Сложно сказать о Самебе что-то новое или показать что-нибудь необычное. Все там были. Все, кто был в Тбилиси. Главная святыня, монастырь, центр духовной жизни и т. д
( Read more... )
Так и знала, что мимо не пройдете :). На самом деле это достаточно канонично - изображать ктитора (а он, несомненно, ктитор Самебы) в ктиторском ряду на западной или близко от западной стороны стене храма. И рядом святые, да. И ведь, заметьте, это просто портрет, который висит внизу, в холле, если так можно сказать - даже не фреска. Если бы в православии не было такой традиции, мы бы не знали, как выглядит добрая половина исторических лиц, которых изображали в ктиторском ряду в тот момент, когда они не были еще канонизированы. Цари, князья, знать, католикосы-патриархи. Сейчас, когда традиции утеряны - конечно, странно такое видеть. Здесь нимб мне не понравился, а вот поза оранта достаточно каноническая. И то, что портреты висят в церквах, для которых Святейший не ктитор, мне тоже видеть непривычно. Хотя это не мое дело. Осудить всегда проще. Может быть, грузины вообще чтят его как ктитора всея Грузии - поскольку при нем началось активное восстановление храмов. В иконе (или картине?), на которую Вы дали первую ссылку, нехорошо он помещен в центре, а святые по бокам, то есть он заменяет собой Христа в дейсисном ряду. Ктитор должен быть изображен коленнопреклоненным или в позе дейсиса где-нибудь сбоку или снизу, обращенным к святым. Тут, согласна, некрасиво. Мне совсем не нравится. Картина со второй ссылки - это же картина, что с нее взять. По крайней мере, там он не сияет и, поскольку изображен на фоне Самебы, тоже вполне уместен как ктитор.
Здесь нимб мне не понравился, а вот поза оранта достаточно каноническая. И то, что портреты висят в церквах, для которых Святейший не ктитор, мне тоже видеть непривычно. Хотя это не мое дело. Осудить всегда проще. Может быть, грузины вообще чтят его как ктитора всея Грузии - поскольку при нем началось активное восстановление храмов.
В иконе (или картине?), на которую Вы дали первую ссылку, нехорошо он помещен в центре, а святые по бокам, то есть он заменяет собой Христа в дейсисном ряду. Ктитор должен быть изображен коленнопреклоненным или в позе дейсиса где-нибудь сбоку или снизу, обращенным к святым. Тут, согласна, некрасиво. Мне совсем не нравится.
Картина со второй ссылки - это же картина, что с нее взять. По крайней мере, там он не сияет и, поскольку изображен на фоне Самебы, тоже вполне уместен как ктитор.
Reply
Leave a comment