Крылья ноги и хвосты. В мае Ирисковая самоизоляция все еще продолжалась, сидела, никого не трогала, примус починяла. Для разнообразия ощущений и ощущения полноты жизни между аглицкими криминальными сериалами, японскими аниме и корейскими дорамами пересматривала старое кино. Еще несколько фильмов, некогда смотренных и до лучших времен лежащих на старом ноуте.
Поговорим о сексе (Speaking of Sex) - канадо-американо-французский романтический комедийный фильм 2001 года, снятый Джоном МакНотоном. В ролях: Джеймс Спейдер, Билл Мюррэй, Мелора Уолтерс, Лара Флинн Бойл, Кэтрин О'Хара, Джей Мор, Харт Бокнер В попытках вернуть былую страсть или, как минимум, сохранить брак, Мелинда обращается к психоаналитику. На свою беду она попадает на трижды разведенную специалистку по семейным проблемам доктора Эмили, которая перенаправляет ее к специалисту по депрессиям доктору Клинку, в свою очередь находящемуся в глубокой депрессии. Увлекшись терапией, кое-кто из них потерял над собой контроль... вспыхивает страсть, а затем и скандал, дело доходит до суда и многомиллионных исков... Очень смешная и на удивление не пошлая комедия. С восхитительным Джеймсом Спейдером, пародирующим свой образ секс-идола, уморительным Биллом Мюрреем в роли зверюги-адвоката и успешно вошедшей в роль влюбленной стервы Ларой Флинн Бойл. Думала - пересмотрю и сотру, но посмотрела и снова оставила до лучших времен, а то, мало ли, мысли грустные ко мне придут, а под рукой ни шампанского, ни Женитьбы Фигаро...
Интимные сцены (Sex Is Comedy) - "Sex Is Comedy" (Секс - это комедия) в русском прокате перевели как "Интимные сцены" - франко-португальская комедия / мелодрама 2002 года, сценарий и постановка Катрин Брейя. В ролях: Анн Парийо, Грегуар Колен, Роксана Мескида, Эшли Уэннингер, Доминик Колладан и др. Режиссер Жанна, известная своим смелым взглядом на секс, снимает фильм о любви. Но вскоре съемки откровенных интимных сцен превращаются в пытку: погода портится, огромный искусственный член отваливается, Актер холоден и скован, а Актриса и вовсе не знает, что нужно делать... Через некоторое время в свете софитов и в тени уютных декораций разгораются скандалы и страсти, способные свести с ума даже бывалого киномана. Но целеустремленная Жанна не унывает, она добьется желанного результата любыми, даже самыми экстремальными средствами! "Когда б вы знали, из какого сора"..., или: "Из пустоты, из ничего, из сумасбродства моего вдруг проступает чей-то лик... И обретает цвет и звук, и плоть и страсть", или, еще лучше: "Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил, /Из какой-то там фантазии, которой он служил /А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь /А чего с ней церемониться, чего ее беречь"... Да, все уже сказано и написано до нас, и из этих одуванчиков, деревяшек и страсти сделано прекрасное кино "Интимные сцены". Фильм о фильме, легкий, немного ироничный, местами смешной, местами проникающий и поджигающий душу (и действительно, чего ее жалеть). Смотрела его несколько лет назад, тогда понравилось, сейчас пересмотрела и понравилось еще больше.
Короткие встречи - художественный фильм-мелодрама, снятый в 1967 году Кирой Муратовой по совместному с Леонидом Жуховицким сценарию. Первый самостоятельный фильм Киры Муратовой. В ролях: Кира Муратова, Нина Русланова, Владимир Высоцкий, Александр Глазырин, Светлана Немоляева Я люблю Киру Муратову, еще с тех "старых-добрых-времен", считаю ее одним из лучших режиссеров ХХ века, и единственной в постперестроечном ХХI. В июне 2018-го в память о ней устроила себе небольшую ретроспективу, пересмотрела любимые ее фильмы (те, что не вгоняют в хтоническую тоску - "Перемену участи", "Настройщика", "Увлечения", "Познавая белый свет", "Вечное возвращение") и... оставила себе на память только "Короткие встречи". Уже не помню, сколько раз смотрела, и сколько раз менялось отношение к героям и их отношениям - от "достался тебе, дуре, Высоцкий, так цени - сиди и смотри" до "в конце-концов - у меня тоже работа, которую я могу и умею". Сейчас, пересмотрев в очередной раз, "что ж - она хочет стабильность, он хочет в пампасы и никто не хочет уступать и поступаться, вместе им тяжело, врозь скушно. Такие дела". Что я надумаю после следующего пересмотра - поживем, посмотрим.
Миссис Харрис едет в Париж (Mrs. 'Arris Goes to Paris) - американская мелодрама режиссера Энтони Пуллен Шоу, 1992 год. В дубляже Первого канала фильм назывался "Платье". Энтони Пуллен Шоу снял в этом удивительном фильме свою мать Анджелу Лэнсбери, сыгравшую одну из своих лучших ролей. В ролях: Анджела Лэнсбери, Дайана Ригг, Лотер Блюто, Джон Сэвидент, Лила Кэй, Тамара Горски, Омар Шариф Пожилая англичанка Ада Харрис, увидев однажды платье от Кристиана Диора, решила, что она обязательно должна иметь такое. Небогатой миссис Харрис для исполнения своей мечты пришлось перейти в режим жесткой экономии и, накопив требуемую сумму, Ада отправилась в Париж. Где, впрочем, обнаружила, что диоровское платье не так легко купить, даже если имеешь деньги. Но мечта не терпит преград... Много лет назад мы с мамой с большим удовольствием смотрели это кино по телевизору (тогда оно называлось "Платье" и поэтому потом мне долго не удавалось его найти). А когда по телевизору стали показывать "Она написала убийство" с Анджелой Лэнсбери в роли Джессики Флетчер, вспомнили и кино, и милую старушку, поехавшую в Париж то ли за платьем, то ли за мечтой и, пока в Доме Диор ей шили платье, устроившей счастье пары молодых людей и одного немолодого маркиза.
Призрак едет на Запад (The Ghost Goes West /Fantome a vendre) - английский художественный фильм великого французского кинорежиссера Рене Клера, 1935 год. Романтико-мистическая комедия, экранизация рассказа Эрика Киоуэна "Сэр Тристан едет на Запад". В ролях: Роберт Донат, Джин Паркер, Юджин Поллет, Эльза Ланчестер, Ралф Банкер, Патриция Хиллиард, Эверли Грегг, Мортон Селтен История, начавшаяся в далеком XVIII веке, когда легкомысленный Мердок Глоури, отпрыск шотландского рода Глоури, отправившийся на войну с англичанами и (совершенно случайно!) увлекшись очередной сельской красоткой, нелепо гибнет подорвавшись на бомбе. После такого позора Мердок никак не может присоединиться к своим предкам на небесах пока не поставит на колени кого-либо из семейства МакЛегенов и не вырвет признание что "один Глоури справится с пятидесятью МакЛегенами". Прошли века... Вконец разорившийся Дональд Глоури пытается продать обветшавший родовой замок, но являющееся каждую полночь привидение предка отпугивает потенциальных покупателей. К счастью, старинный шотландский замок приглянулся Пегги Мартин, дочери богатого американского бизнесмена, и Пегги уговаривает своего отца его купить. Замок разбирают по кирпичику и, погрузив на корабль, перевозят во Флориду. Вместе с замком отправляется и призрак, а между Дональдом и Пегги завязываются романтические отношения... Дональда и Мердока сыграл британский актер Роберт Донат (позже, в 1939 году он получит Оскара за роль в фильме "До свидания мистер Чипс", обойдя Кларка Гэйбла в "Унесенных ветром"). И еще о призраках - в 1942 году Рене Клер, перебравшись в Америку (!), снимет еще одну очаровательную комедию, мистическую фантазию "Я женился на ведьме", а, вернувшись после войны во Францию, в 1949 году - "Красоту дьявола" с Жераром Филипом. "Призрак едет на Запад" мы с мамой смотрели еще (сто лет назад!) в Кинематографе в ДК Кирова на ВО (там же и тогда мы смотрели и "Я женился на ведьме"), потом, уже в наши времена, когда его показали по ТВ, записали на видео и временами, как мысли грустные придут, пересматривали.
Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice) - американский фильм 1940 года американского кинорежиссера Роберта З. Леонарда, сценарий британского писателя и философа Олдоса Хаксли и Джейн Мерфин по мотивам одноименного романа Джейн Остин. Оскар-1941 за лучшую работу художника-постановщика (ч/б). В ролях: Лоуренс Оливье, Грир Гарсон, Мэри Баланд, Эдна Мэй Оливер, Морин О'Салливан, Энн Рутерфорд, Фрида Айнскорт, Эдмунд Гуэнн Описание: Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той или другой соседской дочки. Предыстория: Замахнулись на Джейн нашу Остин американцы еще в 1936 году, когда Ирвинг Тальберг собрался экранизировать самый знаменитый ее роман "Гордость и предубеждение" с Кларком Гейблом и Нормой Ширер в главных ролях. К сожалению, вскоре Тальберг умер, в 1939 году MGM назначила режиссером Джорджа Кьюкора и переиграла каст, заменив Кларка Гейбла Робертом Донатом. К еще большему сожалению, в сентябре 1939 года в Европе началась война, Джордж Кьюкор был в конечном счете заменен Робертом З. Леонардом, Роберт Донат - Лоуренсом Оливье, а, вместо предлагаемой Кьюкором Вивьен Ли, роль Элизабет Беннет сыграла Грир Гарсон (я сначала думала, Вивьен Ли заменили на Грир Гарсон потому что в экранизации британской классики получалось слишком много британских звезд, но оказалось, что Грир Гарсон тоже британка, театральная актриса, игравшая с самим Лоуренсом Оливье, а потом переехавшая в Голливуд и ставшая одной из главных звезд MGM 1940-х годов (в 1939 году она сыграла вместе с Робертом Донатом в фильме "До свидания мистер Чипс" и была номинирована на Оскар, но ее обошла Вивьен Ли в "Унесённых ветром"). На этом Ириска прекращает дозволенные речи небольшой экскурс в историю кинематографа, какими могли бы быть "Гордость и предубеждения" от Джорджа Кьюкора с Робертом Донатом и Вивьен Ли нам не дано узнать.
Получилось же весьма забавное кино, такое "Джейн Остин по-американски" с очень красивыми костюмами (не иначе, как оставшимися от "Унесенных ветром" - что добру пропадать!), немного перекроенным сюжетом и переписанными диалогами. История (даром что сценарий писал британец!), рассказанная американцами для американцев, не воспроизведение Остин, а дружески-ироничное прочтение. От блестящего ироничного и саркастичного романа нравов (от Первых впечатлений до Гордости и предубеждений) осталась интересная лавстори, которую создатели сумели уложить в полтора часа экранного времени без существенных потерь сюжета и общего смысла оригинала. Некоторое отступление от первоисточника свелось к трансформации мистера Коллинза из пастора в библиотекаря леди Кэтрин - в 1940-х в Америке уже начинался "Кодекс Хейса" и с оскорблениями чувств верующих было строго, и в явлении леди Кэтрин в финале (сюпри-и-из!). Но! мало того, что они обошлись без камина в Розингс-Парке, Самое же главное (Ириска негодуе!) - не было Пемберли! Вообще! Если еще как-то можно представить (с трудом, но можно) Розингс-Парк без камина, то вы можете себе представить "Гордость и предубеждения" без Пемберли! Даже не того Пемберли, в котором мокрый Колин Ферт мистер Дарси выходил из пруда, а хотя бы того, в котором [все началось...]- Лиззи, родная, постарайся удержаться от шуток. Нам с тобой нужно поговорить очень серьезно. Расскажи мне сейчас же все, чего я не знаю. Ты давно его любишь? - Это росло во мне так постепенно, что я сама не могу сказать, когда это началось. Пожалуй, однако, началом можно считать тот день, когда я впервые увидела его восхитительное поместье в Дербишире...(С) Представили? так вот, в ГиП-1940 никакого Пемберли нет! Единственное, что может их простить - в Европе уже бушевала Вторая мировая война, и на то, чтобы разобрать по кирпичику и перевести в Голливуд старинное английское поместье, у MGM не хватило бюджета. Грир Гарсон мне очень понравилась, она живая, смелая и очень милая, Лоуренс Оливье очень на своем месте, такой напыщенный самоуверенный гордец, к своей досаде сраженный чувствами. Еще немного: [Еще немного]... модифицированная ситуация Беатриче и Бенедикта. Герои сразу понравились друг другу и изначально ясно что они будут вместе. Остен именно потому и предтеча критических реалистов (Диккенса, и в особенности Теккерея), что ей интересен не только конечный результат, а весь процесс, который к результату привел. Не деньги и не положение в обществе разделяют героев, а необходимость соответствовать установленным этими деньгами и положением условностями. Элизабет обижает (но и забавляет одновременно) даже не гордость Дарси, а его нежелание смотреть на людей внимательно, если хотите догматизм. и первое предложение она отвергает, причем яростно, из-за того что любовь подана, как благодеяние, а ей подачек даже вполне щедрых не надо. Дарси же напротив сбит с толку. Вся его система ценностей поколеблена. Он видит не просто красивую или умную девушку, он видит человека который который ему интересен, но видит там где по его мнению этого быть не может. И ему приходится по нескольку раз взвешивать не ошибся ли он, не является ли его интерес самообманом. И в данном фильме это все есть. (с)
[И еще:]Оказалось, что это - можно. Перенести действие в другое время, кое-что поменять во второстепенных персонажах, смягчить, - и на выходе не потерять самого главного - автора. Остались Дарси и Элизабет - умные, гордые, предубежденные и - готовые меняться. Их диалоги, как полагается, напоминали шахматную партию, а не фехтование или бокс. Оба успешно существовали в общепринятых рамках, но ухитрялись великолепно надерзить, изящно "послать", искренне восхититься... Высший пилотаж, увы, недоступный последней версии (2005г), на мой взгляд. Элизабет в исполнении Гарсон прекрасна. Она, быть может, чуть более светская, нежели в первоисточнике. Такая, словно высший свет Лондона ее уже хорошенько научил вести эти остроумные беседы с подтекстом, договаривая все глазами. И ладно, пусть! Хороша! Следующий букет симпатий от меня супругам Беннет. Мамаша умнее своего книжного двойника, папаша добрее своего, однако, комическая составляющая не пострадала. А пара стала смотреться еще симпатичнее. Шутки, быть может, и не Остеновские, скорее, Марктвеновские:) Но Джейн бы, думаю, понравились. "Бесприданницы! Несчастные создание! (м-с Беннет)- Да, нужно было их утопить.(м-р Беннет) - Спасибо, папа, что вы меня не утопили, мне очень нравится жить."(Лиззи) А мое любимое, с придыханием и пафосом - "Мы с вашим отцом полюбили друг-друга в грозу!". Моя первая ассоциация в ответ была - "Ну, а потом ему уже некуда было деваться."(с) Так что - очень хороший фильм, сохранивший блеск и изящество оригинала, добавивший от себя добродушия и щедрости. Смотреть и вспоминать в плохом настроении, дабы его резко повысить.
Много лет назад (в конце 90-х?) мы с мамой смотрели ГиП-1940 по тк Культура, тогда показывали раскрашенную версию, которую мы записали на видео. Теперь эта пленка лежит где-то на антресолях, а на торрентах доступен только оригинальный (оскароносный!) ч/б вариант. И уже несколько лет я собиралась смотреть его в новогоднюю ночь, потому что - Оливье! а может быть лучше Оливье в новогоднюю ночь, а ГиП-1940 - один из очень немногих фильмов, в которых Оливье мне нравится. UPD: очаровательное (из Вики)