Прокатившись по Белоруссии с востока на запад, я поняла, что расстояния тут аховые. По логике вещей, из Бреста до Минска следовало бы ехать ночным поездом, потому что если тратить на это день, весь день на дорогу и уйдет - ничего не посмотришь. Поэтому я решила остановиться на ночлег не доезжая до Минска, а именно - в СтОлбцах (70 км от столицы), и заодно посмотреть расположенные недалеко от него Мир и Несвиж - замечательные срендневековые замки Радзивилов. Ехали из Бреста очень долго. Мало того что путь неблизкий - ок. 260 км, так еще и электричка идет не торопясь, да еще и в БарАновичах стояла часа 2. Дети, конечно, ходили ходуном. Жара, духота - благо народу было мало, можно было целиком занять купе и вытянуть ноги. Сколько ехали - уже не помню. Часов 5 или 6.
Пока доехали до СтОлбцев, пока разместились в гостинице, пока сходили на вокзал и прикинули, что ни до каких Мира и Несвижа нам на общественном транспорте до глубокого вечера не доехать, было уже часа 4. Взяли таксиста. думала сначала, что поспею и туда, и туда - но потом поняла, что реально посмотреть только что-нибудь одно. И выбрала Мир, потому что он более симпатичный с виду.
МИР
Очень симпатичный, не правда ли?
Однако симпатичный Мир был доверху наполнен туристами. Более того, внутренние покои были закрыты - экспозиция открылвалась только через месяц или что-то около того. Окинула я внутренний двор - атрий - грустным взглядом, пристроились мы в очередь, чтобы лезть в башню и на баллюстраду, послушали заодно экскурсовода, который как раз в этот момент рассказывал о каком-то скорбном событи, случившемся возле внутреннего колодца, из-за чего его засыпали.
Вот тот самый колодец.
И полезли наверх.
Дети мои очень быстро сообразили, что ни на какой верх им не надо - им надо туда, в озерко, где лошадка купается.
Но поскольку спуститься вне потока все равно не было никакой возможности, я им наобещала кучу всего и еще сверх того, и мы полезли дальше.
Надвратная башня. Колодец опустел - в атрий проникли последние туристы.
Совершенно испанский балкончик.
Алечкунистый хочет жить в таком замке.
Виден действующий костел свт. Николая (1599-1605 гг.).
Наконец спустились и решили обойти кругом. На заднем дворе не было ни души, в том числе и строителей, воздвигавших этот виадук.
К мужесвтеннам стенам замка, как мухи на пахлаву, самозабвенно лепились невесты.
Для омовения в водах озера мы решили отойти подальше, дабы не удручать завистливового взора сгорающих от жары туристов.
Часовня-усыпальница Святополк-Мирских (1904 г.). Но до нее мы не дошли, потому что возникло сразу несколько непредвиденных обстоятельств.
Во-первых, мы увидели табличку, грозно оповещающую, что купаться тут воспрещено. Во-вторых, утратив стимул, дети мои наотрез отказались продвигаться дальше. Юра плюхнулся в траву и сделал мутные глаза - и я испугалась, разумеется, что сейчас моего мальчика хватит солнечный удар. Алька же поскидывала с себя сандалии и ринулась омыть ножки. "Если мне кто-то скажет, что я купаюсь, я тоже скажу ему, что они тут изеваются!" - грозно пообещала она мне, едва я открыла рот.
Ну, а мне что осталвалось. Села в тенек под сосенки - вечно голодного Юрку покормить и воду поснимать.
То же самое - но солнце зашло за тучку и на минуту стих ветер.
Когда шли обратно на вечерний автобус, опять пробирались сковзь неунывающих невест.
Непарадный Мирский замок.
Троицкая церковь (1533-1550 гг.).
СТОЛБЦЫ
Это надо не знать моих детей, чтобы не догадаться, что, едва мы сели в автобус, они сразу же заявили, что намерены искупаться где-нибудь в Столбцах. Мне было предложено достать карту и посмотреть, где есть речка или озеро.
Я обнаружила тоненькую ниточку с названием Няманя или что-то типа того (не могу сейчас уточнить - карты нет под рукой). Пока ехали, я все размышлаля об этой Нямане, которая брала свое начала гд-ето тут же недалеок, и все более во мне гнездилось убеждение, что это не что иное как грозный Неман, который вместе с Одером перешли фашисты 22 июня.
Уточнив у таксиста, можно ли там купаться (да-да, там все купаются; про то, Неман это или не Неман, он точно сказать не смог), мы наконец доехали до воды. Дети сразу сели туда, как два бегемотика (Няманя оказалась на редкость коварной - тощенькая, с пологим травяным противным, прямо говоря, бережком, в середине она развивала такую скорость, что сносило даже взрослых). Погода тоже была гаденькая - на фоне некрасивого и захлебывающегося в своей нерешительности заката проступали мутные сумерки с неизбежными комарами, влажностью, духотой и цапками. Зато порылась в карте и проследила весь непростой путь Немани к Неману, через Прибалтику к Балтике.
Еле вытащила часов уже за 9. Стали съезжаться веселые подпитые люди и стало совсем противно. Мне, конечено - детям-то что, лишь бы в воде сидеть. Все думала о фашистах - какой там Неман, когда они его переходили. Няманя виделась предательской речкой.
Решили пойти к гостинице пешком. И заодно посмотреть, что за церковь.
По пути обнаружился великолепный дом с наличниками. Пиршество.
А так - вот такие они - Столбцы.
Нечаянная радость - щенок.
Поел и выслуживается - облаивает Юру.
Вот и церковь св. Анны (1825 г.).
А это так, в качестве прощального привета.
На следующий день мы въехали в Минск. Но об этом после.