Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Jan 11, 2020 13:58

https://4brain.ru/blog/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B4%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
Кто-то читает 10 книг в год, кто-то 50, кто-то еще больше. Однако мы все понимаем одну простую истину: важно качество информации и уровень ее понимания. Чтобы поощрять критическое чтение, нужно научиться задавать правильные вопросы. Это поможет осознанно отнестись к книге и вынести из нее намного больше.

В нашей статье речь пойдет о художественной литературе, однако при большом желании вопросы можно переделать и использовать для прочтения профессиональной.

Почему это так важно?
Чтение книг - элемент обучения, саморазвития, один из самых полезных способов времяпровождения. Из каждой книги необходимо получать максимум. Глубокое понимание невероятно важно, потому что персонажи и диалоги могут со временем забыться, а суть останется.

Долорес Дуркин в 1979 г. провела исследование и выяснила, что подавляющее большинство преподавателей и учителей задают вопросы только по окончанию прочтения книги, и очень редко - до и во время. Дальнейшее изучение показало, что ситуация со временем стала не намного лучше.

Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:

Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
Умение делать предположения
Научиться создавать связи и ассоциации
Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
Оценивать качество текста
Пересматривать ключевые моменты в тексте
Понимать, как можно использовать информацию в будущем
Вопросы «до»
Вы выбрали интересную книгу, устроились поудобнее и готовы читать. Но прежде задайте пару вопросов, чтобы это помогло более осознанно воспринимать текст:

Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
О чем будет книга? Почему я так думаю?
Это реальная или вымышленная история?
Зачем я читаю это?
Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
Какие предположения я могу сделать?
Вопросы «во время»
Делайте несколько пауз во время чтения. Задайте себе несколько вопросов о главе, которую читаете:

Что я понял из прочитанного?
Какова основная идея?
Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
Как поступит персонаж? Почему?
Какие эмоции испытывает персонаж?
Как бы я поступили на его месте?
Случалось ли нечто подобное со мной?
Опишите прочитанное своими словами.
Нужно ли запоминать этот текст? Почему?
Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:

Какие предположения были верными?
Какова основная идея на самом деле?
Вопросы «после»
На каком уровне понимания текста я находился? Нет ли более глубокого смысла?
Какие вопросы автор ставил перед самим собой и как отвечал на них?
Каковы были намерения автора или он полностью попытался отстраниться от намерений и своей точки зрения?
На все ли поставленные свои вопросы автор ответил или некоторые ответы были неполными?
Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
Можете ли вы рассказать историю своими словами?
Какие события были наиболее важными?
Все эти вопросы помогут не просто прочесть книгу, а извлечь из нее большую пользу.

Если вы учитель
Главная ваша обязанность как учителя - вовлечь учеников (студентов) в разговор и выяснить, что они думают о книге.

Почему автор поместил героев в это место и время?
Почему автор начал историю именно так?
Почему автор закончил историю именно так?
Какие бы вопросы вы задали автору?
Данный подход можно использовать при изучении:

Художественной литературы
Науки
Математики
Писательского мастерства
Социальных наук
Вопросы вы можете придумывать сами. Главное - относиться сознательно к тексту. Прочтите лучше меньше книг, зато прочувствуйте их как можно глубже.

Желаем вам удачи!
Previous post
Up