Кино зимы 2023 (продолжение) еще три фильма, посмотренных в январе
Исписавшийся драматург в отчаянии берется в сжатые сроки создать шедевр. Комедийный байопик о дедлайнах Сирано. Успеть до премьеры / Edmond - французская трагикомедия режиссера Алексиса Михалика, 2018 год. Экранизация пьесы Михалика «Эдмон», история создания великой романтической пьесы 1897 года «Сирано де Бержерак» о бравом французском кавалере с комически длинным носом. Лента удостоилась двух номинаций на премию «Сезар» - за лучший дизайн костюмов и за лучшую работу художника-постановщика. Декабрь 1897 года, Париж. Неудачливый тридцатилетний драматург Эдмон Ростан (Тома Соливерес) находится в творческом тупике. Уже два года он не может ничего написать. В отчаянии он обещает директору Театра Бенуа Констану Коклену (Оливье Гурме) написать новую смешную пьесу в стихах. Обрадованный патрон назначает дату премьеры. Проблема в том, что у Эдмона пока есть только одно название. Он непременно должен уложиться в сроки, игнорируя капризы актрис, идиотские требования продюсеров, ревность собственной жены, любовные аферы его лучшего друга, и, несмотря на тот факт, что в его успех не верит никто, включая его самого. В ролях: Тома Соливерес, Оливье Гурме, Матильда Сенье, Том Либ, Люси Бужена, Элис де Ланкесэ, Клементин Селарье, Игорь Готсман, Доминик Пинон, Симон Абкарян
Если коротко: Про любовь и муки творчества смешно (из отзывов на Рутрекере), что-то среднее между «Призраком оперы», «Бердменом» и «Влюбленным Шексипром», про Чехова и Станиславского - вот право, испанский стыд (по скромному Ирисковому ИМХО). Если подробнее: Первое лирическое отступление [Spoiler (click to open)]есть несколько великих драматургов - Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Островский в России, Мольер, создавший французский театр и Эдмон Ростан - написавший одну великую пьесу.
очень люблю эту пьесу, с ранней юности, когда увидела ее Ленинградском театре им. Ленинского Комсомола (теперь он называется Балтийский дом) - с прекрасным Петром Гориным в роли Сирано, Татьяной Пилецкой (я еще застала Роксану в ее исполнении, потом эту роль играла красивая Алла Балтер) и переводом В.А. Соловьева, который с тех пор мой любимый перевод (как и перевод В. Смирнова "Муми-троллей").
прекрасное из последней сцены: Сирано (читает). Прощайте. Я умру. Как это просто все! И ново и не ново. Жизнь пронеслась, как на ветру Случайно брошенное слово. Бывает в жизни все, бывает даже смерть... Но надо жить и надо сметь. И если я прошел по спискам неизвестных, Я не обижен... Hy, не довелось... Я помню, как сейчас, один из ваших жестов, Как вы рукой касаетесь волос... Я не увижу вас. И я хочу кричать: -- Любимая, прощай! Любимая! Довольно! Роксана. Как вы читаете? Мне кажется невольно... Сирано. Мне горло душит смерть. Уже пора кончать.... Роксана. Как вы читаете? Сирано. ...Любимая, простите, За жизнь и за любовь, за прерванный покой.... Роксана. Как вы читаете? Сирано. Случайное событье.... Роксана. Как вы читаете? И голос ваш такой Я слышала уже... Сирано. ...Искрясь и потухая, Жизнь теплится еще. Еще я берегу Свое последнее дыханье... В свою последнюю строку... Вы дали мне любовь. Как одинокий марш, Она звучит во мне, и, может быть, за это Навеки будет образ ваш Последним образом поэта.... Роксана. Как вы читаете?
(Тихо приближается, незаметно для него наклоняется, глядя на письмо.)
Сирано. Прощайте, дорогая! Быть может, эти строки пробегая, Когда я буду нем, вы ощутите вновь В моем письме живущую любовь.... Роксана (кладя ему руку на плечо). Как вы читаете? Ведь ночь!.. Уже темно!..
(Он вздрагивает, поворачивается, делает жест испуга, склоняет голову. Молчание.)
и влюбилась в пьесу. Навсегда...
нехитрый поиск в интернете принес Композиция по спектаклю Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола "Сирано де Бержерак" Э.Ростана. Баллада о Сирано (1969)
Если вернуться к нашим баранам к фильму Алексиса Михалика (в оригинале "Edmond". название "Сирано. Успеть до премьеры" придумка наших прокатчиков - то, что понятно каждому французу, для отечественного кинозрителя надо объяснить на пальцах), вымышлено-биографическому фильму о том, как Эдмон Ростан писал свою знаменитую пьесу всех времен и народов. Не знаю из какого сора... для не очень творческой Ириски не очень понятно, как рождаются стихи и великие пьесы (в стихах!) - из одуванчиков, причуд памяти, случайных мгновений, нехватки денег... Алексис Михалик подошел в вопросу просто Эдмон в творческом кризисе, но у него семья и нужны деньги. Знаменитому актеру Констану Коклену тоже нужны деньги, чтобы рассчитаться с кредиторами ему надо до конца года поставить не просто новый спектакль, а новую грандиозную и уморительную пьесу в стихах! Эдмон собирается помочь другу, несмотря на то, что пьеса еще даже не написана. К счастью, в Париже конца XIX века уже есть афрофранцузы! Еще одно небольшое лирическое отступление [Spoiler (click to open)]темнокожий актер Жан-Мишель Марсаль играет владельца кафе Оноре, прототип Аристида Брюана - французского поэта, шансонье и владельца кабаре, известного благодаря афишам Тулуз-Лотрека, на которых он изображен в красном шарфе и черном пальто и своеобразному обращению с посетителями. Над входом кабаре появилась вывеска: «Сюда ходят те, кто любит, чтобы их оскорбляли». Какие там «ваше превосходительство» и «высокочтимые дамы»... «Внимание! - провозглашал Брюан, когда кто-нибудь входил в зал. - Вот идет шлюха. Но не думайте, что это какая-нибудь завалявшаяся девка. Товар первого сорта! Прошу, дорогие дамы, сюда. Рядом с этим одутловатым мистером. Ну вот, все в порядке, вас всего пятнадцать человек на скамье. Потеснитесь, черт побери, еще немножко! А ты, лунатик, садись-ка сюда со своими потаскушками». (отсюда)
Именно афрофранцуз месье Оноре (по задумке авторов) подал идею написать пьесу о Сирано де Бержераке, философе и поэте, гасконце и гвардейце - теперь у будущей пьесы уже есть название! ну а потом все заверте... события жизни просто повторяют сюжет - друг Эдмона, неудачливый актер, влюблен в красивую костюмершу, Эдмон от имени косноязычного друга читает ей стихи под балконом и пишет любовные письма в стихах, девушка влюбляется в автора (воистину, мужчины любят глазами, женщины - ушами) и все, все идет в пьесу... Не знаю, насколько события фильма соответствуют действительности, (как учит нас Википедия) настоящий Эдмон Ростан был весьма обеспечен, а образ эксцентричной костюмерши списан с его настоящей жены-поэтессы Розамунды. То, как пьеса тупо копирует реальность, мне показалось неубедительным и неинтересным, лучше была бы история, скажем, 100-й постановки, - как текст влияет на исполнителей, на их отношения и ... на саму пьесу... что-то вроде "Пращей и стрел" или "Безумных подмостков" - всяко лучше "Влюбленного Шекспира". В любом случае авторы имеют право на фантазию - кино местами забавное, достаточно комплиментарное к французскому классику и неприлично хамское к классикам российским, бегущее за паровозом американских трендов толерантности. Не очень толерантная Ириска все же досмотрела, и правильно сделала - финал получился хорошим (месье Оноре и Сару Бернар оставим на их совести), а финальные титры с перечнем исполнителей и кадрами спектаклей прошлых лет - лучшее, что есть в этом кино.
Смотрите, как они бегут /See How They Run - британо-американский комедийный детектив Тома Джорджа с Сэмом Рокуэллом и Сиршей Ронан в главных ролях, 2022 год. [Spoiler (click to open)]«Мышеловка» - детективная пьеса Агаты Кристи, написанная в 1952 году. Впервые пьеса была поставлена в Вест-Энде Лондона в том же году и успешно идет по сей день. В ноябре 2012 года состоялось 25-тысячное представление пьесы, что является абсолютным рекордом непрерывности постановок. Пьеса знаменита также неожиданной развязкой. В конце каждого спектакля зрителей просят не рассказывать, чем она заканчивается. В 1956 году продюсер спектакля Питер Сондерс продал права на экранизацию пьесы кинокомпании Romulus Films с обычной оговоркой, запрещающей экранизацию ранее, чем через шесть месяцев после последнего спектакля в Лондоне. Поскольку пьеса до сих пор идет на сцене, фильм этой компанией так и не снят. В 2022 "Мышеловке" стукнуло 70 лет! В 1953 году в театре лондонского Вест-Энда отмечается 100-е представление пьесы Агаты Кристи «Мышеловка». Голливудский продюсер Джон Вулф (Рис Шерсмит) собирается поставить по спектаклю полнометражный фильм и нанимает для этого склочного режиссера Лео Коперника (Эдриан Броуди). Тот сначала ругается с артистами и претенциозным сценаристом Мервином (Дэвид Ойелоуо), а потом и вовсе загадочно погибает. Расследовать убийство берется парочка полицейских: угрюмый алкоголик-ветеран Стоппард (Сэм Рокуэлл) и чересчур усердная синефилка Сталкер (Сирша Ронан).
У фильма есть сценарий, бюджет и творческий коллектив. В наше время это уже очень много. Твердый середнячок. Чтобы прыгнуть выше, нужен нерядовой режиссер. Но его убивают еще в начале фильма. Всегда считал, что фразеологизм "See how they run" означает "Вот как надо справляться с делами". Вероятно, ошибался. (из отзывов на Рутрекере)
Фильм достаточно забавный - легкий, стильный, ироничный пародийный детектив. К современным трендам в виде обязательных (особенно в 50-х годах в Англии) афробританцев и представителей нетрадиционных ориентаций Ириска относится с пониманием, иначе фильм бы просто не выпустили на экраны, а так...
Список мистера Малкольма / Mr. Malcolm's List - американская романтическая комедия 2022 года, снятая Эммой Холли Джонс, экранизация одноименного романа Сюзанны Аллен. В ролях: Фрида Пинто, Сопе Дирису, Оливер Джексон-Коэн, Эшли Парк, Заве Эштон и Тео Джеймс Англия, 1818 год. Мистер Малкольм - самый желанный холостяк Лондона. У него 20 тысяч годового дохода, а Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену (с). Джулия Тислуэйт принимает ухаживания мистера Малкольма, сына графа Килбурна и самого завидного жениха Лондона, рассчитывая на выгодный брак. Но она не знает, что к каждой потенциальной невесте у него есть список требований. Узнав о том, что не соответствует всем пунктам, героиня собирается отомстить с помощью Селины Далтон - красивой, но небогатой дочери викария, недавно приехавшей в столицу. По замыслу Джулии, Селина должна влюбить в себя мистера Малкольма, а затем отвергнуть, сказав, что он не соответствует уже ее требованиям. Но план оказывается под угрозой, когда за Селиной начинает ухаживать прекрасный молодой человек Генри, и в этот странный любовный многоугольник вмешивается неловкий лорд Кэссиди...
Романтическая комедия в альтернативном Лондоне Вселенной Бриджертонов (в которой афробританцы захватили мир Англию). "Список мистера Малкольма" радует расовой разнообразностью - афробританцы Сопе Дирису и Заве Эштон, индианка Фрида Пинто, японка Наоко Мори, кореянка Эшли Парк и Тео Джеймс в ужасных усах!
...если коротко, это именно то, что нужно, если вам не понравилась новая экранизация Доводов рассудка (и если понравилась - тоже!), если вы любите Бриджертонов и если вам хочется версию Бриджертонов, которая не фраппирует бабушку... а сюжет можно уместить в две строчки - отвергнутая девушка приглашает к себе пожить подругу детства, надеясь с ее помощью отомстить несостоявшемуся жениху, а получается все предсказуемо совершенно наоборот. И все это в Англии 1818 года.
Во-первых, эта история наполнена прямыми и скрытыми остиновскими цитатами, которые приятно узнавать, причем речь идет и о романах, и о самых известных экранизациях. (Ириска замечает, что история скорее не остиновская (по скромному ирисковому ИМХО, Остин не столько "про любовь", сколько ироничные и саркастичные романы нравов), сюжет "Списка мистера Малкольма" больше напоминает регентские романы Джоржетты Хейер, все о том же, но попроще, такой Остин-лайт). Во-вторых, здешний Лондон так похож на современный: здесь смешались все расы и культуры, здесь комментируют политику, обсуждают кавалеров по ночам за тортиком и запросто ходят в гости совсем в духе современной молодежи, но при этом безупречно одеты, никогда не забывают про перчатки, шляпки и титулы (представьте Clueless, пересаженный обратно в регентство). В-третьих, это просто красиво: постановщица добилась кадра с иллюзией старинной живописи, используя палитру полотен Томаса Гейнсборо и только естественное освещение. Это не так ярко, как те же Бриджертоны, не так пышно, как большинство костюмных драм BBC, но зато стильно и так же уютно, как комедии Ричарда Кёртиса. Ну и перейдем к именам в нашей бальной книжечке: - Фрида Пинто, которой иногда удается быть Элизабет Беннет, а не просто хорошенькой - Оливер Джексон Коэн в комедийной роли всеобщего кузена - Шопи Дирису вполне убедителен как новый мистер Дарси (Ириска возражает! Шопи/Сопе Дирису - полный мискаст и худшее, что есть в этом милом фильме! тут уж Джулии повезло (и вообще не в деньгах счастье, даже если это 20 тысяч фунтов годового дохода!), а бедняжку Селину жалко - ей теперь с этим придурком жить) - Тео Джеймс отлично шутит и флиртует даже в невыносимых усах - Зави Эштон разрешили быть и смешной, и ехидной, и недалекой, и искренней, и она этим пользуется и крадет весь фильм - Эшли Парк в эффектной роли местной «миссис Элтон» - чудные лакей и горничная на заднем плане, живо реагирующие на капризы хозяев british-cinema(Mr. Malcolm's List: новое подражание Джейн Остин) обязательно сходите по ссылке - там много прекрасных фото! еще ссылки: Mr. Malcolm's List: съемки, Mr. Malcolm's List: трейлер
Лирическое отступление [Spoiler (click to open)]не получив мистера Малькольма (что и к лучшему, ибо ничем, кроме годового дохода и завышенных требований, этот джентльмен не отличился) исполнительница роли Джулии Зави Эштон (37-летняя британская театральная актриса и драматург) получила главный приз - любимчика российских фанатов фильмов Marvel, лучшего Локи всех времен и народов, 41-летнего Тома Хиддлстона. Пара вместе с 2019 года, когда они играли в спектакле "Предательство", в 2022 году обручились и осенью прошлого года стали родителями. Кто такая Зави Эштон: 7 фактов о невесте Тома Хиддлстона