Среди летних сериалов оказалось и немного отечественного кино разных лет: старые добрые телеспектакли, российское постперестроечное кино (которое Ириска то зарекается смотреть, то снова жует этот кактус), и, наконец, новинка встающего с колен российского кинематографа.
Месяц в деревне (ТВ, 1983) - спектакль Московского драматического театра на Малой Бронной по одноименной пьесе И. С. Тургенева, поставленный в 1977 году Анатолием Эфросом. Спектакль был записан для телевидения в 1983 году. Сыну богатых помещиков, Натальи Петровны и Аркадия Сергеича Ислаевых, нанимают молодого учителя Беляева. Вскоре Наталья Петровна понимает, что влюблена в него... В спектакле звучит музыка из произведений Моцарта и Россини В ролях: Ольга Яковлева, Исаак Кастрель, Анна Каменкова, Иван Шабалтас, Леонид Броневой, Альбина Матвеева, Олег Вавилов, Мария Андрианова, Кирилл Глазунов
Неожиданно, к стыду своему, когда уже писала отзыв на чудесный фильм Веры Глаголевой "Две женщины", обнаружила, что Анатолий Эфрос ставил "Месяц в деревне" в театре на Малой Бронной (сто лет назад! тогда даже такие театралки как мы с мамой его пропустили, или его не привозили в Питер?), а в 1983 году спектакль был записан для телевидения и до сих пор доступен на торрентах. Посмотрела. Эфрос, конечно, гений, а Ольга Яковлева, его любимая актриса, прекрасна до слез. а остальное... обыкновенно. Леонид Броневой как вошел в образ папаши Мюллера, так из него и не вышел, сценография может быть для своего времени и была революционной, а сейчас кажется странной - декорации в виде металлических конструкций (образовывающих дом и окрестности), по которым прыгают персонажи, придумал 23-летний художник Дмитрий Крымов, сын Эфроса, работавший в театре первый год - тот случай, когда на детях гения природа отдыхает. И еще раз убедилась (к величайшему своему сожалению), что спектакли надо смотреть живьем в театрах - самые лучшие записи и самые удачные крупные планы не дают того волшебного ощущения присутствия и причастности, о котором еще Белинский написал в знаменитой статье "Любите ли вы театр" [Spoiler (click to open)]"...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?. . О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!. . Вы здесь живете не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви.. . Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?... О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!.. "
На этом Ириска прекращает дозволенные речи.
Тургенев написал непростую пьесу. Легче всего из нее сделать пикантную, не лишенную приятности драму из жизни замужней дамы, ненароком влюбившейся в молоденького студента, - тут сладким может оказаться все, включая жгучие переживания. Это нередко так и играют - сладко до приторности. Но недаром Тургенева традиция отечественной драматургии объявляет едва ли не первым мастером подтекста. "Месяц в деревне" не слезливый дамский роман, а хроника катастрофы. Вместо «графини, которая изменившимся лицом бежит пруду», там героиня в отчаянии наблюдает распад собственной личности. Ольга Яковлева в спектакле Эфроса сыграла ужас утраты интеллигентности... (с) С погодой повезло «Это тема возраста женщины, может быть, страха, что время ее прошло, что жизнь со всеми ее страстями, муками, сильной радостью принадлежит не ей уже, а другим, тем, кто моложе. Ее же удел - этот скучный покой. И вот отчаянный бросок в надежде вернуть себе прошлое и познать, что такое иная любовь», - писал Эфрос. (с)«Месяц в деревне». Как Эфрос поставил «самую скучную» комедию Тургенева И конечно, пока живы те, кто видел «Месяц в деревне» в Театре на Малой Бронной, они никогда не забудут финал великого спектакля Эфроса. Когда под сверкающую музыку Моцарта из 40-й симфонии на подмостки выходили рабочие сцены в своих спецовках и начинали деловито разбирать декорацию. Ту самую беседку-карусель, где страдала, металась и умирала от любви Наталья Петровна Ольги Яковлевой. Ей даже будет позволено какое-то время постоять на сцене, чтобы своими глазами увидеть, как рушится на глазах последняя иллюзия, этот ее железный замок, годный теперь только в утиль. А потом у нее из рук осторожно заберут и воздушного змея, которого она прижимала к груди, - и все, что связывало ее с театром, с любовью, с этим «месяцем в деревне», исчезнет. Она останется совсем одна на пустой сцене. Наедине с Моцартом и своим прошлым. «Музыка играет так весело… И так хочется знать, зачем живем, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать». (с)Соло для скрипки. Посвящается Ольге Яковлевой
Объявлен розыск (ТВ, 1981) - телеспектакль в 2-х частях режиссера Глеба Селянина, 1981 год. Снят по повести Николая Леонова "Инюрколлегия разыскивает". В Ленинграде и области происходит несколько крупных ограблений, но преступник не оставляет следов. И когда администратор пансионата "Отдых" неожиданно получает в наследство крупную денежную сумму, милиция решает устроить преступнику ловушку, считая, что мимо таких денег тот не пройдет. В пансионат прибывает сотрудник уголовного розыска, и вскоре становится ясно, что неуловимый преступник - один из отдыхающих в пансионате... В ролях: Наталья Данилова, Юрий Демич, Виктор Костецкий, Владимир Особик, Виталий Юшков, Алексей Ян В телеспектакле во второплановых ролях снялись реальные сотрудники прокуратуры и суда - государственный обвинитель, прокурор Кировского района города Ленинграда, старший советник юстиции Ю. Т. Лунин и судья, член Ленинградского областного суда С. Г. Сафонова.
Повесть "Инюрколлегия разыскивает" читала сто лет назад (!), в каком-то журнале, чуть ли не Работница (или Сельская молодежь?), телеспектакль смотрела тоже очень давно и помню, что очень нравилось. Сейчас пересмотрела (зачем? ведь зарекалась пересматривать некогда любимое) и неожиданно с удовольствием. Старый-добрый теплый-ламповый телеспектакль Ленинградского ТВ, на котором тогда умели делать хорошие вещи. Увлекательный герметичный детектив в стиле Агаты Кристи (Николай Леонов кроме эпопеи про сыщика Гурова писал и просто отличные детективы и прекрасный шпионский /про разведчиков "Вариант Омега"), когда все персонажи налицо и зритель подозревает, что из трех мужчин один точно преступник, другой - сотрудник милиции инкогнито, а чтобы мужчинам было перед кем выделываться - очаровательная Марина, просто отдыхающая в пансионате. По сравнению с повестью финал немного изменили (не буду говорить как, чтобы не лишать не смотревших удовольствия), [положу под спойлер]но именно поэтому приговор преступнику изумил до возмущения: 15 лет за одно ограбление (преступник не оставлял следов и все предыдущие эпизоды были не доказаны, причем ограбление частного лица - хищение социалистической собственности тогда каралось гораздо суровее) и попытку убийства (причем неудавшуюся! и это в те времена, когда за совершенное убийство давали в лучшем (или худшем?) случае до 10 лет). Такая жестокость приговора объясняется в заключительной речи прокурора исключительно тем, что преступник собирался (аки Остап Бендер!) бежать с награбленным за границу, предавая таким образом Родину (да-да! повторяя речь Димы Семицветова из "Берегись автомобиля": Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть! На конституцию!), причем намерение это только приписывалось ему в частном разговоре, вряд ли преступник откровенничал со следствием. Не знаю, может был Глеба Селянина пытали в застенках МВД чем-то заинтересовали, или пригрозили, что без этого заключительного штриха фильму путь только на полку... все может быть, но осадок у меня остался. Кроме увлекательно сюжета, интриги и видов Ленинграда с окрестностями, еще и прекрасные ленинградские актеры - гениальный Владимир Особик, очень милая Наталья Данилова, Виктор Костецкий (в 1991-м он сыграет Керенского в "Осечке") и Юрий Демич.
Барышня крестьянка - российский художественный фильм режиссера Алексея Сахарова, 1995 год. снят по мотивам повестей «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах» А.С. Пушкина. В соседское имение приезжает молодой барин. Лиза хочет познакомиться с красавцем, но их отцы не общаются, давно затаив обиду друг на друга. Девушка, зная о том, что молодой барин любит по утрам объезжать лес, переодевается в крестьянское платье и рано утром, прихватив лукошко, идет в лес... В ролях: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлев, Василий Лановой, Екатерина Редникова, Людмила Артемьева, Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова, Вадим Захарченко, Елена Котихина
"Барышню-крестьянку" любила мама, я, когда показывали по ТВ (потом я для мамы записала на видео) мимо пробегала, поэтому кино и прошло мимо меня. Вспомнили его этим летом - нам перепала домашняя самогонка и (в процессе распития) спутник мой вспомнил, как Куравлев с Лановым пробовали домашние наливочки. я подумала, что все может быть и не так плохо, как я думала... короче, мы посмотрели! Теперь даже не знаю, что хуже - российское постперестроечное кино с чернухой и безнадегой, после которого разве что удавиться, или российское постперестроечное кино залитое сахарным сиропом, в котором даже топиться противно. Сюжета очаровательной повести на полный метр не хватило и прекрасный пушкинский текст дополнили убогими диалогами и ненужными сценами, легкость пушкинского стиля украсили красивой Кориковой-ню, деревянным Щербиной с усами и (милыми сердцам спонсоров?) эротическими сценами, а нежная ирония Нашего Всего куда-то пропала (улетела и не обещала вернуться...) Малая отрада разве что старики Леонид Куравлев с Василием Лановым (да! как они пробовали домашние наливочки - старая школа!) и смешная гувернантка мисс Жаксон - молодая Людмила Артемьева.
Майор Гром: Чумной Доктор (2021) Честный полицейский ловит мстителя в маске, убивающего коррупционеров. Супергеройское кино по комиксу Bubble - российский супергеройский фильм режиссера Олега Трофима, основанный на серии одноименных комиксов российского издательства Bubble Comics. Второй в серии фильмов по комиксам Bubble и первый полнометражный фильмм по мотивам российских комиксов. До этого студия выпустила короткометражку "Майор Гром", которая выступила «пробой пера» перед более масштабным полнометражным проектом. Действие происходит в Санкт-Петербурге, а сюжет повествует о майоре полиции Игоре Громе, который преследует убийцу-линчевателя в маске чумного доктора. Премьерный показ "Майора Грома" состоялся в Санкт-Петербурге 25 марта 2021 года. Майор полиции Игорь Гром известен всему Санкт-Петербургу пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность - это делает майора Грома идеальным полицейским. Но все резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора. Заявив, что его город «болен чумой беззакония», он принимается за «лечение», убивая людей, которые в свое время при помощи денег и влияния избежали наказания. Общество взбудоражено. Полиция бессильна. Игорь впервые сталкивается с трудностями в расследовании, от итогов которого может зависеть судьба всего города... В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Михаил Евланов, Юрий Насонов, Олег Чугунов, Антон Богданов
Не являясь ни фанатом, ни просто зрителем супергеройских фильмов Marvel, "Майора Грома" посмотрела из любопытства и для повышения образованности. Любопытство удовлетворила вполне - вот оно, российское кино встающее с колен! Что из чего пошло и что у кого украдено - не мне судить, потом что, опять же - не зритель Marvel. Снято действительно красиво (но сейчас такие времена, что только ленивый не "снимает красиво"), художники, операторы и мастера компьютерных спецэффектов явно постарались. Ириска порадовалась, что живет в таком красивом городе - виды построенного Петром города смотрятся прекрасно и зрелищно контрастируют с трущобами (бывших улиц Шкапина и Розенштейна?). Начальные титры под кавер Виктора Цоя "Мы ждем перемен" тоже хорошие. На этом все хорошее быстро заканчивается, действие катится по шаблону: представление персонажей, появление злодея, намечающиеся конфликты, противостояние одиночки, временное поражение, немудреный сюжетный твист, новое противостояние теперь уже с помощью друзей, окончательная победа Добра над Злом и сцена после титров - это законы жанра и не Ириске их судить. Майор Игорь Гром как Главный Протагонист - его мало того, что лишили внятной предыстории и дальнейшего супергеройского становления, ему явно не подвезли харизмы, заменив ее шаурмой (непонятно, в чьем воспаленном воображении шаурма стала, наряду с Медным Всадником, символом города?). С антагонистом интереснее - Чтобы Антагонист-Злодей (создатель сети без цензуры Вместе и мультимиллионер с обостренным чувством справедливости, такой Дуров на минималках (с) случайно не вызвал неправильной симпатии, ему добавили трудного детства, а потом и окончательно демонизировали - как оказалось, его личная борьба со злом только злодейская подготовка дестабилизации и последующего госпереворота. Основной месседж (по скромному Ирисковому ИМХО) - в опасности самосуда, свободы слова и всяких там революций, а не подконтрольные властям социальные сети обязательно должны ассоциироваться с выжившими из ума террористами. [и еще ]Потому что от борьбы с коррупцией один шаг до свержения конституционного строя. Таков уж этот строй и его основа. Оно вам надо? Уж лучше в бандиты податься. Они хоть и уголовники, но в тяжелый для Родины момент займут нужную сторону. Фантастика! Симбиоз силовиков и бандитов на страже государственных интересов - ну где такое видано? Хотя постойте-ка... (с) Что еще.. ах, да. Актерская игра уже традиционно плоха, да и со сведением звука надо что-то делать - утомительно все время держать руку на пульсе пульте, убавляя-прибавляя громкость.