Сакартвело'12 - 9. Сололаки. Intermedium: церковь Вознесения Господня

Jan 08, 2013 14:04

Ну, или это не она. На самой церкви я не прочитала - мне было очень жарко, а потом было не до этого. Я нашла название в каком-то левом интернет-источнике - надеюсь, тбилисцы поправят, если это не так.
Церковь оказалась как раз вовремя - уставши от подъема вверх, мы изнывали от жары. Ну и, кроме того, я до невозможного люблю современную грузинскую роспись. Благо нашелся человек, который разрешил снимать (обычно бывает проблема - когда приходишь между службами и нет священника, больше никто не решается разрешать, и снимать, с другой стороны, тоже без разрешения нельзя - вот и маешься в пустом храме, где 2-3 человека ставят свечку и кто-нибудь из прихода бдит из притвора).
Возле храма томилось какое-то количество нарядно одетого народу. Сразу стало понятно, что дело идет к свадьбе.







































Церковь окружена приличным глухим заборчиком - ее невозможно снять со стороны улицы, а внутри не хватает расстояния - слишком близко находятся врата.



Конха, алтарь, икона празднику и венчальные венцы



Венцы поближе. По идее, с височных долей обоих венцов должны свисать жемчужные (или какие другие красивые) нити - у мужчины они просто висят, у невесты соединяются на лбу и под подбородком. 



Спас в Силах


Юра так устал, что встать не может.



Левая стена, нижний ярус. Согласно классической программе росписи, посвящена святым женам и девам.
Святые Нино, Саломея Уджамрская, Перожавра Сивнийская, Шушаник. 



Правая стена, нижний ярус.
Святые грузинские цари: Вахтанг Горгасали, Давид Агмашенебели (Строитель), Димитрий Тавдадебули (Самопожертвователь), а последнего я не расшифровала - даже на ум не приходит, кто бы это мог быть с буквой Ф посреди имени



Левая стена центрального нефа. Воскресение Господне. Кроме Христа, Адама и Евы изображены библейские цари Давид и Соломон и Иоанн Предтеча.



Над ним, с переходом на свод. Вознесение (нижняя часть композиции - восклицающие апостолы и разъясняющий ангел).



Распятие. правая стена центрального нефа.



Западная стена (где у нас пишется Страшный суд). Вмч. Георгий, пронзающий змея, и скачущие ему навстречу воины-мученики Шалва, Бидзина и Элизбар 



Правая часть центрального нефа. Преображение.



Над ним - Рождество Христово.



Преподобные сирийские отцы (правая стена) Антоний Маркопский и Давид Гареджийский



Слева от них царь-монах Дамиан-Димитрий (который написал гимн Шен хар венахи - Ты если Лоза) и прп. Савва Освященный - святой негрузинского происхождения (сириец), но чрезвычайно почитаемый в Грузии, потому что в его Лавре на Черной горе в Сирии подвизалась многочисленная (несколько сотен человек) грузинская община. 



Крещение. Левая часть центрального нефа.



В сводах правого и левого нефов содержатся замечательные росписи святых градов. Я сняла только правый - в левом было слишком темно. Это, как мне кажется, Тбилиси 






А это, наверное, Мцхета. А может быть, все наоборот.






Ну и так, разные общие виды. Хочется снять каждую деталь - но куда там.



В глубине, западная стена левого нефа. Конечно же, это святые царь Мириан и царица Нана, при которых была Крещена Восточная Грузия.



Западная стена и свод центрального нефа. Вознесение. Христос в мандорле, возносимый ангелами. И луч солнца золотого :) 
Чем хорошо быть верующим - почти в каждом храме в любой стране чувствуешь себя как дома. Приходишь, как в убежище, как в посольство. Не потому что снаружи что-то грозит и т. д. Просто радость узнавания своего, покой и умиротворение, чувство защищенности и родности.



Свод центрального нефа. Другая сторона Вознесения - с Пресвятой Богородицей и апостолами.  Под ним - Распятие.



Иконы. Андрей Первозванный, проповедавший в Грузии. Как ни странно. Вначале я признала в нем пророка Илию, потом решила, что это Иоанн Богослов, или состаренные евангелисты Лука или Марк



Иоанн Предтеча - всегда узнаваемый образ, в любой христианской Церкви :)



Это Анна Кашинская. Я не поклонник такой живописи, но пощу икону сюда в ознакомительных целях. Грузины особо почитают некоторых русских святых - одну-две русские иконы всегда можно встретить в грузинском храме.  



Великомученица царица Кетеван



Прп. Давид Гареджийский



Фрагмент Распятия. Мне нравится выражение лица молодого воина: Что же мы наделали? А каково личико бородатого фарисея?



Барельефы с изображением архангелов Михаила и Гавриила, фланкирующих вход в церковь.






В ожидании невесты. Мне кудрявый мальчик очень понравился - его и снимала :)


Саму невесту я не запечатлела. Хотя она была в роскошном и каком-то очень эффектном платье (по-моему, даже в красном). Она подъехала на шикарном белом открытом лимузине. Сверху выруливала старенькая машина, за рулем которой сидела дама средних лет, которая недавно научилась водить. Улицы-то узкие здесь. Чтобы развернуться лимузину и выгрузить у церкви невесту, ему нужно было проехать вверх по улице. А у дамы, которая недавно научилась водить, с задним ходом что-то не сложилось, и она долго, краснея и обливаясь потом, пыталась пристроить свою старушку куда-нибудь вбок, чтобы проехал лимузин. Вся свадьба стала орать на нее матом (включая и невесту - ну, она не матом, но очень визгливо) - огромные такие здоровые бородатые мужики побежали к даме - я думала, бить будут. Она вся вжалась, а они стояли над машиной и орали и махали руками. Я расстроилась и не стала снимать ни ее, ни ее платье. 

ГПЦ, Тбилиси, Сакартвело, иконопись, фотки, детки-конфетки

Previous post Next post
Up