луиза Мазгроув), Ноэль Дайсон (миссис Мазгроув), Уильям Кендалл (мистер Мазгроув), Шарлотта Митчелл (миссис Клэй), Дэвид Сэвил (мистер Эллиот), Хелен Райан (миссис Харвил), Майкл Калвер (капитан Харвил), Пол Чэпмэн (капитан Бенвик), Роберт Сэнсом (доктор), Эрнест Харе (полковник Уоллис), Пол Александр (Чарльз Хейтер), Габриелла Дэй (миссис Рук), Полли Мёрч (миссис Смит), Беатрикс Маккей (леди Дэлримпл), Анжела Гэлбрейт (мисс Картерет), Эдвард Джюзбери (мистер Шеперд).

Несколько лет этот телевизионный минисериал терпеливо меня дожидался - сначала, когда интернет был доступен только через диалап-модем на спаренном телефоне, френдесса по сообществу austen_jane переписала мне вариант с субтитрами, которые отображались на ТВ кракозябрами, и я отложила его до лучших времен. Потом, через годы, большие, чем разлука Энн Эллиот с Фредериком Уэнтвортом, появилась одноголосая озвучка, и только в декабре наконец мы встретились. И остались друг другом очень довольны. Очень подробная, обстоятельная и добросовестная иллюстрация (на почти четыре часа экранного времени) к прекрасному роману, который я только что (в который раз!) перечитала.
У придирчивой и пристрастной Ириски на это раз даже нет возражений - для телевизионной постановки 1971 года все более чем хорошо (кроме разве что кошмарных причесок дам и бакенбард капитана Уэнтворта, но и к ним в конце концов притерпелась). Кроме павильонных сцен с очаровательными интерьерами, постановщики расщедрились на несколько сцен на природе - прогулку по полям с разговорами капитана про орешек (немного пафосно, но мило, что не забыли) и прекрасные сцены в Лайме. Главные герои выглядят значительно старше своих романных 27-29 лет, но, может быть в 70-е все выглядели старше своих лет, и постановщики и зрители примерно так себе представляли Энн и "годы, сгубившие цвет ее юности", а потрепавшие капитана Уэнтворта сражения и приключения "его чертам лишь предали возмужалости, ничуть не нарушая очарованья" (иначе, просто не понимаю, почему не взяли актеров помоложе). да, еще леди Рассел (подруга матери Энн и ровесница сэра Уолтера) совсем старушка-божий одуванчик. Все остальные персонажи колоритные и удачно отыгрывают свои роли (написанные внимательным, саркастическим далеко не всегда добрым пером автора).
Все исключительно мило, неторопливо, немного пафосно, Ириска очень довольна.



"Доводы рассудка"-1971. Еще один капитан и самая лучшая Энн
Посмотрите и почитайте - здесь много прекрасных кадров (в приемлемом для телевизионной постановки 1971 года качестве) и подробностей - шляпки, платьишки, интерьеры и персонажи



Джейн Остин и Доводы рассудка-1971 в сообществе british-cinema
«Доводы рассудка», часть первая: старые экранизации
Прекрасный текст и тоже много фоток

Доводы рассудка в сообществе austen-jane
Джейн Остин ВКонтакте
В мире Джейн Остин | Романы и экранизации
Еще много кадров

Доводы рассудка / Persuasion (ТВ, 1995)
- третья телевизионная экранизация романа «Доводы рассудка», режиссер Роджер Мичелл.
В ролях: Аманда Рут, Сайэрэн Хайндз, Сьюзан Флитвуд, Корин Редгрэйв, Фиона Шоу, Джон Вудвайн, Фиби Николлс, Сэмюэл Уэст, Софи Томпсон, Джуди Корнуэлл, Саймон Расселл Бил, Фелисити Дин



"Доводы рассудка"-1995. Суровый капитан и испуганная Энн
Золотой век экранизаций британской классики пришелся на 90-е годы. В том же году, что и знаменитый сериал "Гордость и предубеждение", вышел фильм по другому роману Джейн Остин - "Доводы рассудка".
За 1 час 47 минут мы успеваем с героями пережить несколько месяцев, которые потребовались Энн, чтобы вернуть любовь капитана Уэнтуорта, оценить пейзажи и костюмы, и, конечно, актеров.



«Доводы рассудка», часть вторая: очень классический фильм
Фильм вышел практически одновременно с сериалом Гордость и предубеждение и фильмом Энга Ли Разум и чувства, спустя год вышли две киноверсии Эммы. Всплеск интереса к экранизациям романов Остин можно объяснить затянувшейся паузой и отсутствием действительно современных, актуальных адаптаций на тот момент. К тому же 1995 год был юбилейным - 220 лет со дня рождения писательницы.
Одна из первых работ Роджера Мичелла, которая долгое время была эталонной и единственной широко известной экранизацией романа, однако статус культовой, подобно сериальному P&P, не получила, оставшись просто классическим фильмом, который сейчас нравится далеко не всем.

Доводы рассудка / Persuasion (ТВ, 2007)
- четвертая телевизионная экранизация романа «Доводы рассудка», режиссер Адриан Шерголд
В ролях: Салли Хоукинс, Руперт Пенри-Джонс, Элис Кридж, Энтони Хэд, Джулия Дэвис, Майкл Фентон Стивенс, Мэри Стокли, Питер Уайт, Мэрион Бэйли, Аманда Хейл



"Доводы рассудка"-2007. Красавец капитан и невзрачная Энн
Вышедший в 2007 году фильм "Доводы рассудка" отделяло от его предшественника 12 лет. Не слишком много - не и не слишком мало. Поклонникам Остен новая версия была бы интересна в любом случае, а прочие уже наверняка сумели забыть версию 1995 с Амандой Рут и Кираном Хайндсом.



«Доводы рассудка», часть третья: классика в современной обработке
В 2005 году канал ITV заказал три экранизации: Доводы рассудка, Мэнсфилд-Парк и Нортенгерское аббатство. Были выбраны наименее известные на телевидении романы Остин с комментарием: каждые 10 лет надо выпускать новую версию для новых зрителей. Фильм вышел к очередной круглой дате - 190 лет со дня публикации романа
Главное достоинство этой экранизации - выбор Руперта Пенри-Джонса на главную роль, актера не самого великого среди своего поколения, но зато очень обаятельного и классически красивого. Это настолько верный и вместе с тем не самый очевидный кастинг, что за него можно простить очень многое. Проблема в том, что, кажется, будто создатели тоже так решили, и решили себе это многое позволить.

Десять лет назад Ириска уже проводила этот опыт - перечитала роман, посмотрела две экранизации и 20 марта 2014 года написала пост Доводы рассудка Насколько сильно за эти годы изменился роман и его экранизации?
Старый пост с новыми комментариями
...Теперь вернемся к Доводам Рассудка. Я очень люблю этот роман. Очень.
Со времени последнего чтения прошло не менее десяти лет (больше, чем все время разлуки Энн Эллиот с капитаном Уэнтвортом). Роман, и прежде любимый, нисколько не потерял своего очарования. Как оказалось, помню его довольно хорошо, немного удивила лишь миссис Смит. Все же они с Энн были раньше близки, и как, зная о моральной нечистоплотности м-ра Эллиота, не только не предостеречь подругу, а попытаться воспользоваться замужеством Энн для поправления своего финансового положения. Трудно осуждать бедняжку, больную и обедневшую, но все же…
Сейчас, через десять лет снова перечитав роман, могу сказать, что годы лишь придали больше совершенства прекрасной прозе, ничуть не нарушая очарованья.

Первая пересмотренная экранизация, 2007-го с Салли Хоукинс и Рупертом Пенри-Джонсом и раньше мне нравилась, финальный забег по Бату не слишком смущал, надо было режиссеру показать душевное смятение героини и ее желание не упустить свое счастье - как сумел, так и показал. Визуально. Могло быть хуже. Немного больше, чем раньше смущала подчеркнутая некрасивость Энн (ужасная одежда и немытые сальные волосы) при яркой сексуальности. Это давление только что перечитанной книги - еще ярко представляешь девушку, некогда прехорошенькую, а теперь увядшую, а тебе уже показывают отменно некрасивую, но чувственно-сексуальную. К Руперту Пенри-Джонсу претензий нет - как описан он был молодым красавцем, таким и показан, ибо « годы, сгубившие цвет ее юности, его чертам лишь предали возмужалости, ничуть не нарушая очарованья» (с).

Вторая по порядку пересматривания, экранизация 1995-го с Амандой Рут тоже понравилась. Более спокойная, меньше беготни, менее яркая. Аманда Рут очень миленькая, все время напоминала Зилу Кларк в роли Джен Эйр. Киаран Хиндс аки капитан Уэнтворт ужасен (не надо было читать Доводы рассудка перед сном ;о) На постере он еще ничего, в фильме - гораздо хуже. Кудрявый юнош - м-р Эллиот (увы, режиссер так видит!)
Немного мелких придирок - в самом начале фильмов, когда семейство Эллиотов покидает Киллинч-холл, Энн дают указания посетить арендаторов, в версии- 2007 леди Рассел (с какой стати?), а 1997 - сестрица Элизабет (уж ей то и на Энн и на арендаторов наплевать!). В середине фильмов совсем смазан эпизод встречи с мистером Эллиотом в Лайме, очень, по-моему, важный, когда Энн была очень хорошенькая, и капитан Уэнтворт наконец-то увидев ее чужими глазами, увидел именно ее, а не воплощение своих прошлых обид. К сожалению, сейчас не вспомню, в какой версии, капитан Уэнтворт, поняв, в какую ловушку загнал сам себя своим нелепым ухаживанием за Луизой, советуется с другом, который дает совет уносить ноги, в другой экранизации капитан исчезает сам, а ситуация благополучно разрешается сама по себе. Очень жаль, что в экранизации-2007 решили обойтись без сцены разговора Энн с капитаном Харвилом, во время которой капитан Уэнтворт пишет письмо. Мне особенно жаль еще и потому, что эта глава - последнее, что написала Джейн Остин. В своей жизни. К счастью, в варианте 1995-го эта сцена есть. Нелепую концовку 2007-го не ругал только ленивый, не буду про «бег по Бату», только что же случилось с Киллинч-холлом? Капитан Уэнтворт каким-то чудом его купил или просто на время переснял у адмирала Крофта ? К чести обеих экранизаций миссис Смит пытается предостеречь Энн от погибельного замужества, в версии 2007 даже бегая парализованной по Бату (ну, там все бегают!)
Еще немного поворчу. Наверно не надо было перечитывать книгу! В этом замечательном романе, кроме любовной линии главных героев есть еще и их окружение - с юмором, любовью, иронией, злой иронией и сарказмом описанные леди Рассел, сэр Уолтер, сестрицы Элизабет и Мэри, миссис Клэй, семейство Мазгроув с барышнями Генриеттой и Луизой, капитаны, адмирал и миссис Крофт. В обеих экранизациях же это просто какой-то малоразличимый фон, мне требовались специальные усилия различить между собой Элизабет и миссис Клей и выделить в общей толпе леди Рассел. Кроме такой визуальной неразличимости, они лишены и своеобразия характеров и авторского к ним отношения.
Но это все так - придирки (я предупреждала!) Посмотрела же я все две с удовольствием, не скажу, какая версия понравилась больше (у каждого свои недостатки ! (с))
Мой девиз «Больше экранизаций хороших и разных»!
И еще надежда, что этот прекрасный роман дождется своей экранизации, подобной «Гордости и предубеждению» 1995 и «Разуму и чувствам» с Эммой Томпсон.

За прошедшие десять лет в "Доводах рассудка"-2007 Салли Хоукинс стала еще более некрасивой, очарование красавчика Руперта Пенри-Джонса совсем ушло, забег по Бату просто "испанский стыд" какой-то и снова так и не поняла, что же с Киллинч-холлом?
Зато в "Доводах рассудка"-1995 неожиданно понравился Киаран Хиндс аки капитан Уэнтворт - за десять лет ирисковые вкусы изменились в сторону большей мужественности, а концовка в своей нелепости спорит с забегом по Бату-2007 (действие перенесли в 1815 год, когда узурпатор бежал с острова Эльба и, после мобилизации офицеров запаса, Энн с капитаном Уэнтвортом на корабле уплывают вдаль (не иначе как на войну с Наполеоном).
Общая визуальная неразличимость персонажей, на которую я жаловалась десять лет назад, теперь не досаждала, может быть из-за только что перечитанного романа они как фонариком оказались подсвечены авторским взглядом.
И наконец, почему я стараюсь не пересматривать некогда любимое кино.
эти две экранизации, которые десять лет назад при всех их недостатках все же нравились и которые смотрела все же с удовольствием, сейчас показались слишком на серьезных щах, а в отсутствие авторской иронии и злого сарказма они просто скучные.





Доводы рассудка / Persuasion (2022)
- американский художественный фильм, пятая экранизация одноименного романа. Режиссером стала Кэрри Крэкнелл (для нее это дебют в кино), сценарий написали Рон Басс и Элис Виктория Уинслоу.
В ролях: Дакота Джонсон, Космо Джарвис, Ричард Э. Грант, Иоланда Кеттл, Джордан Лонг, Саймон Пэйсли Дэй, Никки Амука-Бёрд, Лидия Роуз Бьюли, Агни Скотт, Стюарт Скудамор



Как разговаривать с бывшими на вечеринках
Незаслуженно обруганная критиками экранизация романа Джейн Остин

«Доводы рассудка» - последний роман Джейн Остин, который хоть и признан классикой, но не получил и толики славы и любви «Гордости и предубеждения» или «Эммы». Поэтому культовой экранизации, которую бы пересматривали, вытирая слезы ажурным платочком, книге так и не досталось (или, наоборот, из-за того что: сложно установить верно причинно-следственную связь). Хотя «Доводы рассудка» по природе своей приветливы к кинематографистам - и из-за компактного формата, и из-за живописных красот прибрежной Великобритании.

Фильм театральной постановщицы Кэри Крэкнелл не отходит далеко от текста: «лишняя» сестра в благопристойном семействе Эллиотов Энн (Дакота Джонсон) когда-то была влюблена, что поразительно - взаимно, но счастливый брак не состоялся. Ближайшая поверенная семьи и подруга покойной маменьки леди Рассел (Никки Амука-Берд) отговорила юную особу от неудачной партии. Уэнтворт (Космо Джарвис) обаятелен и учтив, но у моряка есть опасное призвание и нет ни гроша за душой - союз такого толка противоречит всем доводам рассудка. Время рану расставания не залечило, и через восемь лет после разрыва Энн и Фредерик вновь оказываются в одном обществе.
...
«Доводы рассудка» - харизматичная романтическая комедия, которая лишний раз проговаривает, что время идет, а ничего по-настоящему не меняется.



Доводы рассудка-2022. (Не)смотреть?
Как большой любитель книг Джейн Остин и увлеченный зритель экранизаций по ним, «Доводы рассудка» я ждала - пока наивно думала, что это будет новый фильм BBC, и надеялась, что лучше предыдущих.



«Доводы рассудка», часть четвертая: Джейн Остин в эпоху твиттера
В 2020 году было объявлено, что спустя 15 лет после выхода последней экранизации нас ждут сразу два фильма: версия Нетфликса с Дакотой Джонсон и версия Fox с Сарой Снук (примечательно, что обе выбранные актрисы - не британки). Впрочем, вторую вскоре отменили именно из-за боязни студии провалиться с повтором - ведь всем известно, что никакого особенного внимания экранизации Остин у зрителей не вызывают и снимают их на сдачу от Миссии невыполнима, не правда ли.



Маленький ирисковый дисклеймер
Действие кино "по мотивам романа Джейн Остин" перенесено в альтернативный 1814 год альтернативной Англии Вселенной Бриджертонов. В которой король Георг сошел с ума и женился на афробританке Шарлотте (или сначала женился, а потом сошел с ума - альтернативные историки до сих пор спорят), в результате получилось такое альтернативное Регентство, в котором пошли все блохи в ход всевозможные афро из колоний потянулись в Британию, существенно потеснив старую британскую аристократию (подобно Нормандскому завоеванию 1066 в настоящей истории).
Поэтому не удивляйтесь афробританке леди Рассел (прекрасная Никки Амука-Берд), афробританцу мистеру Мазгроуву-старшему с соответственно мулатобританцам Чарльзу с барышнями Мазгроув. При таком славном британском колониальном прошлом немного удивляет отсутствие индибританцев (например, капитан Бенвик мог бы быть индибританцем и в разговорах с Энн о поэзии цитировать Рамаяну на санскрите), зато есть британомалазиец Уолтер Эллиот (Генри Голдинг - англо-малайзийский актер, модель и телеведущий)!

Несколько бессвязных выкриков общих рассуждений по поводу


А раз мы смотрим псевдоисторическую костюмированную мелодраму, то и судить ее надо по другим законам.
Поэтому - Ириске понравилось! помните я говорила, что в определенных пределах допускаю попрание и глумление? Так вот "Доводы рассудка 2022" не попрание и глумление, а - форменный балаган. Который (можете кидать в меня что угодно) по духу ближе к оригинальному роману Джейн Остин, чем две предыдущие скучные экранизации на серьезных щах. Потому что полон и легкой иронии и злого сарказма (потому что Джейн Остин писала не любовные романы, а иронические и саркастические романы нравов (да, с любовной интригой!) хотя в "Доводах рассудка" и написала свою несбывшуюся жизнь, но к Энн относилась достаточно скептически, не очень ее любила, находя "слишком правильной").
Авторы зло посмеялись над всем окружением (все немного слишком, на грани шаржа, но все же ее не переходя), достаточно иронично над самой Энн (о! эта шкатулка с письмами, локоном капитана и... локон гривы его коня! о боги, я люблю это кино!) и легко (просто несколько неловких моментов) над капитаном Уэнтвортом. Все весело, задорно и с огоньком!
Однако, при всей странности кастинга и сценарных решений, сюжет романа не изменился и основные ключевые моменты сохранились (нет разговора про орешек, зато капитан спасает Энн от разбушевавшихся племянников, нет непутевого братца Мазгроувов, зато капитан спасает кита! вырезали миссис Смит (со всеми моими негодованиями по поводу ее поведения), вместо нее м-р Эллиот в разговоре с Энн сам раскрывает свой злодейский план, зато есть письмо! странно, что, при стольких возможностях объясниться в чувствах, которые были у наших героев, потребовалось написать письмо, но разговоры были так неловки, что письмо действительно оказалось необходимо!)
Дакота Джонсон мне нравится, она красивая (и дочка Дона Джонсона, моего любимого "Детектива Нэша Бриджеса"), но для увядшей Энн слишком яркая, наверно потому и прикладывается к бутылке - надо же для большей каноничности несколько снизить градус шарма. Космо Джарвис был бы лучший экранный капитан Уэнтворт, если бы побрился (ну, не нравятся мне небритые мужчины, их вид вызывает гадливое недоумение подобно незастегнутой ширинке, с одной стороны, чего я там не видела, с другой - как-то неприятно)
Кино действительно стильное и красивое, с красивыми британскими пейзажами, морскими купаниями и британским антуражем.
И снова, "Доводы рассудка" - харизматичная романтическая комедия, которая лишний раз проговаривает, что время идет, а ничего по-настоящему не меняется.
А для киноманов щедро раскиданы печеньки и пасхалки с отсылками к предыдущим экранизациям: курятник в Апперкроссе (привет курям ДР-1995 и ГиП-2005), забег Дакоты по Бату (комплимент незабываемым моментам ДР-2007), неожиданная свадьба в финале (намек на предфинал РиЧ-1995 и хэппиэнд ГиП-1995)...

И наконец - кино настолько выбивающееся из рамок канона, настолько не закрывающее тему, что оставляет надежду на новую (и наконец совершенную!) экранизацию.








2023 книжно-сериало-киношное, 2023 прокино

Previous post Next post
Up