Случай (Przypadek)

Apr 17, 2018 12:48

Тематическая кинорулетка №18
"Кино морального беспокойства"

Это направление польского киноискусства захватывает очень короткий промежуток времени - с 1976 по 1981 годы. Точка отсчета - 1975 год, когда режиссеры Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси выступили на кинофоруме в Гданьске, обвинив власти в подавлении творческой свободы кинематографистов и их стремления обсуждать социально-политические проблемы. Манифест Вайды и Занусси спровоцировал развитие нового направления, которое режиссер Януш Киёвский назвал "кино морального беспокойства". Последний год существования "кино морального беспокойства" - 1981 год, когда в Польше было введено военное положение.
Подробности можно узнать у altereos, организатора и вдохновителя всех наших кинорулеток Тематическая кинорулетка №18. "Кино морального беспокойства"
И вот тут Ириска с удивлением обнаружила, как мало она, оказывается, знала про моральное беспокойство) считая, что моральное беспокойство начинается тогда, когда уже есть что поесть и во что одеться, когда на смену трудностям послевоенного времени приходят относительное житейское благополучие и душевные томления, когда на смену неореализму приходят "Ночь", "Приключение" и "Затмение" Микеланджело Антониони, а Марлен Хуциев после "Весны на Заречной улице" снимает "Июльский дождь".
С польским же "моральным беспокойством" вопрос скорее формулировок, если судить по Человекам из мрамора и железа Анджея Вайды и Одинокой женщине Агнешки Холланд (которые я видела) да и остальным фильмам из списка (которые не смотрела, но, судя по описаниям и отзывам остальных участников нашей рулетки) направление скорее можно назвать "кино общественно-политического беспокойства, негодования и осуждения"
Мне с выбором рулетки повезло - один из первых игровых фильмов Кшиштофа Кеслёвского, бывшего кинодокументалиста, мостик к его знаменитой "Цветной трилогии", которую Ириска после своего позорного провала в игре 100к1 (а еще киноманка ;о) с удовольствием пересмотрела в прошлом году.

Случай (Przypadek)
- художественный фильм польского режиссера Кшиштофа Кеслёвского. Съемки были завершены в 1981 году, однако по цензурным соображениям фильм выпустили на экран лишь шесть лет спустя.
В ролях: Богуслав Линда, Тадеуш Ломницкий, Збигнев Запасевич, Богуслава Павелец, Мажена Трыбала, Яцек Борковский, Яцек Сас-Ухрыновский, Адам Ференци, Зыгмунт Хюбнер, Ирена Бырская, Стефания Ивиньская
Описание: В фильме автор проигрывает три различных варианта биографии своего героя - все события картины рассматриваются как бы в сослагательном наклонении: что было бы, если бы его судьба сложилась именно так, а не иначе.





"Случай" - фильм о душевном томлении, исканиях и моральном беспокойстве героя, который весь такой "внезапный, такая противоречивый весь..." и аллегорически показывает, что могло бы случится, если бы он... (прием достаточно известный в мировой литературе и кинематографе, особенно хорошо окученный в сьянс-фикшн).
Начинается фильм драматически - с раззявленного рта и отчаянного крика, после чего куда-то волочат окровавленный труп и уже ясно, что добром ничто не кончится. Потом следует нарезка флешбеков из предыдущей жизни героя, недоучившегося медика, после смерти отца потерявшего веру в свое призвание и пытающегося уехать из Лодзи в Варшаву - эта попытка и стала той точкой бифуркации - дальше весь фильм герой ищет себя в разных реалиях социалистической Польши второй половины 70-х годов и с разными женщинами.
Каждый вариант судьбы начинается с попытки успеть на поезд и заканчивается неудачной попыткой улететь в Париж.
В первом варианте Витек в самый последний момент успевает догнать поезд, в поезде знакомится с бывшим узником польского Гулага и пытается найти себя в роли мелкого партийного функционера.
Во втором Витек не успевает догнать поезд, в сердцах дерется с контролером и попадает в полицию, где знакомится с молодым оппозиционером и ищет себя уже в молодежной Солидарности, этот образ совмещен с духовными исканиями героя и неудачным поиском Бога.
И наконец Вариант №3 - Витек снова не успевает на поезд, остается в Лодзе, кончает медицинский, женится и ведет жизнь обывателя и неподписанта, пытающегося сохранить какую-то порядочность. и этот, казалось бы самый благополучный выбор героя, оказывается в конце и самым фатальным. не знаю, был ли это осознанный ход постановщика или просто так получилось. не знаю.
А фильм получился отличным, совсем неоднозначным и на удивление не устаревшим, поскольку, вообще-то, о вечном.





Сам пан Кшиштоф пишет о Случае:
Не знаю, почему в литературе нет добросовестного описания Польши 70-х - ведь она могла бы сделать это лучше, чем кино. Мне кажется, что самое полное описание этого времени дал именно кинематограф. Но в конце 70-х я понял, что этот процесс имеет свои границы, которых мы с коллегами уже достигли, - дальше идти некуда и незачем.
В результате подобных размышлений возник «Случай» - фильм уже не о внешнем, а скорее о внутреннем мире - о силах, управляющих человеческой судьбой, толкающих человека в ту или иную сторону... Все мы ежедневно оказываемся перед каким-то выбором, который может определить всю нашу дальнейшую жизнь. Обычно мы даже не отдаем себе в этом отчета, - по сути, мы никогда не знаем, от какой случайности зависит наша судьба: место в социальной группе, профессиональная карьера, работа. В эмоциональной сфере мы обладаем гораздо большей свободой, а в общественной зависим скорее от случайности. Есть вещи, которые происходят с нами потому, что мы родились именно такими, какие есть, с такими генами. Об этом я думал, работая над «Случаем». Герой фильма Витек остается порядочным в любой ситуации - даже вступая с партию. Поняв, что против воли совершил подлость, он находит в себе силы взбунтоваться и не изменить себе. (отсюда)

Раннеперестроечный клип Аквариума продолжает паровозную тему.

image Click to view


2018 год : по новым данным разведки мы воевали сами со собой

под катом можно посмотреть скриншоты,
почитать (если пойти по ссылкам) покадровый разбор фильма и очень интересный анализ всех ситуаций.
Кстати, если мой скромный отзыв натолкнет на просмотр, то советую посмотреть фильм два раза - первый раз следишь за сюжетом, зато на втором просмотре открывается много чрезвычайно любопытных нюансов.
Общий вывод по рулетке - общественно-политические реалии приходят и уходят и вместе с ними безнадежно устаревают посвященные им фильмы (и где теперь социалистическая Польша, а также очень достойный польский кинематограф тех времен, спущен ли он в унитаз подобно великому советскому кинематографу или польские кинематографисты в условиях изменившегося общественного строя и творческой свободы снимают исключительно шедевры?), моральное же беспокойство остается с нами всегда.
На этом Ириска прекращает дозволенные речи. Смотрите кино.

раз,










два,










три.










http://krzysztof-kieslowski-about-myself.blogspot.ru/2007/08/1981-przypadek-blind-chance.html
http://kieslowski-blind-chance-przypadek.blogspot.ru/2011/06/blog-post.html
http://kieslowski-blind-chance-przypadek.blogspot.ru/2011/06/przypadek-1.html
http://kieslowski-blind-chance-przypadek.blogspot.ru/2011/06/przypadek-2.html
http://kieslowski-blind-chance-przypadek.blogspot.ru/2011/06/przypadek-3.html
http://kieslowski-blind-chance-przypadek.blogspot.ru/2011/06/about-blind-chance.html

кинорулетка

Previous post Next post
Up