О прекрасном или как я читала книгу для детей и подростков о фотографии

Mar 31, 2014 16:35

выступаю в непривычной для себя жанре развернутой рецензии.
На книгу Елены Счастливой "Фотография для детей и подростков"



Хочу сказать, что (вот редкий случай!) я лично знаю автора книги и мне это скорее мешает, чем помогает, потому как страшно - в вдруг что не то напишу, что не так повлияет на творческую натуру?
Но здесь не очень страшно. Потому как ругать я не намерена, а намерена хвалить, и за дело.

Во-первых мне понравилось оформление страниц.
Это не линейный и скучный набор, когда ты идешь только по предписанной линии. Здесь скорее журнальный принцип верстки.

Воздух на страницах, выноски, списки, «самые главные советы», игра разными шрифтами, разные фоны. Несмотря на обилие всего-всего, единый стиль сохраняется, все это не смотрится набросанной кучей, как это иногда бывает.
Радует качество бумаги.

Да. я кинестетик, мне жутко важно, чтобы было приятно брать в руки, трогать, прикасаться.
Вот здесь - приятно. Бумага глянцевая, белая, с обратной стороны ничего не просвечивает.

О плохом -
- переплет раскрывается не очень широко, поэтому просто положить книгу и читать не получится, надо придерживать странички, они стремятся закрыться.
Но, поскольку нет фото, сверстанных на весь разворот, это не слишком большой недостаток, скорее неудобство.

Во-вторых, содержание.
Открывается книга введением о вдохновении.



Вот единственный случай, когда я с автором категорически не согласна.
Как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение приходит во время работы. А поиски вдохновения в расслаблении и теплой ванне приводят к страшной болезни нашего века прокрастинации.
(вот и написание этой рецензии я пару недель откладывала. Не было вдохновения :-)

Так что я за мотивацию, за «подними задницу и делай» и за то, чтобы искать удовольствие в самом процессе. Мне кажется, именно об этом стоит написать во вступлении.
Или добавить пару - тройку примеров того, что можно сделать и без вдохновения, чтобы втянуться и просто начать.

Но, опять же подчеркну, это один из немногих моментов, когда я с автором не согласна.

В остальном книга мне очень понравилась.
Она понятная, наглядная и вовлекающая.
После каждой главы руки просто тянутся попробовать сделать что-либо из того, чему посвящена глава.

Вот еще пример разворота, который прям требует - сделай!:


О собственных страхах:
Я фотографический дебилоид. Хотя после нескольких лет практики я уже научилась видеть недостатки в снимках своего мужа :-)
Больше всего я бегу от всяких «выдержка столько, диафрагма столько», потому как точно знаю, что этого я ни в жизнь не запомню.
К моему счастью, цифры и соотношения вынесены в самые последние главы. К тому же там дано очень понятно и красивое объяснение тому, как соотносятся между собой диафрагма, выдержка и светочувствительность.
Думаю, объяснение будет понятно даже детям. Для которых, собственно и книга.

О том, чего мне в книге не хватило:

Мне не хватило вступительно-разъяснительной главы.

Я довольно много читаю бизнес-литературы и вижу, что это вообще отличие зарубежной и русскоязычной обучающей литературы. Автор из Америки, например, в первой вступительной главе как бы дублирует содержимое, рассказывает о том, каким образом будет строится повествование, почему была выбрана именно такая логика.
Справедливо считается, что, следовать за учителем проще, если ты понимаешь общую логику движения.
Например, в случае этой книги это бы звучало примерно так: Начнем с натюрморта, его снимать легче всего. Потренировавшись на съемках недвижной натуры, тебе, читатель, легче будет двигаться дальше».

Мне не хватало примеров. Понимаю, что тогда книга выросла бы в 2-3 раза, но честное слово, оно бы того стоило!
Например, в главе о ракурсе - один и тот же пейзаж или портрет с разными вариантами ракурса и объяснением, что мы выигрываем и что теряем в каждом случае, что изменилось.

Мне не хватало заданий в конце главы, типа «а теперь сделай так или так». Конечно, с заданиями книга больше бы напомнила учебник, что, наверно, не прибавило бы ей очарования в глазах детей школьного возраста. Но, еще раз повторюсь, это мой взгляд.

Еще несколько мелких замечаний
- данные о режиме съемок указаны только у нескольких снимков в конце книги. А они очень желательны на всех, особенно после того, как понятие о выдержке уже введено.
- Замечательный пример в подглавке о ретуши, когда снимки подписаны и разъяснено, что слишком заретушировано, а что недостаточно. Вот очень не хватает таких же подписей в тех случаях, когда приводится сравнение.
Например, при сравнении в подглавке «резкость и яркость»нет подписи и приходится гадать - второй снимок пример удачной обработки или неестественных цветов? Возможно, мастерам фотографии это понятно без слов, но эта книга для те, кто только учится.

Но, еще раз- эта книга будет действительно удачным приобретением для начинающих фотографов.
Например, я планирую подсунуть её младшей дочке уже года через три. Восемь лет - замечательный возраст, чтобы начать снимать.
и, может к этому времени уже будет новое, улучшенное и дополненное издание, в котором автор учтет пожелания читателей :-))

делюсь впечатлениями

Previous post Next post
Up