Просто зима. Книги зимы

Dec 28, 2020 18:14

Немного фэнтезятинки (за наводку спасибо френдессе delerje, немного детектива от моих любимых дам и спин-офф самой знаменитой отечественной детективной саги нашего времени.

Алиса Дорн "Институт моих кошмаров"
Институт моих кошмаров. Здесь водятся драконы
Сначала все было хорошо. Я подала документы на поступление в пять вузов и стала ждать ответа. И он пришел. Из шестого. В который я ничего не посылала... Так я попала в ГООУПиОАатСДиРН, университет, словно созданный из моих ночных кошмаров. Здесь учеба превращается в игру на выживание, компьютерный вирус может призвать Ктулху, вашим соседом по комнате окажется вампир или оборотень, а еще... здесь водятся драконы.
Обычная провинциальная девушка Наташа, дожившая до семнадцати лет в твердой уверенности, что в мире нет чудес, поступает в очень странный институт магии, находящийся вне времени и пространства, а пытаясь из него выступить, понимает, что назад хода нет. Как оказалось, магия действительно существует и маги живут среди нас обычных людей, но чтобы и маги не особо борзели, и обычные люди магов не сильно обижали, некогда между ними был заключен Договор, по которому все, обладающие магическими способностями, обязаны (под страхом смерти) учиться и уметь сдерживать свои магические порывы.
Весь первый том не верящая в магию Наташа живет с соседкой вампиршей, дружит с потомственным магом-артефактором, пытаясь вспомнить, что же произошло на вступительной вечеринке, просит помощи у мары, как-то учится (выбор изучаемых дисциплин простирается от истории искусств до астрофизики - не только магии, магии как таковой там не очень-то учат, алхимии, социологии и [гендерным исследованиям]Одной из характерных черт ГООУ была непредсказуемость педагогического процесса. Даже на совершенно обычных и скучных предметах вроде гендерных исследований никогда нельзя было предположить, что нас ожидало. Когда я вошла в класс, Карин успела разделить доску пополам и теперь заполняла ее цитатами. Слева было написано: «Если ты любишь своего убийцу - выбора нет. Нельзя бежать, нельзя сражаться». Справа: «Я не птица, и никакие сети не удержат меня, я свободное человеческое существо, с независимой волей, которая теперь требует, чтобы я вас покинула». Глубокомысленно… - Итак, - радостно потерла руки преподавательница, когда все собрались, - сегодня мы поговорим о современной героине, а также о прогрессе (или регрессе, тут уж вы решайте) женского образа, совершенном за последние два века. Одна из этих фраз принадлежит персонажу романа, опубликованного в тысяча восемьсот сорок седьмом году, девушке, влюбившейся в человека сложного характера, тяжелого прошлого и гораздо более высокого положения в обществе, чем у нее самой. По поводу последнего можно сказать, что на протяжении большей части книги она зависит от главного героя. Другую произнесла современная независимая девушка, образ которой, по словам автора, был вдохновлен характером героини из первого примера. Она и станет предметом нашего сегодняшнего обсуждения. Кто мне скажет, какая из цитат относится к кому?), подрабатывает в редакции студенческой газеты, пытается отбиться от двух демонов и влюбляется в третьего, встречается вообще с совсем другим, спасает маленького дракончика...

Институт моих кошмаров. Адские каникулы
Когда от отчаяния хочется бежать, куда глаза глядят, стоит все-таки смотреть на дорогу. Иначе можно оказаться в Аду, где неспешно текут огненные реки, а стеклянные шпили небоскребов пронзают полные пепла небеса. Опасность поджидает здесь на каждом шагу, шансы на возвращение минимальны, и дружба с демоном уже не поможет. Да и друг ли он? Ясно одно: в этом странном мире правда принимает самые причудливые очертания.
Ко второму тому Наташа смирилась со своим положением поняла, что магия существует, продолжала учиться, а пытаясь спасти любимого демона Диза, побывала в Аду и познакомилась с его родственниками...

Институт моих кошмаров. Никаких демонов
Когда-нибудь у меня будет нормальная жизнь. Я буду ходить на скучные лекции вместо того, чтобы изучать проклятия и рисовать пентаграммы. Найду нормальную работу взамен службы на побегушках у полубезумного Ворона. Влюблюсь в того, кто сможет ответить мне взаимностью. Никакого ГООУПиОАатСДиРН. Никаких Охотников с их смертельно опасными тайнами. Никаких демонов. Когда-нибудь у меня будет нормальная жизнь... Но не сегодня.
В третьей книге Наташа сначала расстанется, а потом снова воссоединится с демоном Дизом, попадет на практику в тот самый "Хантерес", поддерживающий равновесие в мире (т.е. следящий, чтобы маги не очень злоупотребляли своими магическими способностями), поучаствует в раскрытии преступлений и раскроет тайну своего происхождения. Детектива-детектива, немного про любовь и (вот право, буквально!) Deus ex machina.

В результате получилась вполне годная смесь "Vita Nostra", "Сумерек" и "Школы в Кармартене", с умеренно бесящей героиней (сначала она сильно раздражала своей тупостью, потом утомляла страдашками, к концу трилогии то ли я к ней как-то притерпелась, то ли она все же взялась за ум), очень харизматичным не умеющим любить демоном Дизом, интересными персонажами с психологическими переподвывертами и общей сумасшедшей атмосферой. Немного утомительно затянуто, местами слишком многословно, но без этого книга бы потеряла в эмоциональности.

Сыщик и канарейка
У всего есть две стороны. У города. У дара. У человека. Тихий провинциальный Гетценбург преображается под покровом ночи. Дар становится самым страшным проклятием. А люди... Блестящий хирург. Детектив полиции. Взбалмошная аристократка. У каждого из них свои секреты. И своя темная сторона.
Стимпанк в альтернативном мире, в котором у жителей есть "души" - своего рода тотемные покровители, дающие определенные способности-таланты и внешние признаки - рога у "быков", вертикальные зрачки у "змей", перышки в волосах у "канареек". Есть и не имеющие тотема "бездушники" (в былые времена несчастных уничтожали, сейчас же прогресс и они даже не ущемлены в гражданских правах).
Кроме этого фантдопущения - нечто вроде Британской Империи конца XIX века, ведущей колониальные войны. С одной из них возвращается покалеченный Доктор "змей", не имея возможности работать по специальности, он читает лекции в университете и приятельствует с "бездушником" Сыщиком. Три детективные истории, связанные общими героями и примкнувшей к ним барышней "канарейкой". Детективные истории не очень интересные, но фактура занятная, а некоторая неопределенность отношений сыщика и канарейки предполагает продолжение.






Татьяна Устинова "Пояс Ориона"
Снова старые знакомцы (в "Серьге Артемиды" все три поколения - мама, дочка и бабушка нашли свое женское счастье). Сценаристка Тонечка счастлива с мужем-продюсером Германом... пока не поехала за любимым в город Нижний Новгород, где тому очень надо встретиться со старым другом. Встреча старых друзей закончилась (кто бы сомневался!) большой попойкой, а наутро в доме друга разгром, все залито кровью, молодая жена друга бесследно пропала, друга забирают в ментовку... И хотя Тонечка подозревает инсценировку (вот что значит опытный сценарист!), муж что-то подозрительно недоговаривает...
Снова не столько детектив, сколько любовная история с немудреным авантюрным сюжетом (хотя будут и старинная реликвия, и братки из 90-х, и внешняя разведка). Я люблю Татьяну Устинову, мне нравится, когда встретившись на фоне убийства (похищения, поиска чего-то интересного) герои вдруг влюбляются и бросаются друг на друга в порыве страсти. или, как сейчас, уже вроде бы муж и жена и все равно, в порыве страсти...
А еще есть замечательная собачечка породы пражский крысарик.

Татьяна Устинова "Камея из Ватикана"
Роман времен пандемии и самоизоляции.
Сценаристка Тонечка (вместе с пасынком Родионом и собачечкой породы пражский крысарик) бегут из ковидной Москвы и самоизолируются в провинциальном городке Дождеве, где у продюсера Германа есть старый родительский дом.
Однажды утром погибает соседка, которую все за глаза звали "старой княгиней". И еще из Москвы в соседний дом приезжает Саша Шумакова и теперь она вместе с Тонечкой пытается дознаться, от чего умерла "старая княгиня", которая умирать вовсе не собиралась...
А поскольку это роман Татьяны Устиновой (и с Тонечкой уже все ясно) теперь любовь (и порывы страсти!) обретет Саша.
Афанасия Никитина и его "Хожение за три моря" оставим на совести автора (или его корректоров, они, наверно, только кино смотрели).

Елена Михалкова "Прежде чем иволга пропоет"
Ей обещали, что это тихое место. Ей обещали, что она спокойно отдохнет. Карелия. Озеро. Благоустроенные коттеджи. Всего десять туристов. На золотом крыльце сидели: Лжец, Беглец, Охотник, Убийца, Жертва. Ее не предупредили только об одном: придется выбрать, кем ты будешь.
К этой очаровательной аннотации и добавить-то нечего - все есть и ничего лишнего.
Разве что, что это очередное расследование Макара Илюшина и Сергея Бабкина. Почти герметичный детектив с манияком в прекрасных карельских локациях. мелкие придирки - слишком рано обозначенный манияк (когда ясно "почему" и вопрос уже не в том "кто", а - "как"), слишком длинная и откровенно скушная история Динки (может быть потому, что Ириска не зачитывалась в детстве Асеевой), слишком хитрый план Мюллера Макара Илюшина, спасенный лишь явлением сразу двух Deus ex machina. Но все равно - все живо, увлекательно, сопереживательно и... хорошо кончается.

Борис Акунин "Просто Маса"
Книга №28, спин-офф (или сиквел?) фандоринской саги.
После окончательной (?) гибели Эраста Петровича (поистине благородная смерть благородного мужа, да и сколько можно выжимать Барсика), его верный помощник Масахиро Сибата благородным ронином (раз уж не сделал сеппуку) возвращается на родину, собираясь открыть частное детективное агентство. Возвращается как раз в момент знаменитого землетрясения 1923 года, разрушившего Иокогаму и обнаруживает, что Япония очень сильно изменилась за время странствий своего блудного сына - и осталась вечно неизменной. На руинах Маса начинает первое свое японское дело - поиск похищенной якудза девочки, а через два года он, уже владелец детективного агентства, правда не очень преуспевающего, пытается отыскать национальную реликвию, похищенную из охраняемого банковского хранилища. По ходу поисков Масу ожидают невероятные потрясения, невероятные приключения, невероятные женщины и невероятные открытия.
Все хорошо, насколько может быть хорошо без Эраста Петровича - много японского (или псевдояпонского? Ириска не японист, чтобы разбираться, дурит нас господин Акунин или там все действительно так) колорита, очень любопытный пролог, посвященный триумфу и печальному концу благородного вора Тацумасы, забавные русские, что красные, что белые, таинственная роковая женщина - то ли лисица кицунэ, то ли просто кошка, которая ходит сама по себе, тайна рождения самого Масы... Детективные сюжеты не очень интересные, вся эта этнография для неспециалиста, но что прочитала - не жалею, если еще будет - еще почитаю, хотя... я скучаю по Эрасту Петровичу...





2020 крылья ноги и хвосты

Previous post Next post
Up