Осенние Сыромятники

Dec 14, 2010 15:20

Как, наверное, многие помнят, я работаю в московском районе Сыромятники - у нас тут огромное количество Сыромятнических улиц, переулков, проездов и др.

Осенью, в какой-то прекрасно-солнечно-золотой день, я решила немного побродить по окрестностям - правда, далеко от работы не ушла. Зато обнаружила прекрасную альтернативу лужам - стекла машин. Предприятие по фиксированию машинного зазеркалья, правда, было довольно рискованным, но встречи с разгневанными владельцами авто удалось избежать, и я благополучно продолжала съемку из окон нашего здания.

Под катом - снимки, а также выдержки из главы "Сыромятники" книги Романюка С.К. "По землям московских сел и слобод" (полный текст главы здесь: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/sela/mosslob21_1.html )
































"Москва была центром ремесленного производства: ведь, как правило, город начинался с того, что вокруг крепости, под защитой ее стен, начинал селиться ремесленный, а также торговый народ. Ремесленники были одной из самых главных составных частей городского населения, а что касается кожевенников, то их ремесло вообще было одним из старейших - кожа еще до приручения животных, до развития скотоводства была важнейшим продуктом, насущно необходимым для повседневной жизни человека.
В Москве кожевенники расселялись в нескольких местах: так, в Замоскворечье, на правом берегу Москвы-реки, поселились, в основном, овчинники, а на правом берегу реки Яузы СЫРОМЯТНИКИ(шорники), давшие название этой местности".

Верхняя Сыромятническая улица (Из Википедии: Название конца XVIII - начала XIX веков. Дано по Сыромятнической дворцовой конюшенной слободе, которая возникла в XVI веке; слобода была заселена ремесленниками, изготовлявшими из сыромятной кожи конскую сбрую), вид с 1-го Сыромятнического переулка.








"На Верхней Сыромятнической улице обращает на себя внимание щедро украшенный большой особняк (N16). Но пышные одежды скрывают классическое строение конца XVIII в., которое принадлежало московскому купцу П. X. Колесникову (оно не исследовано и может скрывать еще более ранние части). В 1879 г. особняк перешел к некоему дворянину Ф. Ф. Биркелю, который пристраивает к нему слева трехэтажную башню по проекту архитектора М. К. Геппенера. Полностью изменил свою внешность этот особняк при следующем владельце, купце второй гильдии Романе Богдановиче Шене, разбогатевшем на торговле шерстяной пряжей и известному в Москве своей благотворительной деятельностью. Он превратил его в 1894 г. в здание, похожее более на средних размеров дворец где-нибудь в западноевропейском городе (архитекторы Б. В. Фрейденберг и В. И. Чагин)".







Продолжение Верхней Сыромятнической в виде Костомаровского переулка (Из Википедии: Название было дано в XIX веке по фамилии землевладелицы, безвозмездно передавшей городу свою землю, по которой должен был пройти переулок, с тем, однако, условием, что он будет называться её именем). Переулок пересекает Сыромятническую набережную и Яузу и выходит на Андроньевскую площадь.


На Андроньевской площади стоит Троицкий собор (прп. Сергия Радонежского) в Рижской слободе


Ну, а теперь:
"Отойдем от шума и суеты Садового кольца и углубимся в переулки.
Сыромятники удивительное место. Уйдя с оживленных улиц, путник неожиданно оказывается как будто в другом городе, не в центре большого, одного из самых крупных урбанистических образований в мире, а в тихом, провинциальном, удаленном от суеты и шума столицы городке. Перед ним переулки, заросшие деревьями, сквозь трещины асфальта мостовых пробивается зеленая трава, изредка пройдет по тихому переулку прохожий, а ведь совсем рядом гудит тысячами автомобилей Садовое кольцо и неумолчно шумит людская круговерть у Курского вокзала".

Тот самый тоннель.






Направо после тоннеля начинается Нижняя Сыромятническая улица (Из Википедии: Название конца XVIII - начала XIX веков. Дано по Сыромятнической дворцовой конюшенной слободе, которая возникла в XVI веке; слобода была заселена ремесленниками, изготовлявшими из сыромятной кожи конскую сбрую).


Ну, а мы пока пойдем прямо, по Сыромятническому проезду (Википедия: Ранее назывался Хлудовский переулок. В нём находятся строения комплекса благотворительных учреждений, связанных с фамилией Герасима Ивановича Хлудова (?-1885), почётного гражданина Москвы. Переименован в 1954 г. по расположению на месте существовавшей в XVII веке Сыромятнической слободы).

И из Романюка: "Один из первых планов этой местности свидетельствует о том, что здесь находилась огромная усадьба (участок ее был площадью более II тыс. кв. саженей, что составляет более 5 га) с главным каменным домом, а между ним и Яузой были несколько прудов. В 1809 г. усадьбой владел купец Никифор Прокофьев, в начале 1821 г. она перешла к ревельскому второй гильдии купцу Фридриху Даниельсону. В тимпане портика главного дома до сих пор можно увидеть затейливо переплетенный вензель его сына Людвига Фридриховича Даниельсона.

Новые владельцы открыли на территории усадьбы пивоваренную фабрику и построили рядом, через переулок, длинное здание складов для хранения солода. В 1840-х гг. фабрика, владельцами которой стали первогильдейские купцы Виллиам Ватсон и Петр Дрейер, была второй по величине в Москве: в ней производилось пива на 57 тыс. рублей в год.

В 1855 г. эта огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному в летописях русской истории и коммерции Василию Александровичу Кокореву, как его называли, откупщицкому царю. Он разбогател на откупах, занялся банковским делом, основал несколько промышленных компаний и стал одним из самых богатых людей в России. Кокорев, к негодованию царской администрации, занялся и активной общественной деятельностью, в которой, впрочем, власти не дали ему развернуться. Некоторое время тут находилась фабрика сургуча, смолок и пробок Н. Ф. Мамонтова, которая в 1858 г. переехала в собственное помещение за Пресненской заставой, где было налажено производство масляных лаков. В конце XIX в, тут находилось акционерное общество "Московская Бавария", к которому перешла пивоваренная фабрика. Она просуществовала до первых лет нового XX в., когда часть усадьбы приобрели душеприказчики X. С. Леденцова, завещавшего свое состояние на образовательные цели, и главный дом в 1909 г. был переоборудован для помещения там городского училища. К тому времени старинная усадьба значительно сократила свою площадь: часть ее отрезала линия Московско-Курской железной дороги, а часть, выходившая к Яузе, была продана в другие руки. Заведующим домами был И. П. Голоулин, и еще много лет при коммунистах этот дом среди окрестного населения назывался "Голоулинским", и даже весь район до набережной Яузы - "Голоулинкой"."

Винзавод я не сняла - Вы уже поняли, что речь идет о современном Винзаводе, который сейчас является выставочным центром современного искусства. В другой раз как-нибудь. А пока - просто закоулки.





Боярышник. Надо отметить, что современные Сыромятники - это не только офисы и трамваи, но еще и боярышник и ясень.


Балконно-велосипедно-бельевые мотивы бывают даже в таких домах


"Напротив, через Хлудовский переулок (сейчас Сыромятнический проезд, 6), находятся строения целого комплекса благотворительных учреждений, связанных с именем Герасима Ивановича Хлудова. Хлудовы были ткачами-кустарями, вся семья отличалась умом, предприимчивостью, сметкой и огромным трудолюбием. После кончины основателя дела Ивана Ивановича Хлудова сыновьям досталось 200 тыс. рублей, которые они пустили для расширения производства. Вскоре они смогли завести торговлю в Москве, а в 1847 г. начали постройку бумагопрядильной фабрики в Егорьевске, которая стала одной из самых больших в Подмосковье. Вместе с братом Алексеем Герасим Хлудов управлял Егорьевской бумагопрядильной мануфактурой и стал одним из самых богатых людей в России. Он занимался и коллекционированием картин - в его собрании находилась федотовская "Разборчивая невеста", произведения Перова, Айвазовского, Брюллова.

После ранней смерти Павла, своего единственного сына, Герасим Хлудов пожертвовал несколько сот тысяч рублей и специально купленный огромный участок земли в Сыромятниках для строительства благотворительного учреждения, называвшимся "Домом призрения бедных". Г. И. Хлудов умер в 1885 г., и Купеческое общество на завещанный им капитал стало строить по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга большое здание приюта с домовой церковью. Он был открыт 8 мая 1888 г. В то время там поместили 50 женщин и 30 мужчин, а в 87 бесплатных квартирах 150 вдов с сиротами. Со временем около приюта на средства дочерей Хлудова были выстроены здания различных учреждений: так, Александра Найденова пожертвовала средства на строительство корпуса бесплатных квартир, Любовь Вострякова на бесплатное народное училище, Прасковья Прохорова на отделение слабых и одержимых недугами, а также на бесплатное женское ремесленное училище и еще один корпус бесплатных квартир (автором некоторых из этих сооружений был архитектор Л. Н. Кекушев).

В результате на большом (площадь его более 3 га) участке у Яузы в новых и старых зданиях образовался целый благотворительный городок. Перед первой мировой войной, в 1913 г., в бесплатных квартирах жили 570 человек, в приюте находилось 105 человек, в ремесленной школе обучалось 60 девочек, а в начальной школе 95 учеников."

Собсвтенно, вот она, Хлудовская богадельня.






Вернулась на Нижнюю Сыромятническую.
Обратите внимание на дом слева - рыжий такой с желтым. Это - дом напротив, как я его зову. Мои окна выходят прямо на него. Между тем, это (из Википедии) - Корпуса чаеразвесочной фабрики «Торгово-промышленное товарищество преемник Алексея Губкина А.Кузнецов и К» (1901, архитектор П. В. Харко). Здания являются выявленными объектами культурного наследия..
Сейчас там завод Плутон и масса каких-то тайных офисовю.


Всякие виды улицы.




Неувядающее украшение завода "Манометр" (саму проходную не снимала - несимпатишная она). Собсвтенно, он, "Манометр", и является определяющей доминантой нашей улицы - когда-то все здесь было его, "Манометра".

"Если с Верхней Сыромятнической улицы пройти в туннель под железнодорожными путями Курской дороги к Нижней Сыромятнической, то сразу же при выходе из туннеля с правой стороны начнутся строения завода "Манометр", основателем которого был Федор Федорович Гакенталь. История завода началась с 1886 г., когда Федор Гакенталь, записанный в мещанское сословие подмосковного города Подольска, получил разрешение на открытие в Денисовском переулке около Немецкой улицы литейного заведения. Потом он перевел его в Сыромятники и значительно расширил, устроив "бронзомеднолитейный, чугунолитейный и арматурный завод и фабрику манометров", получивший в 1896 г. на Нижегородской ярмарке большую золотую медаль. Стачечная борьба конца XIX - XX в. не обошла завод Гакенталя, его рабочие неоднократно устраивали забастовки, участвовали в демонстрациях; особенно частыми они были в 1905 г. Завод национализировали летом 1918 г. - он тогда стал называться 1-м арматурным, а через четыре года получил название "Манометр". Сам же Федор Гакенталь еще долго работал на собственном заводе, ибо новая власть на первое время не отказывалась от использования деловых талантов старого владельца, но только в 1926 г. он смог покинуть СССР. У туннеля стоит старое заводское здание, в котором на втором этаже находилась квартира Ф. Ф. Гакенталя."



Наш дом. И уверенной размашистой походкой спешит коллега на работу.


Ну, и дальше - разные виды бывшей фабрики - в прямом и отраженном вариантах.












Вид из моего окна на Яузу



Виден Таможенный мост (Построен в 1939 году. Соединяет Золоторожскую и Сыромятническую набережные. Назван по Таможенному проезду, некогда доходившему до моста по направлению к бывшей Складочной таможне).


В заключение хочу добавить, что все, как обычно, оказывается намного интереснее, чем это кажется на первый взгляд - такое насыщенное место, как, впрочем, и любое старое место любого старого города. Весной, когда будет повеселее, думаю походить дальше по Сыромятникам - и воочию увидеть, как эти места связаны с именами Боткина, Пирогова и других знаменитых людей.

рабочее, осень, фотки, Первопрестольная, ясень

Previous post Next post
Up